Українська правда

Навіщо іноземному студенту вчитися в Україні

Деякі іноземні студенти не говорять ні по-російськи, ні по-англійськи. При цьому вони отримують заліки, складають іспити і в підсумку мають український диплом. (Рос.)

Наши лучшие вузы с трудом попадают на пятисотые места в рейтинге учебных заведений мира.

Значит, наша система высшего образования в целом неконкурентоспособна на глобальном рынке.

Чем мы можем привлечь даже жителей развивающихся стран на фоне бесплатного образования в Германии и относительного недорогого во Франции?

Задаюсь этим вопросом давно, но только сейчас, проработав несколько месяцев исполняющим обязанности ректора базового вуза Украины по подготовке ИТ-специалистов, Харьковского национального университета радиоэлектроники, и столкнувшись с реальностью, могу дать ясный и безжалостный ответ.

Студенты-иностранцы едут в Украину просто покупать дипломы. Я не говорю - все абсолютно, но утверждаю, что доминирует именно такой подход. Это грустный вывод номер один. Вывод номер два - система, связанная с обучением иностранцев, пронизана коррупцией.

Для начала - история, с которой пришлось столкнуться в новой должности.

Одними из первых студентов, которые напросились на разговор со мной, была группа нигерийцев. Встречаемся, и выясняются любопытные подробности.

Чтобы попасть на учебу в Украину, каждый из них был вынужден заплатить около 3 тыс долл. Деньги эти платятся посреднической фирме, которая улаживает все вопросы, связанные с оформлением их документов и получением виз.

То есть вместо того, чтобы заплатить около 100 долл за оформление документов непосредственно в посольстве Украины, они отдают коммерческим посредникам в 30 раз больше. Почему? Потому что иными путями, утверждают они, документы через наше посольство в Нигерии пробить невозможно.

Не стану задаваться риторическим вопросом, возникают ли здесь интересы конкретных людей в посольстве. Просто воспроизвожу информацию, которую мне подтвердили сразу несколько человек.

В Нигерии около 200 млн населения. Понятно, что собственных образовательных центров там катастрофически не хватает. Что же заставляет нигерийцев ехать именно в Украину, переплачивая за образование здесь такие деньги?

На самом деле талантливые все-таки поступают в Европу. А вот те, кто не могут пройти отбор в европейские вузы, останавливают свой взгляд на Украине по следующим причинам: дешевая в сравнении с Европой жизнь, более лояльная система допуска иностранцев, невысокие требования к уровню знаний.

В ХНУРЭ столкнулся с тем, что некоторые иностранные студенты не говорят ни по-русски, ни по-английски. При этом исправно получают зачеты, сдают экзамены и в итоге имеют диплом, свидетельствующий об окончании вуза в Украине.

При том, что обучение в вузе обходится им примерно в 2 тыс долл, студенты и лжестуденты несут огромные затраты на процедуры, связанные с оформлением документов. Помимо стартового взноса посредникам, они каждый год вынуждены платить фирмам уже в Украине по 300 евро за продление визы.

У меня есть основания подозревать, что эти фирмы-посредники связаны с вузами. Если в ХНУРЭ учатся 800 иностранных студентов, то нетрудно посчитать, что объем годового дохода у такого посредника, крутящегося где-то рядом, составляет на ровном месте почти четверть миллиона долларов.

Эту теневую модель нужно устранить, создав для студентов удобную систему юридической помощи при университете и снизив для них финансовую нагрузку.

Я, конечно, не берусь экстраполировать ситуации, с которыми приходится сталкиваться в ХНУРЭ, на всю систему высшего образования, где проходят обучение больше 60 тыс иностранных студентов.

Я даже хотел бы ошибаться и вполне допускаю, что где-то ситуация совершенно иная. Однако весь мой жизненный опыт подсказывает, что любая проблема, с которой сталкиваешься в Украине, абсолютно типична.

В мирных условиях прогнившая система работы с иностранцами могла бы еще существовать, но ситуация войны в Украине ломает и эту накатанную схему.

Риски, связанные с военными действиями, ухудшение криминогенной ситуации в стране на фоне коррумпированной государственной системы резко меняют отношение иностранцев к перспективам образования в Украине.

Нынешние затраты на обучение или "обучение" на этом фоне выглядят совсем уж неадекватными. Не говоря уже о том, что с каждым годом украинский диплом все меньше котируется у работодателей.

Иностранные правительства, которые нередко оплачивают своим гражданам стоимость образования за рубежом, все меньше удовлетворены уровнем подготовки специалистов в Украине.

Уверен, что эта "пограничная" ситуация должна подстегнуть всех по-другому взглянуть на работу с иностранными студентами. Она хоть и приносит вузам весьма ощутимые доходы, является для многих задачей второго порядка.

Из сложившейся ситуации вижу единственный выход. Национальный диплом о высшем образовании должен вернуть свою ценность, а украинские вузы должны перестать быть проходным двором для иностранных студентов. Необходимо начать ценить не их деньги, а самих себя.

Вот что в связи с этим мы делаем в ХНУРЭ.

Во-первых, начинаем отчислять неуспевающих. Приехал учиться - учись, приехал купить диплом - извини, не по пути. Да, нам важны твои деньги, но собственная репутация дороже. Это же касается, кстати, и украинских студентов.

Во-вторых, уже с этого года введем реальный отбор иностранцев на учебу, в частности, через создание подготовительных курсов в других странах.

В-третьих, за счет введения финансовой автономии кафедр и факультетов улучшаем условия работы, даем педагогам дополнительные мотивации, чтобы существенно улучшить качество преподавания.

В-четвертых, создаем условия для нормальной социальной адаптации иностранных студентов и их правовой защиты. В Украине они чувствуют себя выключенными из жизни из-за языкового барьера, сталкиваются с мошенничеством, вымогательством и не знают, как себя защитить.

Недавно для иностранцев мы ввели в действие проект "Красная кнопка". Каждый из них получил именную карточку с телефоном круглосуточной правовой помощи на случай нештатных ситуаций в транспорте или на улицах.

Наконец, создаем при вузе сервисный центр юридической поддержки, который будет сопровождать иностранцев во время их пребывания в Украине. Его появление сломает систему поборов со стороны фирм-посредников.

Аналогичный подход можно внедрить и при посольствах. Это, конечно, вне моей компетенции, но мы договорились с нигерийской студенческой общиной, что они подготовят обращение в МИД Украины, а я как руководитель его поддержу.

Нужно снять коррупционную нагрузку с системы образования, повысить ее привлекательность, снизив для абитуриентов финансовый порог.

Если все будут действовать в подобном духе, нам удастся быстро восстановить репутацию нашего высшего образования и вернуть отношение к Украине как к стране, которая дает возможность получить знания, а не только диплом.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
освіта корупція