Чому міжнародні донори незадоволені Україною

Чому міжнародні донори незадоволені Україною

П'ятниця, 18 вересня 2015, 10:30 -
Міжнародні донори виділяють фінансування, але українська сторона використовує його не повною мірою. Вибірка міжнародних коштів дуже низька. На 1 серпня цього року вона склала 22% річного плану.

Реализация проектов, финансируемых международными финансовыми организациями, под угрозой.  

Причин для таких опасений как минимум две. Первая - это плохая выборка средств, выделяемых Украине мировыми институтами. Вторая – неторопливость чиновников, а в отдельных случаях и откровенный саботаж, при согласовании необходимых для реализации проектов документов. 

Эти проблемы, к сожаленью, никуда не делись и могут стать причиной приостановки масштабных проектов по восстановлению и модернизации инфраструктуры страны.

Низкая выборка

Реклама:

Последние полтора года Киев постоянно просит у мирового сообщества средства - на восстановление разрушенной инфраструктуры Донбасса, реализацию реформ, погашение дефицита бюджета, пополнение золотовалютных резервов.

И несмотря на претензии со стороны международных институций, Украина со скрипом, но получает заемные средства.

В условиях оттока инвестиций эти ресурсы казались едва ли не единственным финансовым потоком, за счет которого можно было как-то подпитывать украинскую экономику.

Оказывается, это не так. Международные доноры выделяют финансирование, но украинская сторона использует его не в полной мере. Выборка международных средств очень низкая.

По состоянию на 1 августа этого года она составила 41% от помесячной росписи спецфонда госбюджета за этот период или 22% годового плана.

Проекты МБРР

Именно по этой причине может приостановиться реализация двух проектов за средства МБРР.

Речь о втором проекте по модернизации местной инфраструктуры стоимостью в 350 млн долларов и проекте по повышению энергоэффективности в сегменте централизованного энергоснабжения - 382 млн долларов.

С освоением средств Вcемирного Банка у Киева в этом году не задалось.

Во-первых, существует реальные проблемы с проведением финансирования.

"Если в прошлом году выборка составляла 32% от годового плана, то в этом 18%. Отношения с ВБ сейчас очень напряженные. Чимяо Фан уже пригрозил закрыть эти проекты", – отмечает в разговоре с ЭП собеседник из Министерства финансов.

Например, по факту проект по модернизации местной инфраструктуры завершен. Однако по информации ЭП, по состоянию на 10 сентября по нему не проведено достаточно большое количество платежей на суммы 84,2 млн гривен, 152 тысяч евро и 153 тысяч долларов. По процедуре сделать это нужно до 31 октября.

Во-вторых, на все это накладывается личностный фактор. Срок полномочий директора Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Чимяо Фана истек летом этого года. Контракт ему продлили на год.

Все это время Чимяо Фан вел себя непублично: с прессой не общался, количество публичных мероприятий свел к минимуму. Заслужить репутацию реформатора Чимяо не удалось.

Поскольку срок пребывания его на этой должности заканчивается, то сейчас самое удобное время для кардинальных решений, в том числе для сворачивания рискованных проектов.

Основные сложности – с кредитами

Впрочем, проблемы у Украины не только с проектами ВБ.

С 2007 года в Украине действует механизм секторальный поддержки Европейского Союза. Европейцы дают Киеву деньги бесплатно и безвозвратно на реализацию программ в различных секторах экономики.

По состоянию на 18 августа таких в Украине реализовывается шесть программ секторальной поддержки на сумму 614 млн евро. Освоено пока 329 млн евро.

Эти средства поступают в спецфонд госбюджета и имеют целевое назначение. За исключением небольших задержек с проведением платежей украинской стороной больших проблем с освоением денег ЕС нет.

Основные сложности приходятся на предоставленные МФО кредиты.

Есть проекты, по которым за семь месяцев этого года Украина выбрала гораздо меньше, чем планировала. Остальное предполагается потратить за оставшиеся четыре месяца, но вероятность, что это произойдет, невысока.

Пример - проект по передаче электроэнергии, который финансирует МБРР. По состоянию на 6 августа использовано всего 136,4 млн гривен. До конца года планируется выбрать примерно 705 млн гривен.

Cложности также и с реализацией проектов по развитию дорожной инфраструктуры. Так, за бюджетной программой "Развитие автомагистралей и реформа дорожного сектора" в этом году закреплено 4,7 млрд грн. За семь месяцев текущего года выборка составила всего 32% от плана на этот период.

"Завис" и проект на повышение эффективности передачи электроэнергии – модернизацию подстанций согласно кредитному соглашению с немецким KfW. В этом году Украина не потратила ни копейки. Часть средств по нему предстоит аннулировать из-за невозможности провести тендеры по закупке соответствующего оборудования.

Более подробно с информацией о реализации проектов на средства международных кредиторов можно ознакомиться здесь.

Основная причина низкой выборки  – девальвация.

Так, кредитные соглашения рассчитываются исходя из средневзвешенного курса продавцов и покупателей, который сложился в текущий рабочий день по данным Системы подтверждения соглашений на межбанке. Подобная привязка негативно отразилась на выборке средств по контрактам, номинированным в гривне.

