Звільнити ринок від "сміття": що ми зробили за рік
Прошел год с момента как наша команда пришла в НКЦБФР.
Для меня лично это был вызов - провести кардинальную реформу фондового рынка, - не принять который я не мог.
Перед нами были поставлены, с одной стороны, простые задачи, с другой - требующие значительных изменений и времени.
Перейти на новый уровень регулирования и надзора над рынком, дать ему новые инструменты, повысить его прозрачность, улучшить существовавшие механизмы защиты прав инвесторов и дать новые, перезагрузить инфраструктуру, подтолкнуть ее к консолидации, повысить стандарты биржевой торговли.
Прошлый год мы потратили на расчистку рынка от некачественных мусорных активов, мы вышли на системную борьбу с манипулированием.
Многих пугает то, что наш рынок сократился в разы: капитализация торгуемых компаний упала с 500 млрд грн до 60 млрд грн. Однако именно последняя цифра отражает состояние и размер нашего рынка. Для инвесторов не столь важна цифра, важно качество активов.
Мы убрали с рынка большое количество "пустышек", искусственно разогретых бумаг. Инвестор, приходя на рынок, должен понимать, что бумаги, которые на нем торгуются, отвечают определенным критериям, и они отражают стоимость определенных, вполне реальных, активов.
Однако одной остановкой торгов проблема не устранена.
Мы видим много таких бумаг в портфелях банков, по необоснованным ценам они заложены в портфелях страховых компаний, в институтах совместного инвестирования, в государственных пенсионных фондах. С последствиями этих процессов рынку еще предстоит столкнуться.
Рынок никогда не станет местом накопления и сохранения капитала, и инвесторы не придут сюда, пока злоупотребления будут иметь такие масштабы. Поэтому очищение рынка от некачественных активов, борьба со злоупотреблениями, в том числе манипулированием ценами, - это важнейшие шаги.
Двигаясь в рамках нашей программы, мы в сотрудничестве с МВФ и экспертами других финансовых институций подготовили несколько проектов законов.
В том числе - проект по повышению требований к раскрытию информации и по борьбе со злоупотреблениями на рынке, который существенно ужесточит санкции за злоупотребления и усовершенствует механизмы борьбы с ними. Мы готовим его совместно с правоохранительными органами.
Работаем над законопроектом, который упорядочит рыночную инфраструктуру, и законопроектом, который установит требования к пруденциальному надзору. Мы также разработали законопроект по полноценному внедрению на рынке нового инструмента - деривативов. Этот законопроект находится в парламенте.
Помимо создания правового поля для торговли деривативами, он урегулирует товарный рынок, позволит подвести торговлю сырьевыми товарами под единые стандарты, независимо от вида актива, который торгуется: будь то ценные бумаги, товары или инструменты денежного рынка.
Кроме того, мы заканчиваем разработку законопроекта по корпоративным облигациям. Этот документ усовершенствует регулирование рынка облигаций и повысит защиту прав их владельцев.
Наша главная инициатива - пакет законов, направленный на повышение институциональной и операционной независимости комиссии. Он даст нам расширенные полномочия и позволит стать полноценным участником глобальной системы регулирования и надзора над рынками капитала.
Этот пакет законов был рассмотрен и принят на Национальной раде реформ в декабре, перед этим согласован непосредственно с IOSCO. Мы надеемся, что в феврале он будет подан в парламент.
Мы понимаем, что у нас нет другого пути развития кроме как двигаться в сторону европейских стандартов. Поэтому именно европейские директивы ложатся в основу всех наших законодательных инициатив.
В 2016 году мы сконцентрируемся на упорядочении депозитарной и расчетно-клиринговой систем. Для украинского рынка два депозитария, расчетный центр, который к тому же не является центральным контрагентом, десять бирж и несколько сотен участников - это слишком много.
Рынку необходим единый депозитарий и полноценный клиринговый агент. В наши планы не входит формальное объединение бирж, но мы хотим, чтобы все биржи в стране были частями единой здоровой системы ценообразования.
Когда мы доведем начатую реформу до конца, мы сможем создать такой рынок, которому будут доверять, и он сможет стать полноценной частью как минимум восточноевропейского рынка.
Да, мною движут профессиональные амбиции. Я хочу создать в стране гораздо более широкие возможности для финансовой деятельности, чем те, что есть.
Мы чувствуем в себе силы и возможности реализовать эти планы и признательны всем, кто был причастен к процессу реформ и остается с нами.
Это эксперты, которые работают над законодательством, международные организации, которые помогают двигать этот процесс, народные депутаты, которые разделяют наше видение и поддерживают наши инициативы, сотрудники комиссии, которые включились в процесс изменений.
Фондовый рынок - всего лишь зеркало, которое отображает лежащую в его основе экономическую ситуацию. Как только экономика вернется к росту, заложенные нами изменения позволят фондовому рынку стать ее важной частью.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.