Українська правда

Як ми стали контрабандистами

Після Майдану ми моментально побачили одне з досягнень: повагу митниці до легального імпортера, який наповнює держбюджет. Зараз все інакше. (Рос.)

Незаконченная история из жизни моего предприятия. Таможенно-СБУ-шная.

Как "Текстиль-контакт" "растаможивала" контейнер. Может, кому интересно послушать про бизнес-климат и почему мы сегодня в глубочайшей ж…

Все чаще вспоминаю адмирала Кусаки из "Приключений капитана Врунгеля". Этот адмирал боролся за спасение китов от вымирания и лучшим средством считал уничтожение китов. Ведь после этого они переставали вымирать!

Театр абсурда в виде хронологии изнасилования налогоплательщика на одном конкретном примере.

29.06.16. Заключен контракт с китайским поставщиком S на поставку контейнера легкой фланели. Один артикул 100-процентной набивной хлопковой ткани в разных расцветках. Раньше мы ее производили на своем комбинате, оставшемся в зоне оккупации. Осуществлена частичная предоплата — 16 тыс долл.

Все по плану, чтобы конечная продукция попала "в сезон". Спрос на изделия из фланели — до конца ноября. В декабре розница начинает распродажи.

31.08.16. Контейнер вышел из порта.

28.09.16. Окончательная оплата поставщику 44 853 долл.

6.10.16. Контейнер в порту.

10.10.16. Контейнер заходит на таможенный пост "Святошин" Киевской таможни ГФС в отдел таможенного оформления №1.

Время дорого, поэтому в тот же день оплачиваем Киевской таможне импортный НДС — 308 тыс грн (еще должны были докинуть 110 тыс грн, но не успели), брокер запускает "растаможку" по временной декларации. В тот же день декларация подана инспектору О. С. Донченко. Количество — 56 066 пог м.

11.10.16. Инспектор И. А. Суслинский производит таможенный досмотр. Проверена маркировка артикулов, количество в погонных метрах, плотность, показатели на соответствие инвойсу. Все совпадает.

Инспектор выборочно замерил ширину ткани и решил, что она на несколько сантиметров выше заявленных в инвойсе 180 см.

Под настойчивым давлением представителя СБУ Т. В. Гриняка, а без них в последние месяцы в Киевской области "растаможка" тканей не происходит, принимается решение о полной выгрузке тканей из контейнера и промеривании каждого рулона. Имеют право, но тут начинается самое интересное.

11.10-19.10. Чтобы процесс проверки не затянулся на месяцы, "Текстиль-контакт" каждый день вынуждена отправлять четырех сотрудников в помощь инспектору, осуществляющему замеры. Контейнер стоит, простой идет.

24.10.16. Узнаем о подписанном и. о. главного госинспектора второго отдела аналитическо-поисковой работы управления борьбы с таможенными правонарушениями Киевской таможни ГФС А. В. Полищуком "Протоколе о нарушении таможенных правил №0669/12500016/16".

В нем нарушителем почему-то указаны не мы как декларанты и получатели, а китайский отправитель груза, к которому предъявлены претензии касательно "лишних" 1 552 кв м ткани — 1,53% от общего количества.

На основании этого протокола груз арестован. Чем грозит получателю административное правонарушение по контрабандной статье 483 ТК? Конфискацией товара, штрафом в размере 100% стоимости товара, потерей предоплаты, космическими штрафами за невозврат валютной выручки.

27.10.16. Товар выгружен и опечатан до рассмотрения дела в суде.

18.11.16. Должно было состояться заседание Бориспольского горрайонного суда Киевской области. Отложено по причине неявки представителя таможни.

Иначе, чем театром абсурда, это обвинение не назовешь.

1. Количество ткани таможня не оспаривает и оно по длине совпадает. Причем тут ширина? Ведь декларируются, как и продаются затем, именно погонные метры!

2. Измерения ширины проводились с нарушением ГОСТ 3811-72. Ширину измеряли строительной линейкой на листе фанеры, положенном на поддон! Хотя это надо делать на мерильном столе поверенной стальной измерительной линейкой, а при длине куска более 50 м ширина измеряется в трех местах рулона.

