Українська правда

Соціальний підприємець. Тренд? Новий від бізнесу?

Економіка спільного споживання крокує по планеті. У 2014 році клієнти залишили в п'ятьох секторах 15 млрд дол. Це лише скоромний початок. (Рос.)

В детстве меня и моих ровесников родители учили, что делиться — это хорошо.

Похоже, эта философия все прочнее закрепляется в бизнесе под названием sharing economy — экономика, основанная на совместном потреблении.

За шесть лет она дала нам много новых слов, за которыми стоят новые форматы бизнес-проектов: краудфандинг, коворкинг, каршеринг, хаусситтинг, буккросинг.

Движущие силы sharing economy понятны: информационные технологии и социальные медиа, экономический кризис и переосмысление основ потребления, дороговизна невозобновляемых ресурсов.

Об успехах sharing economy, несмотря на сложности и критику, говорят цифры. Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers, проекты данного формата активно появляются в пяти секторах: аренда жилья, совместное использование автомобилей, совместное финансирование, поиск сотрудников и стриминг.

В 2014 году потребители оставили в этих сегментах около 15 млрд долл или 5% валового дохода в данных секторах. Возможный рост sharing economy к 2025 году достигнет 335 млрд долл — это около 50% денег, потраченных в пяти секторах.

Концепция sharing economy доказывает еще одну важную вещь: наш бизнес начинает активнее смотреть в сторону социального предпринимательства.

Началом этого формата бизнеса для меня стал 2006 год, когда бангладешскому экономисту Мухаммаду Юнусу дали Нобелевскую премию мира за проект Grameen Bank. Он стал известным благодаря программе микрокредитования физлиц без залогового имущества. Микрокредит позволил многим начать свой бизнес и со временем стать финансово самодостаточным.

Постепенно социальный бизнес дал начало еще одному направлению — социальному предпринимательству. Другими словами, это создание бизнес-решений для сложных задач, потребностей и социальных проблем.

Результаты работы социальных предпринимательских проектов измеряются по двойной шкале, в которой первый показатель — финансовый, второй — социальный. Как это работает? Приведу пример, о котором мне в Шведском институте рассказывал специалист в сфере социальных инноваций и урбанистического озеленения Миндаугас Данис.

Вы открываете ресторан и вкусно кормите гостей, которые вам за это платят. Вы платите официантам, поварам и другим сотрудникам, покупаете продукты на рынке. Самое важное в этой модели — прибыль. Если вы не зарабатываете, вы не можете купить продукты, заплатить сотрудникам, продать свои блюда, а значит, не можете сделать людей сытыми и довольными.

Если же вы открываете ресторан как социальный предприниматель, вы готовите из органических продуктов и работаете, соблюдая бизнес-этику, делаете все, чтобы люди ели не только вкусную, но и здоровую пищу, берегли окружающую среду, свое здоровье и здоровье своих близких.

Гости платят за блюда, предприниматель оплачивает работу сотрудников, а также покупает более дорогие органические продукты. В этой модели важны два результата: прибыльность, поскольку без денег вы не можете оплачивать работу, покупать продукты и вкусно кормить людей.

При этом вы готовы платить больше за качественные органические продукты и зарабатывать меньше, чтобы выполнять свою социальную миссию, то есть получать второй равнозначный результат.

Да, эта концепция еще до конца не оформлена. Одна из сложностей, с которой сталкиваются социальные предприниматели во всем мире, — регуляторы. Обычно законодательство знает, что такое благотворительность и неприбыльные организации, однако оно пока не знает, чем отличается социальное предпринимательство от привычного бизнеса.

Тем не менее, социальное предпринимательство — это не благотворительность и не филантропия, социальные предприниматели не просят денег для помощи нуждающимся, они зарабатывают и вкладывают ответственно.

Социальное предпринимательство объединяет людей, дает рычаги влияния, полномочия, ресурсы для получения прибыли, выполняя социальные функции и решая проблемы. Лично меня эта идея очень вдохновляет. У нее может быть множество разных форматов реализации и один из них — shared economy.

Суть социального предпринимательства неизменна — это деньги и польза, равные и взаимосвязанные.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
підприємництво споживання