Українська правда

Хто досяг успіху, а хто провалився. Підсумки впровадження електронних держпослуг в регіонах

Переведення державних адміністративних послуг в електронну форму в країні йде дуже повільно. Більшість чиновників в регіонах ігнорують нововведення - їм невигідно руйнувати власну монополію і робити процес прозорим. (Рос.)

По итогам 2015 года Днепропетровская область стала безоговорочным лидером по количеству госуслуг, которые местные госорганы предоставляют жителям через интернет.

Сегодня таких услуг насчитывается 115, тогда как в Винницкой области — 49, а в Киевской — 35.

ТОП-5 замыкают Одесская (18) и Львовская области (13). В большинстве других регионах Украины количество доступных местных электронных госуслуг можно пересчитать на пальцах одной руки.

С такой статистикой закончил 2015-й год портал госуслуг iGov.org.ua. В июне 2015 года его запустил Дмитрий Дубилет, IT-директор "Приватбанка" совместно с десятком волонтеров.

Ресурс стал единственно возможной альтернативой Единому государственному порталу административных услуг, потому что госпортал никаких услуг в режиме онлайн до сих пор не предоставляет.

iGov — это некоммерческий проект. Он был создан для борьбы с коррупцией в сфере предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу, а также для улучшения качества взаимодействия государства с гражданами.

Сегодня на портале доступно 214 услуг. Большую часть из них можно получить через интернет. Впрочем, есть среди них и те услуги, для получения которых все-таки придется постоять в очередях под кабинетами чиновников, но только на определенных этапах.

Кто тормозит процесс

Перевод государственных административных услуг в электронную форму в стране идет очень медленно. Большинство чиновников в областях не проявляют особого интереса к внедрению таких новшеств.

Часто им просто невыгодно разрушать собственную монополию на предоставление госуслуг, и делать этот процесс прозрачным.

"Скорость запуска электронных услуг в первую очередь зависит от политической воли городского головы, депутатов и органов исполнительной власти на местах. И это главное условие. Если политическая воля сильная, тогда процесс запуска услуг происходит быстро", - делится опытом начальник управления информационных технологий Львовского горсовета Тимофей Александронец.

Такого же мнения придерживается Дмитрий Дубилет: "Административные услуги — это вертикаль влияния губернаторов. Например, мы с Саакашвили в Одесской области запустили услугу оформления субсидий. Теперь там доступны все районы области, кроме самой Одессы. С мэрией Одессы мы еще не договорились".

В Днепропетровской области е-услуги также внедряются при поддержке губернатора. Не все административные услуги местная власть может предоставлять без согласования с местной налоговой или, например, миграционной службой. Они должны договориться.

"В таких случаях губернатор только своим авторитетом может им помочь в этом. Например, так было с запуском в Днепропетровске электронной услуги от МРЕО. Тогда губернатор попросил руководителя областного МВД направить своего заместителя на встречу с волонтерами iGov. После этой встречи услуга заработала", — рассказывает Дубилет.

Лидеры и аутсайдеры

В результате активной поддержки губернатора, жители Днепропетровской области через iGov могут получить рекордное количество местных административных госуслуг — 115.

В то же время, в Кировоградской, Полтавской, Сумской, Харьковской областях жителям через интернет не доступна ни одна госуслуга.

Между тем, статистические данные портала iGov говорят о том, что чиновники областей-аутсайдеров напрасно игнорируют электронные госуслуги. Потребность в них со стороны граждан огромна.

Например, только за один месяц в разделе "Получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг" побывало более 75 тысяч посетителей. Но оформить эту субсидию через портал смогли только жители Днепропетровской и Киевской областей, потому что она работает только в этих регионах.

Днепропетровская и Киевская области также стали лидерами по количеству предоставленных электронных госуслуг местного уровня. Существенный разрыв между областями по количественным показателям вызван тем, что в разных регионах услуги запускались в разное время.

ТОП-5 областей по количеству предоставленных на iGov местных е-госуслуг
Название услугиК-во предоставленных услуг
Днепропетровская
Получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг5726
Выдача/замена паспорта гражданина для выезда за границу2924
Предоставление справки об отсутствии (наличии) судимости или ограничений, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством1325
Киевская
Получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг530
Регистрация авто с пробегом в МРЭО151
Регистрация места жительства (с опцией одновременного снятия с регистрации с прежнего места)84
Тернопольская
Выдача справки из государственной статистической отчетности о наличии земель и распределении их по владельцам земель, землепользователями, угодьями20
Предоставление единовременной материальной помощи7
Рассмотрение соответствия намерений относительно местоположения временного сооружения6
Ровненская
Предоставление справок незанятому населению об отсутствии земельных участков для ведения ЛСХ5
Выдача копий, выписок из распоряжений городского головы, решений, принятых городским советом и исполнительным комитетом4
Отправить обращение к городскому голове3
Одесская
Получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг19

Для улучшения уровня сервиса портал iGov постоянно собирает отзывы пользователей о качестве предоставленных услуг. Наивысшую оценку на сегодня имеют услуги социальной направленности, а низшую — услуги от Министерства внутренних дел.

3 услуги с самой высокой оценкой качества предоставления3 услуги с самой низкой оценкой качества предоставления
Название услугиКоличество баллов от 1 до 5Название услугиКоличество баллов от 1 до 5
Выкопировка из топографического плана города 1: 5005Регистрация авто с пробегом в МРЭО3,15
Выдача справок о получении / неполучении всех видов государственных социальных пособий5Предоставление выписки из Единого государственного реестра МВД Украины3,6
Получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг4,7Предоставление справки об отсутствии или наличии судимости4,1

Подводя итог 2015 года, Дмитрий Дубилет признается, что ошибся с прогнозом количества доступных услуг на портале в конце года. Летом он ориентировался на 250-300, а фактически доступно 214.

"Не учел, что запуск ряда услуг затянется из-за затянувшихся реформ внутри отдельных госорганов", — объясняет он.

Тем не менее, в 2016 году руководитель проекта планирует перевести в электронную форму все существующие услуги и подключить к ним все регионы страны.

ІТ