3. Согласно ГОСТ 29298-2005 при ширине ткани более 150 см допустимое отклонение — 2,5 см. В таком случае таможня может предъявить как нарушение лишь 150 кв м ткани, что составляет 0,15% от одного процента всей ткани.

4. Самое смешное, что даже 0,15% от всего инвойса они в суде не докажут. Ширину инспектор мерял вместе с кромкой! Кромка — это несколько сантиметров уплотнения с каждой стороны рулона, которые вырезаются при раскрое.

ГОСТ 3811-72 определяет, что такое ширина ткани. Это "расстояние между краями полотна вместе с кромками или без них", что разбивает и намек на десятые доли от процента, являющиеся по мнению таможни контрабандой.

Теперь понятно, почему представитель таможни не пришел на суд. Ему нечего сказать. Понятна и их "хитрость", когда протокол был выписан на ничего не подозревающего китайского контрактодержателя, с которым мы полностью рассчитались и который, понятно, в Украину на суды ездить не будет.

Уверен, что отложенный суд мы выиграем, но когда? Плюс все госструктуры обычно подают апелляцию. Еще несколько месяцев. Даже если удастся отстоять груз и свое имя, мы при любом раскладе теряем год — ткань сезонная!

Предприятие "Текстиль-контакт", где работают 452 человека, является крупнейшим налогоплательщиком отрасли. Например, в 2015 году в госбюджет мы уплатили более 50 млн грн налогов, то есть более 100 тыс грн в год на одного работающего. Теперь про убытки предприятия.

1.  30 270 грн в месяц — проценты по кредиту, который брался на закупку по этому контракту. Пока в сентябре-октябре продадим, если не конфискуют, конечно, набежит более 400 тыс грн.

2. 20 500 грн — аренда склада, где хранится арестованный груз. Цифра тоже не окончательная.

3. 19 500 грн — работа грузчиков во время обмера.

4. 78 684 грн — простой контейнера и автомобиля.

5. 9 000 грн — простой на терминале.

Всего пока набегает более 528 тыс грн прямых убытков при самом оптимистичном развитии событий, если мы заберем свой товар, не попадем в штрафники и не потеряем уже уплаченный НДС. Как работать, б…?

Если вы думаете, что этот случай с задержкой контейнера единственный, то хочу всех расстроить. С конца лета 2016 года пошли немыслимые задержки грузов у тех, кто легально импортирует ткани и не сваливается в "контрабас".

Кто-то хорошо считает и увидел, что становится больше предприятий, старающихся выйти из тени и иметь официальный приход товара с возможностью напрямую закрывать валютные контракты. Такая же ситуация была до 2014 года.

После Майдана одно из главных достижений, которое мы моментально увидели, — уважение таможни к легальному импортеру, который наполняет госбюджет.

Невзирая на постоянно возникающие рабочие вопросы, был даже подписан меморандум между "Укрлегпромом" и ГФС в лице главы таможенной службы Анатолия Макаренко. Был четкий государственный подход ко всем нашим текущим проблемам как главы службы, так и всех его подчиненных.

В меморандуме четко прописано, что предприятия, которые десятки лет "на виду", завозят сырье законно, наполняют бюджет страны, дорожат своим именем и репутацией и никуда не пропадают в случае любых законных проверок, идут по "зеленому коридору" без задержек грузов на необоснованные сроки.

Никто не против проверок, порядок должен быть обязательно. Контрабанда — это огромная проблема для всех легально работающих компаний и мы ее постоянно поднимаем. Вот одна из моих последних статей на эту тему.

Озвученный случай — один из сотен. Могу еще много рассказать. Огромная просьба к СБУ-шным кураторам таможни: займитесь шпионами, диверсантами и расхитителями бюджетных денег, но будьте так любезны — отъе… (отстаньте. — ЭП) от тех бизнесменов, кто спокойно работает, развивается и наполняет бюджет.

Не надо нас пытаться "обилечивать". Не только потому, что нам жалко отдать эти сотни и тысячи за право не "контрабасить", а потому, что противно. На Майдане за наше право "не давать" погибли люди. И продолжают каждый день погибать.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
митниця імпорт