Українська правда

Навіщо потрібен транзит через Росію, або Як придбати вугілля у сепаратистів

12 серпня Кабінет зробив епохальний крок. Відтепер Україна офіційно торгує з людьми, які вбивають наших солдатів. Досі це робилося сором'язливо, і називалося "контрабанда". Тепер угоди з сепаратистами легалізовані.

Украина уже больше года находится в состоянии войны. Можно назвать ее гражданской, потому что одна часть страны сражается с другой. Но с нашими солдатами воюет Россия, которая после аннексии Крыма поддерживает другую сторону вооружением и войсками.

Людей, которые убивают украинских солдат в Донбассе, в наших СМИ называют сепаратистами, в российских - ополченцами.

Украинская официальная пропаганда представляет сепаратистов и российских наемников людьми второго сорта, которые грязно нарушают Минские соглашения. За финансирование сепаратизма могут посадить в тюрьму.

Но эти господа имеют важное преимущество. На контролируемой ими территории находятся шахты с теми сортами угля, которые подходят для сжигания на украинских тепловых электростанциях. Этот уголь можно купить за бесценок, чтобы перепродать его официальным властям Украины гораздо дороже.

А раз так, то пришло время преследовать национальные интересы и спасать шахтерам Донбасса.

Конечно, можно закупить похожий уголь в другой стране, но зачем? Международные цены известны, и заработать на этих поставках сложно. Зато у сепаратистов уголь можно купить за бесценок, и маржа там известна только посреднику. Посредник, естественно, должен быть правильный.

Почти всю весну и все лето 2015 года наши власти как бы не замечали проблем, и вдруг 31 июля обнаружили – в энергетике критическая ситуация. Не хватает угля.

И вот, премьер Арсений Яценюк приказал до октября заполнить склады украинских электростанций углем. За полтора месяца Минэнерго должно накопить 1,4 млн тонн угля марок "А" и "П", а также 1,8 млн тонн угля марок "Г" и "Д".

"Накопить" означает купить. Часть угля украинские власти решили приобрести… у сепаратистов.

Открыто об этом, конечно, не говорится. Неудобно перед семьями солдат, которые погибли или покалечены в зоне АТО. Странно объявлять такое как раз в момент очередной волны призыва в армию.

Поэтому 12 августа министр энергетики Владимир Демчишин объявил, что правительство приняло решение о транзите угля через территорию РФ.

По словам чиновника, Кабмин рассматривал три маршрута, расстоянием от 10 до более 300 км. Уголь должен вывозиться из зоны АТО через территорию России на ТЭС, которые работают в Объединенной энергосистеме Украины.

Фото rustelegraph.ru

Вы услышали в этом заявлении слова "сепаратисты", "уголь", "закупка в зоне АТО"? Мы тоже нет. Но это подразумевается.

12 августа Кабинет совершил эпохальный шаг. Отныне Украина ОФИЦИАЛЬНО торгует с людьми, которые убивают наших солдат.

До сих пор это делалось стыдливо, и называлось "контрабанда". Через блокпосты сновали автомобили и железнодорожные составы, которые были загружены в том числе углем. По данным издания Insider, в 2015 году из непризнанных ЛНР и ДНР в Украину было поставлено порядка 1 млн тонн угля. Это большая часть того, что сегодня имеется на складах генерации.

Но поставки происходили как бы в "невидимом" режиме. Попутно информационное пространство уже давно прорабатывалось для того, чтобы разрешить поставки угля с "украинской, хоть и временно оккупированной территории".

Скриншот с новости на сайте ukranews.com

Теперь сделки с сепаратистами УЗАКОНЕНЫ. В нашем распоряжении есть проект постановления "Некоторые вопросы обеспечения отечественных теплоэлектростанций углем", которое рассматривал Кабмин.

Документ описывает вывоз угля из зоны АТО через территорию Российской Федерации. С территории Луганской и Донецкой областей, через пункты пропуска Квашине и Червона Могила, которые на данный момент не контролируются украинскими органами власти. Они расположены на территории сепаратистов.

Затем составы с углем будут следовать по территории Российской Федерации. Некоторые специалисты оценивают этот отрезок в 150 км. После чего уголь второй раз будет пересекать российско-украинскую границу, но уже в Харьковской области (Тополи, Купянск). Предполагается, что таким образом можно будет получать из зоны АТО до 400 тыс тонн угля в месяц.

В документе говорится, что схема доставки угля была разработана еще в феврале 2015 года.

