Українська правда

Ринок таксі хочуть монополізувати

Створити монополію, маючи законопроект Святаша - Немілостівого - Полякова, - простіше простого. Це зможе зробити навіть школяр, використовуючи механізм видачі дозволів на перевезення. Правила буде встановлювати місцева влада. (Рос.)

Депутатское трио Святаш - Немилостивый - Поляков предложили поменять правила игры на рынке такси.

Свои предложения они обобщили в законопроекте №2393а, выложенном на сайте Верховной рады.

Документ зарегистрирован в парламенте в конце мая 2013 года, но на самом деле он был готов еще несколько месяцев назад.

По данным источников ЭП, инициаторами законопроекта выступили некие люди, которые захотели вытеснить со столичного рынка все частные службы такси.

Однако вытеснить - слово чреватое, особенно в таком взрывоопасном сегменте. Поэтому передел рынка решили "упаковать" под смену правил.

Например, депутаты предлагают обязать ГАИ выписывать штрафы за плохую работу электронного счетчика, "грачевание", то есть перевозку без лицензии или с ее нарушением, и за отсутствие отметки "такси" в документах на автомобиль.

Судя по документу, будут созданы специальные стоянки такси. Обычным машинам будет запрещено брать пассажирам ближе чем в 30 метрах (!) от таких стоянок. По сути, идет речь о "зачистке" мест возле тротуаров под "нужных" таксистов. Заниматься "зачисткой" обяжут сотрудников ГАИ.

Нечто подобное сегодня происходит в аэропорту "Борисполь". Останавливаться возле терминалов разрешено лишь так называемым уполномоченным такси.

Они красивые - обычно это купленные в канун "Евро-2012" Hyundai Sonata или Toyota Corolla - и дорогие. В них стоят счетчики, проехать по которым стоит в полтора раза дороже, чем на обычном такси, например, на "Ланосе".

Доблестные "гаишники" изо всех сил разгоняют и штрафуют всех прочих таксистов. Те, конечно, не сдаются, а традиционно донимают прилетающих граждан фразами "Такси недорого" или "Куда вам ехать?". Однако факт налицо: в аэропорту точечно сделана попытка монополизации рынка перевозок.

"Крестным отцом" этих перевозчиков стал бывший вице-премьер Борис Колесников. В свое время он объяснял, что приезжающих в город иностранцев должны возить чистые новые такси с понятной ценой перевозки.

Отчасти эта логика была верной, потому что таксисты за перевозку с вокзалов и аэропортов всегда брали двойной и даже тройной тариф. Причем цена называлась "на глазок".

До сих пор в Киеве практически невозможно вызвать такси на железнодорожный вокзал: по чудовищному совпадению "свободных машин в вашем районе нет".

Хотя стоит только выйти из здания вокзала - и тут же видишь десятка четыре таксистов от разных диспетчеров. Они спокойно курят, дожидаясь своего "звездного" пассажира, который согласится платить в два-три раза дороже. Естественно, такое явление должно быть уничтожено.

Однако, видимо, не теми путями, которыми пошел Колесников. К вокзалу "элитные" такси приезжают, но они изначально предупреждают: перевозка будет очень-очень дорогой. По счетчику как раз и получится в два-три раза дороже, чем берут обычные таксисты по Киеву.

Думается, именно такой подход теперь ожидает всю Украину.

Как это может быть

Создать монополию, имея в распоряжении законопроект Святаша - Немилостивого - Полякова, - сущая чепуха. Это сможет сделать даже школьник, используя механизм выдачи разрешений на перевозку.

Согласно законопроекту, правила их выдачи должны устанавливать местные органы власти. Сама лицензия якобы должна быть недорогой, но дело же не в цене лицензии, а в критериях, которым должны соответствовать такси.

Какие это будут критерии? Наверняка местные власти будут требовать, чтобы службы такси покупали машины одного производителя или цвета. По возможности, это будут машины не ниже С-класса, но не "китайцы" или "русские".

Как можно запретить самый массовый вид такси - "Ланосы"? Достаточно установить возрастной ценз для машин или ограничение по пробегу. Например, "не старше трех лет", что вполне справедливо с точки зрения безопасности. Такси за три года набегают сотни тысяч километров.

Такой критерий может отсеять процентов 60-70 машин, работающих в киевских такси. И, пожалуй, процентов 90 автомобилей, работающих в других городах.

Мы все еще говорим о цивилизованных правилах. Дай бог, чтобы существовали только такие критерии. Достаточно поставить счетчик, платежный терминал для карточек и иметь диспетчера - вперед, на стоянку для такси, огражденную 30-метровой "зоной отчуждения".

Однако мы живем в Украине. Давайте вспомним историю отбора такси в "Борисполе" и тогда сможем четко представить, что случится в масштабах страны.

Наверняка местные власти проведут некие тендеры. Кроме того, они будут выдавать разрешительную документацию, например, предусмотренный в законопроекте "аттестат водителя такси". А самое главное - все остальные будут названы "грачами", и их будет штрафовать ГАИ.

Далее работает чистая экономика. Рынок сужается, потому что в разы уменьшается количество машин такси, а цены растут. А ведь лицензировать будут не только машины и их водителей, но и диспетчерские центры.

Есть знаменитая фраза Виктора Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Успешный бизнес в Украине по-прежнему строится на принципе монополии.

Почему мы такого плохого мнения о местных органах власти? Да хотя бы потому, что знаем, как работали эвакуаторы и "блокировщики", и не знаем, куда идет "черная касса", собранная парковщиками.

Фото autocentre.ua

Скорее всего, регулировать рынок такси будут даже не местные органы власти. Законопроект трех депутатов предполагает создание "органов самоорганизации субъектов хозяйствования", например, некая ассоциация лицензированных таксистов. А уже им местная власть добровольно отдаст функцию регулирования.

Грядут интереснейшие процессы. Скорее всего, действующие таксисты окажут яростное сопротивление людям, решившим монополизировать их рынок. Бои обещают быть серьезными. Ведь речь идет о выживании тысяч людей, которые кормятся за счет того, что на своих старых "Ланосах" возят пассажиров.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.