Українська правда

Голова "Укргазвидобування": Ціна на газ для населення в три рази нижче реальної

Якими мають бути тарифи на газ для населення, скільки коштує "Укргазвидобування" і як компанія буде повертати більше десятка мільярдів гривень боргу. Про це у другій частині інтерв'ю з головою правління ПАТ "Укргазвидобування" Олегом Прохоренко. (Рос.)

Друга частина інтерв’ю з головою правління ПАТ "Укргазвидобування" Олегом Прохоренко. Першу частину читайте тут.

О ДОЛГАХ И НАЛОГАХ

- "Укргаздобыча" подписала с ГФС договор о реструктуризации своих налоговых обязательств (На 1 октября сумма рассроченных налоговых обязательств компании составила 4,77 млрд грн, ЭП). Как складываются отношения компании с фискальными органами? В каких размерах компания платит текущие платежи?

- С ГФС мы встречаемся регулярно и у нас в целом конструктивные отношения. У нас месяц заканчивается с ГФС, и месяц начинается с ГФС. Комплексное решение вопроса закрытия налоговых обязательств сейчас в большой степени зависит от Кабмина.

Есть два постановления, которые призваны помочь решить вопрос закрытия взаимной задолженности по платежам за энергоносители: №375 и №20. Так вот, постановление №20 уже работает, оно определяет объемы субвенций на погашение разницы в тарифах. А вот постановление №375 уже принято КМУ, теперь необходимо получить решение бюджетного комитета. Его ждет вся отрасль, но его все никак не подпишут.

По этим двум постановлениям мы ожидаем закрытия большей части задолженности от НАК "Нафтогаз Украины". После этого можно будет вести более предметный разговор с ГФС. Сейчас все ждут, когда Кабмин обеспечит прохождение этих денег.

- Что это за деньги?

- Речь о взаиморасчетах внутри системы, о прохождении платежей за коммунальные услуги между бюджетом, НАК, нами и опять бюджетом. Бюджет должен покрыть "Нафтогазу" разницу в тарифах на сумму субсидий. "Нафтогаз" – заплатить нам за потребленный газ, а мы – уплатить ГФС налоги. Круг замыкается.

- Кто блокирует принятие этого постановления?

- Не блокирует. Мы ждем бюджетный комитет ВР.

- Речь идет о сумме порядка 9 млрд грн.

- По состоянию на 1 ноября общая дебиторская задолженность перед УГД составляет 8,7 млрд. Мы в свою очередь должны уплатить 8,1 млрд грн налогов. Из них 5,1 млрд грн – это сумма рассрочки с прошлых периодов. Остальное – текущие платежи. Фактически эти суммы друг друга перекрывают. То есть, как только НАК нам возвращают долги, мы закрываем свои обязательства перед ГФС.

- ГФС выдает рассрочку под 36% годовых. За счет чего будете погашать проценты?

- Под 1,5% учетной ставки НБУ, если быть точным. Сейчас это меньше чем 36%. Покрывать – за счет операционной деятельности. У нас нет другого источника. Проценты составят порядка 250 млн грн.

- Основными кредиторами УГД являются российские банки. Была информация о том, что компания просрочила платежи по обслуживанию некоторых кредитов. Как у вас сейчас обстоят дела с кредитным портфелем?

- Сейчас просрочки уже нет. Мы ее закрыли. Когда я пришел, мне достался кредитный портфель в размере 3,1 млрд грн. Из этого портфеля порядка 230 млн – это проблемный кредит с "Дельта банком", вокруг которого сейчас идут судебные разбирательства в треугольнике НБУ-банк-УГД.

Несколько кредитных линий "Проминвестбанка" были в дефолте. По ним порядка 5-6 месяцев не платились ни тело, ни проценты. Мы провели с банками очень сложные переговоры. В итоге утвердили график погашения задолженности. Сейчас мы этот график выполняем.

Таким образом, сейчас других проблемных займов, кроме кредита "Дельта банка", у нас нет.

- Банки выставляли штрафные санкции за просрочку платежей?

- Там, где это было возможно, мы договорились об отмене штрафных санкций. По "Проминвесту" в первую очередь. УГД – одна из самых больших компаний в Украине. Банки должны быть заинтересованы в работе с нами.

Мы готовы работать с любыми банками, в первую очередь с госбанками, поскольку мы все-таки компания, которая принадлежит НАК "Нафтогаз Украины". Я неоднократно обращался к госбанкам с предложением о сотрудничестве.

- Какие суммы вы просили?