Карта зоны АТО и точки вывоза угля согласно постановлению Кабмина. Источник карты mediarnbo.com

С точки зрения потребления, в транзите заинтересована тепловая генерация в лице принадлежащей Ринату Ахметову "ДТЭК Энерго" и государственной "Центрэнерго".

"ДТЭК рассматривает возможность транзита угля через РФ на основе соответствующего распоряжения Кабинета Министров как альтернативный путь доставки украинского угля. Это – дополнительный маршрут для вывоза антрацита из Донбасса", - сообщили в пресс-службе "ДТЭК Энерго". По словам Максима Тимченко, генерального директора "ДТЭК Энерго", данную схему доставки угля компания предлагала еще осенью 2014 года.

Описанная схема транспортировки угля для компании "ДТЭК Энерго" действительно не нова. Российская газета "Коммерсант", ссылаясь на собственные источники, писала: "Поставки угля из Донбасса транзитом через территорию РФ на Луганскую ТЭС шли и в этом году, когда прямые поставки были невозможны из-за поврежденной инфраструктуры". Собственно, это та самая ТЭС, на складах которой хранится едва ли не 70% всего антрацита в Украине.

Почему затянуто снабжение Украины углем

Украинские ТЭС действительно не накопили достаточные запасы угля, хотя ситуацию вряд ли можно назвать критической. Она рабочая, ведь сейчас еще середина августа.

Как сообщается в тексте проекта постановления Кабмина о транзите, по состоянию на 20 июля на складах электростанций находится 1,5 млн тонн угля (из них 915 тыс тонн приходится на марки "Г" и "Д", 599 тыс тонн – Аш и П).

Ежедневная потребность украинских ТЭС в угле оценивается в 87 тыс тонн. К началу отопительного сезона на складах должно быть минимум 2,5-3 млн т угля. То есть, с середины августа – до середины октября необходимо накопить 1 – 1,5 млн тонн угля.

Правда, наличие еще не означает возможность сжечь уголь и получить электроэнергию. Примерно половина имеющихся запасов угля остается "запертой" на складах Бурштынской (работает на экспорт) и Луганской ТЭС (расположена на территории АТО, отрезана от энергосистемы Украины). Значит, реально на теплоэлектростанциях, которые работают на потребности нашего энергорынка, есть порядка 700-800 тыс тонн угля.

Наибольшей проблемой остается транспортировка антрацитовых углей, на которых работает половина тепловой генерации. До недавнего времени из зоны АТО работал только один из трех железнодорожных переходов Ясиноватая – Скотоватая.

Типичное повреждение на участке Ясиноватая-Скотоватая. Фото orbita.dn.ua

Согласно словам вице-премьера Вощевского, вскоре должно будет возобновлено движение на переходе Майорская – Никитовка. На этом участке можно будет транспортировать 350 – 400 тыс тонн угля в месяц. Длина поврежденного участка составляет чуть более 3 км. Он был поврежден в апреле. Но вопрос с ремонтом данного участка не решался из-за отсутствия компромисса по прекращению огня в данной местности.

С другой стороны, ситуация стала критической не внезапно – все это просчитывалось заранее. Как сегодня можно оценить очень большие проблемы для украинской энергетики зимой 2015/2016. Но по странной причине ситуацию как бы специально доводили до кризисного состояния.

Еще постановление Кабмина №263 от 7 мая 2015 года "Об особенностях регулирования отношений в сфере электроэнергетики на территории, где органы государственной власти временно не осуществляют или не в полном объеме осуществляют свои полномочия" предусматривало разработку и внедрение механизмов накопления запасов угольной продукции для прохождение осенне-зимнего периода 2015 – 2016 году. Данное поручение было адресовано Минэнергоугля, НКРЕКП и ГП "Энергорынок". В качестве ресурса для решения данного вопроса были указаны невыплаченные средства, предназначавшиеся генерации, находящейся в зоне АТО.

Однако, спустя три месяца ситуация так и осталась критической. По данным одного из источников, трехмесячные переговоры с трейдером Mercuria не увенчались успехом, хотя привлечение этой компании якобы лоббировал лично Демчишин. Министр, который по многим данным является доверенным человеком Константина Григоришина, даже успел анонсировать подписание договора на поставку угля из РФ морем. Тем не менее, сделка сорвалась, и в этом есть прямая "заслуга" руководства "Центрэнерго".