Как результат рост цен на топливо, строительные материалы и энергоносители привели к замедлению темпов выполнения работ. Масса претензий в связи с этим к "Укравтодору".

"С учетом курсовых колебаний долгосрочные задержки с проведением платежей в нацвалюте негативно влияют на финрезультат подрядчиков, приводят к вымыванию оборотных средств, убыткам и задержкам с выполнением работ", – говорится в аналитических материалах правительства.

По состоянию на начало августа сумма задолженности агентства составляла 108,5 млн грн, из которых 80,5 млн грн – просрочка.

МЭРТ vs Минфин

До недавних пор работой с международными финансовыми организациями занималось два ведомства – Минэкономразвития и Минфин.

Летом этого года МЭРТ передал свои полномочия по работе с МФО Минфину.

"Правда, сделал это довольно коряво. На бумаге функции переданы, а 21 человека, которые должны их выполнять, нет. В таких условиях работу наладить весьма проблематично", - отмечает собеседник ЭП из Минфина.

Впрочем, в министерстве Айвараса Абромавичуса за собой особой вины не чувствуют.

"Минфин попросил передать им функции по управлению госдолгом. Мы отдали функционал, но мы не довольны тем, как они выполняют свои обязательства. Мы передали им штатные единицы, которые они распорошили по разным направлениям работы министерства", - говорит источник издания в МЭРТ.

"Им нужно заполнить эти вакансии. Артем Шевалев (Заместитель Министра финансов Украины по вопросам европейской интеграции, ЭП) озвучивал планы создать офис специалистов по работе с МФО", – добавляет он.

По словам собеседника, если в течение месяца-двух Минфин не наладит эффективную работу в этом направлении, будет подниматься вопрос о возвращении этих функций обратно МЭРТ.

Нелюбовь к прозрачности

В зону ответственности МЭРТ входит сейчас работа с технической помощью.

"Речь о работе с грантами, привлечении консультантов, упрощении процедуры регистрации технической помощи", – объяснил в разговоре с ЭП министр экономического развития и торговли Айвавас Абромавичус.

По его словам, у предприятий и организаций, которые осваивают эти средства, есть проблема с прозрачным использованием этих средств и отчетностью.

"Этих средств может быть больше. Доноры хотят ассоциироваться с какими-то позитивными изменениями в этой стране. Для них важно понимать, на что потрачены их деньги", – объясняет министр.

По словам экс-министра экономики Павла Шереметы, ресурсы МФО – "белые", а украинская бюрократия не очень любит такие средства.

"Она хорошо работает с теневыми потоками. Эта нелюбовь проявляется в том, что вещи, которые можно сделать за месяц, делаются годами. На самом деле этих денег может быть в несколько раз больше, но все упирается в непрофессионализм, отсутствие стимулов для сотрудников. Когда нужно сделать что-то быстро нередко встречается откровенный саботаж", – отмечает он в разговоре с ЭП.

В свое время департамент в МЭРТ по работе с международными финансовыми организациями возглавляла Елена Кучеренко. Она занимала эту должность еще со времен Януковича.

"Я слышал много жалоб на ее работу от МФО и отстранил ее от руководства этим департаментом. Жалобы касались непрозрачности работы со средствами, медлительности, непрофессионализма. Теперь она возглавила департамент по вопросам регионального развития в Минрегионе. О чем еще можно говорить?", – отмечает Шеремета.

При этом в распоряжении ЭП есть документы, которые свидетельствуют, что между Минфином и Минрегионом уже не один месяц продолжается конфликт вокруг средств МФО.

Минрегион настаивает на перераспределении средств между тремя проектами в связи с девальвацией гривны и внесении соответствующих правок в дополнение 9 к госбюджету (список кредитов, которые привлекаются в спецфонд).

Минфин считает подобную корректировку нецелесообразной, поскольку официально выделение средств по этим проектам происходит согласно дополнениям 3 и 4 (расходы бюджета).

Из-за этого Минрегион на уровне профильного департамента отказывается подписывать платежки.

В неофициальных разговорах чиновники объясняют упрямство Минрегиона не так желанием соблюсти формальности, как намерениями как можно дольше сохранить возможности для коррупции, которые скрывает в себе подобное положение вещей.

По их словам, пропуск платежей, равно как и допуск комунальных предприятий к участию в проектах МФО, имеют свою цену.

Отдельная коррупционная площадка – заполнение вакансий по направлению работы с МФО.

Руководителем проекта назначают, как правило, заместителя министра. Однако, по словам собеседника ЭП из МЭРТ, под ним должно быть еще множество людей, которые занимаются этими проектами. Например, в каждом ведомстве должна быть комиссия по отбору консультантов.

"Сейчас нормальной комиссии нет ни в Минрегионе, ни в МОЗе. Консультантов не могут выбрать годами. А если их выбирают, то оказывается, что это бывшие чиновники с коррупционными связями", - рассказывает собеседник издания из МЭРТ.

"Вы же понимаете, у консультантов – очень хорошие зарплаты, там контракты на 200 тысяч долларов и больше. Идет борьба, кто попадет на должность руководителя группы управления проектом и другие подобные позиции", – добавляет он.

Реклама:
Підпишіться на наші повідомлення!