- В этом году у нас недофинансирование производственной программы на 2,3 млрд грн. Мы заинтересованы в кредите хотя бы на 2 млрд грн. Но госбанки нам пока отказывают. Они говорят, что рассматривают нас в рамках кредитования общей группы компаний НАК и что пока по кредитам выбраны лимиты.

О ТАРИФАХ

- Андрей Коболев заявил о том, что правительство ведет переговоры с МВФ о снижении тарифов на газ для населения. При каких условиях это возможно?

- Эта информация немножко неправильно подана. Я был на комитете, где Коболев об этом говорил. Информация от Коболева звучала так: "Экономически целесообразный пересмотр цены газа для населения возможен, если цена импортного газа будет ниже 209 долларов за 1 тыс куб м".

При этом она должна оказаться ниже не по одному спотовому контракту. Это должна быть средняя цена по всем контрактам на протяжении определенного периода. Только тогда возможен пересмотр цены газа для населения.

- Каковы шансы, что это произойдет?

- Это зависит от температурных параметров. Если в Европе будет теплая зима, газ в Европе подешевеет. Так случилось прошлой зимой. Это сыграет нам на руку – возникнет возможность пересмотра цен на газ и тарифов для населения

- Можете ли вы сказать, насколько изменится платежеспособность "Укргаздобычи", если инициатива по поводу возможного снижения тарифов на газ для населения приобретет какое-то практическое действие?

- То, что говорит "Нафтогаз" – это немножко другое. "Нафтогаз" говорит о рыночности цен на газ. Рыночная цена сегодня формируется фактически по уровню импортного паритета. Для нас важно другое. На самом деле у нас цена не рыночная. Цена, которую мы получаем от "Нафтогаза" на газ для населения в три раза ниже, чем должна быть.

- То есть она должна быть свыше 4500 грн за 1 тыс куб м?

- Мы можем обсудить, какой она должна быть. Тут очень много вопросов. В целом, что для нас важно? Для нас важна разница, которая остается после изъятий в бюджет.

Сегодняшняя ситуация такова: цена, по которой у нас покупает НАК – 1590 без НДС или 1908 с НДС. После уплаты ренты у нас остается 477 грн на 1 тыс. куб. Из этой суммы еще надо перечислить другие изъятия в бюджет – акцизы, плату за землю, налог на прибыль.

- Сколько из них в итоге можно назвать чистой прибылью?

- Чисто формально, чистой прибылью можно назвать 93,9 грн с 1 тыс куб м. Рентабельность на уровне 7%, но эта "рентабельность" не совсем обоснованная.

- То есть 93,9 грн. из 477 грн. – это то, что вы можете потом куда-то вложить, потратить на развитие? 

- Нет, это бухгалтерское определение чистой прибыли. Это не то, что мы имеем право вложить, это то, что мы должны показывать в качестве прибыли. Минэкономики не одобрит нам финплан, если у нас вообще не будет прибыли. То есть на бумаге мы должны показывать какую-то бухгалтерскую прибыль.

- Ее можно назвать нарисованной?  

- Ее можно назвать нарисованной, и я объясню почему. Цена в 1590 грн как и уровень ренты были спущены нам сверху. Они по определению нерыночные. Так вот в цену 1590 грн за тыс куб м не заложены многие вещи. В частности, не все операционные затраты и затраты на ремонт основных средств. В ней не полностью учтены расходы на выплату процентов по кредитам.

Для того, чтобы покрыть наши расходы и обеспечить капитальные инвестиции на уровне, необходимом для поддержания стабильной добычи, цена должна быть минимум 3500 грн с НДС. В этой цене "сидит" текущая ставка ренты в 70%.

Цена рассчитана следующим образом: если рента остается на нынешнем абсолютном уровне, а цена повышается, то доля налога в ней снижается. Если мы увеличиваем цену и оставляем абсолютный размер ренты, то налог в цене составит 39%. При соотношении цена 3500 и рента 39% у нас полностью просчитываются капинвестиции, финансовые и операционные затраты.

Это та цена, которая позволит поддерживать добычу на стабильном уровне в перспективе года-двух. Поэтому я продолжаю повторять – нас интересует соотношение цены-ренты, которое оставляет нам достаточно инвестиционного ресурса. Для того чтобы говорить о росте добычи, цена должна быть еще больше или рента еще ниже.

Потребуется время, чтобы выйти на цену 3500 грн. Если вы поднимете подписанный в прошлом году меморандум МВФ, то увидите – к апрелю 2017 целевой показатель цены на газ "Укргаздобычи" в нем указан не ниже 150 долл. На основании этого НАК, Минфин и МВФ согласовали определенный график повышения цены. По состоянию на апрель 2016 года она должна составить 110 долларов за тыс куб м, к апрелю 2017 года – 150 долларов за тыс куб м.