Константин Григоришин, протеже которого считают Владимира Демчишина. Фото korrespondent.net

Тот же уголь, но дороже

Новое распоряжение предусматривает, что уголь из зоны АТО (по факту, с территории так называемых ЛНР и ДНР) будет поставляться на территорию Украины железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации. Разумеется, "временно, до возобновления железнодорожного сообщения по территории Украины".

Поставляться он будет энергогенерирующим компаниям тепловых электростанций, участвующим в регулировании графика нагрузки энергосистемы Украины.

По оценкам Максима Тимченко, генерального директора "ДТЭК Энерго", данный маршрут доставки более выгоден по сравнению с импортом угля. Хотя он увеличит транспортные расходы на 300 грн на тонне.

Министр энергетики Владимир Демчишин и глава ДТЭК Максим Тимченко. Фото comments.ua

Один из участников энергорынка, пожелавший остаться неназванным, дает немного более скромные оценки. "Технически данная операция возможна, но стоимость угля возрастет с 400 до 600 грн на тонну, с учетом тарифов на железнодорожные перевозки на территории РФ. Дополнительно отмечу: данная схема поставки угля лежит в политической плоскости исключительно. Откроет ли РФ железнодорожное сообщение для перевозки угля, предназначенного для украинских ТЭС, - большой вопрос по состоянию на сегодняшний день. Ответа на него нет ни у кого", - считает он.

По словам третьего источника, цена вопроса составит 5-10 долларов за тонну (порядка 110-220 грн).

В Федеральной таможенной службе РФ и РЖД от комментариев отказались.

Кто будет поставлять уголь из зоны АТО

Из зоны АТО может поставляться только уголь, купленный у предприятий, расположенных на контролируемых сепаратистами территориях. Согласно местным событиям, там расположены самопровозглашенные ДНР и ЛНР со своим законодательством и управляющими органами.

В распоряжении Кабмина есть путаница непонятного происхождения. Согласно документу, поставляемый уголь должен быть добыт угледобывающими предприятиями, которые:

- зарегистрированы или пребывают на учете как налогоплательщики в территориальных органах ГФС, расположенных в населенных пунктах, на территории которых органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме;

- осуществляют расчеты за уголь исключительно через счета, открытые в установленном законодательством порядке в банковских учреждениях, расположенных в населенных пунктах, на территории которых органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме.

Кто же будет поставлять уголь из зоны АТО в Украину? Судя по всему, мы имеем дело с легализацией схемы поставки и оплаты угля от сепаратистов.

Фото ukranews.com

Проблем вопросов с перерегистрацией предприятий в зоне АТО нет. Нотариусов из зоны АТО лицензий не лишали. Все они переехали в ближайшие города на украинской территории, но могут сделать документы о перерегистрации, о которых говорится в распоряжении, кому угодно. А значит, распоряжение Кабмина открывает путь к появлению на сцене различных "прокладок" по примеру "шахты им. Киселева" (официально начала ликвидироваться в 2011 году, но процесс до сих пор не закончен, и через шахту проходит множество странных платежей).

Стоит также ожидать дальнейших манипуляций со стоимостью угля и перевозки. Стоимость угля в зоне АТО может быть вообще какой-угодно. Говорят, что его можно купить и по 500 грн за тонну. Сейчас в зоне складировано около 2 млн тонн антрацита. Поэтому в цене НКРКЕУ 1300 грн без НДС за тонну антрацита может содержаться 500-700 грн "интереса".

Участникам энергорынка прекрасно известно, что уголь из зоны АТО прекрасно выезжает "с другой стороны". Имеется ввиду вывоз угля с шахт на территорию РФ через не контролируемую Украиной границу. Об этом пишут блоггеры, а теперь еще и "Коммерсант".

Механизм проверки происхождения угля, который будет ввозиться транзитом из РФ, в документе не прописан. Ни ГФС, ни пограничники не в состоянии этого выяснить. Не в состоянии или не должны?

Ни одно из ведомств так и не смогло предоставить комментарий по этому поводу. Все, что нужно для провоза "сепарского" угля – это железнодорожные накладные и предупреждение за трое суток до прихода на границу Харьковской области.

Министр энергетики Владимир Демчишин не стал комментировать схему поставок угля из АТО. Фото nv.ua

Теперь главный нюанс. Как и с кем будут производиться расчеты по расходным статьям угледобывающих предприятий (за электроэнергию, воду, материально-технические нужды, зарплаты и т.д.)? Тут мы напрямую сталкиваемся с явлением финансирования сепаратизма – в законодательном понимании этого термина.

Причем, за государственные украинские деньги.

Замена Sovewick Holding Limited и Mercuri?

Постановление Кабмина создает бесконечный простор для вариантов.

За "транзитный" уголь придется платить больше на 300-800 грн за тонну. Это достаточно большой диапазон для "интереса". Не говоря уже о том, что сам уголь может быть куплен в зоне АТО по намного более доступной цене или просто "отжат".

В списке Кабмина должны фигурировать госшахты, в том числе и недоликвидированные. Например, госкомпании "Луганскуголь" из ЛНР и "Шахта им. Киселева" из ДНР, которые были крупнейшими поставщиками "Центрэнерго" в первом квартале. А значит, в цепочке появится и само "Центрэнерго", которому, по оценкам некоторых экспертов, к началу отопительного сезона нужно будет накопить на складах около 1 млн тонн угля.

Фото mignews.com.ua

К слову, участие в подобной схеме может быть главной причиной, по которой государство никак не хочет выставлять "Центрэнерго" на приватизацию. Как и во времена Виктора Януковича, предприятие используется для получения огромных теневых доходов.

Если прибавить сюда несостоявшиеся поставки угля от оффшора Sovewick Holding Limited (на 1,7 млрд грн) и также развалившийся контракта с Mercuri, то вырисовывается пестрая карта игры под прикрытием спасения страны.

Напомним, во втором квартале 2015 года руководство "Центрэнерго" заключило крупнейший контракт с частным поставщиком - кипрской компанией Sovewick Holding Limited в первом квартале 2015 года. По данным издания Insider, у кипрской фирмы прослеживаются явные связи с российским предпринимателем Игорем Сало и сенатором РФ Александром Шишкиным, бизнес-интересы которых были сосредоточены в Харькове. Любопытно, что глава Администрации президента Борис Ложкин - также выходец из Харькова, а министром энергетики ДНР до конца февраля 2015 года был Евгений Файницкий - бывший руководитель следствия Управления СБУ Харьковской области, а позже - юрист Сергея Курченко.

Глава АП Борис Ложкин. Фото glavnoe.ua

Напомним, что глава администрации президента Борис Ложкин имел отношение к назначению донецкого бизнесмена Игоря Балабанова на должность гендиректора "Центрэнерго". Судя по всему, именно Балабанову теперь предстоит контролировать доходы, которые возникнут на цепочке "транзит – "Центрэнерго".

При этом вряд ли деньги дойдут до шахтеров из зоны АТО, которых собираются спасать. Процедура расчетов между головными офисами угледобывающих предприятий и реальными шахтами находится полностью в "тени".

ДТЭК Рината Ахметова также преследует свой интерес. Группа уже давно и успешно поставляет уголь с территории АТО. Если она будет допущена к новой схеме закупки угля, представители олигарха продолжат давление на НКРЕКУ, чтобы получить более высокий тариф на реализацию электроэнергии. В последнее время холдинг находится под прессом властей, которые используют тарифы для нажима на главного олигарха эпохи Януковича.

"Для использования этого пути необходимо решить вопрос компенсации возросших расходов на транспортировку, например, через целевую надбавку к тарифу для ГК ТЭС или же добиться снижения тарифов на транспортировку", - отметили в пресс-службе "ДТЭК Энерго".

До шахтеров деньги вряд ли дойдут. Фото rbc.ua

Ко всему прочему, Украина получает проблемы институционального характера. Речь идет о легализации пунктов пропуска через государственную границу, не находящихся под контролем официальной власти. Без таможенного оформления на территорию Украины, видимо, сможет ввозиться не только донбасский уголь, но и что угодно. Ведь Кабмин пошел на прямое нарушение Таможенного кодекса, который обязывает оформлять любой груз, пересекающий границу Украины.

Ломка системы таможенного контроля, на которую пошло правительство, может привести к легализации контрабанды – хорошо, если контрабанды только угля. Все желающие смогут работать через структуры, которые назовет Кабмин.

Наконец, Украина в очередной раз попала в зависимость от Российской Федерации. Ведь для того, чтобы такое движение угля стало возможным, необходимо политическое решение на высоком уровне.

"Россия очень контролирует объемы, угля, которые поступают в Украину (как российского, так и украинского). Неформально, существуют квоты на перевозку российского угля в Украину", - сообщил источник ЭП.

АТО Григоришин Ложкін вугілля ТЕС