- На сегодняшний день этот план в силе?

- Пока да. Мы ориентируемся, что с апреля 2016 года цена для нашего газа составит 2475 грн. По прежнему курсу это 110 долларов за тыс куб м. Сейчас идет разговор о том, что эта цена может быть выше.

- На сколько?

- Есть мнение, что в апреле следующего года она может составить порядка 130 долларов.

- В марте 2016 года истекает срок разрешения для Шебелинского ГПЗ на продажу топлива качества Евро-2. Будете продлевать его или займетесь модернизацией предприятия?

- Для нас сделано исключение из техрегламента, по которому нефтепродукты должны соответствовать качеству Евро-3 и Евро-4. Срок действия этого исключения заканчивается 31 марта 2016 года.

Компания проводит два проекта по модернизации оборудования, которые позволят вписаться в требования техрегламента Евро-3, а потом и Евро-4. Первый проект касается гидроочистки дизеля. С ним все более-менее понятно. Этот проект планируется закончить к марту.

- А по бензину?

- По бензину ситуация сложнее. Там задолго до прихода новой команды велась дискуссия о том, какие проекты делать. С середины 2000 годов обсуждался проект изомеризации. Он бы позволил решить проблему высокого содержания бензола при производстве бензина.

Это очень дорогой проект, порядка 100-120 млн долл. В конечном итоге решили не идти по пути изомеризации. Сейчас мы идем по пути низкобюджетной модернизации, которая позволит, по крайней мере, выпускать бензины в соответствии с Евро-3, а потом и Евро-4.

- Так вы сможете адаптировать топливо к Евро-3 или нет?

- По дизелю компания планирует вписаться в сроки. По бензину – возможно нет. Из-за недостатка финансирования сроки проекта сдвигаются. По бензину мы обратились с просьбой в Минэнерго вынести на Кабмин решение продлить сроки действия этого исключения из техрегламента.

- На какой период будет очередная пролонгация?

- Сейчас мы говорим о конце 2016 года, но это при условии, что будет финансовый ресурс для окончания проекта модернизации именно производства бензинов.

- Завод работает с кем-то на давальческих условиях?

-  Проектная мощность Шебелинского завода – это 1 млн тонн. Но сейчас мы его загружаем примерно на 450-500 тыс тонн. Свободные мощности мы намерены дозагрузить  давальческим сырьем.

Мы размещаем на своем сайте объявления о привлечении давальческого сырья, в котором указываем все условия такого сотрудничества. Нам это выгодно, потому что получаем маржу от переработки.

Фото з Facebook-сторінки Олега Прохоренка

- С кем именно он работает?

На данный момент с давальцами работает наше подразделение ТЦСК "Базилевщина", таким образом оно полностью загружено. Там мы перерабатываетм ШФЛУ (широкая фракция легкого углеводорода). Мы сотрудничаем с Эпром Про, Матрапак Украина, Газтрон Украина.

- Из-за спора с трейдерами тендеры УЗ по покупке дизеля оказались заблокированы. "Укразалізниця" столкнулась с дефицитом топлива и Шебелинскому заводу поручили обеспечить ее дизелем на период выяснения тендерного спора. Насколько долгим было это сотрудничество?

- У нас не было этого сотрудничества. В августе ко мне обращались люди из "Укрзализныцьпостач" с теоретической возможностью поставки дизельного топлива в размере 10 тысяч тонн в месяц. Такой объем мы даже при всем желании на тот момент так выдать не могли. Потом этот вопрос отпал, поскольку суд принял решение и разблокировал тендер железнодорожников.

О СТОИМОСТИ КОМПАНИИ И ПРЕТЕНЗИЯХ ФИНИНСПЕКЦИИ

- EY проводил аудит активов НАК "Нафтогаз Украины". Во сколько аудиторы оценили ваши активы?

- Общий баланс по аудированной отчетности за 2014 год у нас 36 млрд грн. Знаете, бухучет – это одна из наших болевых точек. У нас нет централизованной системы учета. Система учета в целом очень отстала, мы тоже начали ее модернизировать.

Сейчас бухгалтерия получает периодические отчеты от структурных подразделений, потом собирает эти отчеты воедино по украинским стандартам, а потом уже, на этапе аудита, происходит конвертация этих отчетов в международный стандарт. Сейчас у нас одно из направлений реформирования компании – это внедрение централизованной системы учета на базе системы SAP.

- Когда вы планируете это сделать?

- В течение 2016 года. Мы планируем внедрить централизованную систему учета, которая позволит вести первичную документацию уже по международным стандартам и консолидировать отчетность без конвертации на уровне центрального аппарата. Это очень важно. По части ведения учета компания зависла на уровне 90 годов.

В УГД нет четкой системы учета, которая бы позволила оперативно просматривать состояние остатков на складах, оперативно в живом режиме анализировать положение дел с кеш-флоу, прибылью, убытками. Системы SAP уже работают в НАК, "Трансгазе".

УГД начала проект по ее внедрению в 2012 году, но он был прерван в 2014 году. Тогда SAP подала на УГД в суд. Предмет судебных разбирательств – около 100 млн грн. У нас уже порядка трех месяцев идут переговоры о том, чтобы конструктивно разрешить эту ситуацию. Это сложные переговоры.

SAP требует оплаты за то, что они сделали. Мы занимаем позицию, что SAP должна найти возможность реструктуризации долгов, ухода от судебных исков, учитывая состояние Украины. В целом есть понимание с обеих сторон и конструктивный подход к разрешению этой ситуации.

Надеемся в ближайшие недели подписать мировое соглашение, что позволит реанимировать проект по созданию централизованной системы учета и внедрить систему уже в 2016.

- Буквально на днях появилась новость о том, что Государственная финансовая инспекция выявила по УГД нарушений на сумму почти в 2 млрд грн.

- Вы посмотрите, за какой это период - 2011-2014 годы. Я не хочу никого обвинять, ГФИ делает свою работу, но у меня лично последние пару месяцев ощущение, что Госфининспекция сейчас сознательно блокирует нашу работу.

- Что вам дает основания так говорить?

- Госфининспекция заблокировала нам сейчас 51 млн грн платежей на капитальные инвестиции. Эти средства нужны для модернизации Шебелинского завода, для строительства и обустройства новых скважин. Их определение, почему они блокируют – потому что у нас не принят финплан.

Финплан у нас не принят из-за бюрократии в наших министерствах. Финплан последние 6 лет в принципе не принимался - с 2009 по 2014 год у этой компании не было финплана, принятого до конца года.

Еще одна претензия касается того, что мы не выполняем закупки согласно закону о госзакупках. Я скажу так – мы работаем и будем работать в правовом поле. "Укргаздобыча" традиционно не работала по закону о госзакупках. Закупки осуществляются по внутренним процедурам и внутреннему порядку компании. Это право закреплено за компанией судебными решениями.

Сейчас в судах есть судебные разбирательства по поводу того, распространяется ли на "Укргаздобычу" действие закона о госзакупках. У меня позиция простая и я озвучивал ее аудиторам много раз – будет окончательное решение судов, мы будем выполнять. Пока нет такого решения. Явно же не работа Госфининспекции играть роль судей, чтобы решать, какие законы и как применимы к УГД.

В последние месяцы мы усовершенствовали наш внутренний порядок закупок в соответствии с лучшими международными практиками.

- Как именно?

- Например, разделили квалификационную часть и оценку ценовых предложений. Раньше просто открывались тендеры. Фирмы-прокладки могли подтасовывать цены. Сейчас оценивается техническая квалификация контрагентов, изучается специфика поданных заявок, а потом уже открывается цена.

Мы на этапе технической квалификации отбраковываем прокладки-нулевки. Это нормальная международная практика. Наш процесс закупок уже сейчас лучше требований, которые содержатся в законе о госзакупках.

Закон о госзакупках никак не мешает заводить и расписывать тендеры на 2-3 прокладки, а мы делаем процесс, в котором это в принципе невозможно. Более того, мы сейчас начали проект с Deloitte при технической поддержке Госдепартамента США по совершенствованию системы закупок, внедрению действительно практик мирового уровня.

И вот приходит Госфининспекция и говорит, что мы не выполняем закон о госзакупках. Если суд, Кабинет министров или Верховная Рада принудит нас своим решением, законом или нормативно-правовым актом, то не вопрос, мы будем выполнять норму закона. Но сейчас такой нормы нет. И когда Госфининспекция приходит и блокирует платежи, мы вынуждены поднимать этот вопрос на уровне премьер-министра, президента, Совета нацбезопасности.

- По вашему мнению, чего контролеры таким образом пытаются добиться?

- Я не знаю. возможно дуют на холодное. но эта ситуация требует срочного решения. Мы недавно обратились на этот счет письмом к Премьер-министру, надеюсь на его скорое вмешательство.

Укргазвидобування Нафтогаз