Украинская правда

Энергоресурсы на миллиарды: какие потребности у ЕС и возможности у США

Евросоюз ввел 19-й пакет санкций против РФ, который, в частности, запрещает с 1 января 2027 года импорт российского LNG. Ранее предполагалось, что это произойдет на год позже.

Ускорение отказа от ресурса из России связывают с давлением со стороны США, а также заключенным летом торговым соглашением. Согласно договоренностям, ЕС обязался увеличить закупки американских энергоносителей в 2,5 раза до 250 млрд долл. ежегодно до конца 2028-го, а Соединенные Штаты готовы уже сейчас и полностью заместить весь российский газ и нефтепродукты, которые поступают в регион.

Насколько реальны такие заявления для обеих сторон, если оставить без внимания политику и "битву слов"?

Европейские потребности

До заключенных договоренностей США уже были одним из главных энергетических партнеров ЕС. Переломный момент наступил после начала большой войны в Украине, когда Евросоюз начал отказываться от ресурса из РФ, диверсифицируя поставки и сосредотачиваясь на LNG.

Если в 2021-м доля сжиженного природного газа в общем потреблении составляла 19%, то в 2024-м выросла до 30%. ЕС продолжает оставаться крупнейшим импортером LNG, в этом году поставки увеличились еще на 16%.

В первом полугодии 2025-го, согласно данным Евростата, ЕС импортировал 210 млн тонн нефти и нефтепродуктов, 137 млрд кубометров газа и 29 млн тонн угля на общую сумму более 172 млрд евро. Из этих средств в США направили чуть более 31 млрд евро, за которые приобретено 31,8 млрд кубометров LNG, 29,2 млн тонн нефти и нефтепродуктов, 10,9 млн тонн угля. Доля американских энергоносителей в потребительской корзине европейских стран сейчас составляет 22%.

Природный газ.До 2022 -го Евросоюз ориентировался на трубопроводный ресурс из РФ, теперь – на LNG из США. В первом полугодии ЕС в целом потратил на закупку сжиженного газа 26,9 млрд евро, из которых 13,7 млрд евро пришлись на поставки из США. К слову, в Россию было направлено 4,5 млрд евро, что на 1 млрд евро больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Среди других поставщиков: Катар, Нигерия, Алжир и др. В 2024-м поступления американского ресурса выросли почти на 140%, если сравнивать с довоенным 2021 годом. К примеру, Германия крупнейший потребитель газа в Европе почти весь LNG закупает в США и готова и в дальнейшем наращивать поставки.

По подсчетам Федеральной ассоциации энергетики и водного хозяйства (BDEW), в 2024-м американский LNG занимал 91% импорта на немецких терминалах регазификации. Годом ранее доля составляла 84%.

Нефть. До 24 февраля 2022-го основным экспортером была Россия. Введенные санкции подвинули Москву в конец списка сейчас на нее приходится менее 3% от общего европейского импорта сырой нефти. За первое место среди поставщиков конкурируют США и Норвегия, далее следуют Казахстан, Ливия, Саудовская Аравия, Нигерия, Великобритания и другие.

Хотя Вашингтон и занимает лидирующие позиции, но его доля составляет лишь 13,5%. Практически догоняют Норвегия и Казахстан. Географическая близость этих стран, если сравнивать с США, а также наличие сетей нефтепроводов остаются их конкурентным преимуществом.

Нефтепродукты. В поставках нефтепродуктов в ЕС за первые шесть месяцев 2025-го США на третьем месте, уступая Саудовской Аравии и Великобритании. Среди других экспортеров: Кувейт, Индия, Турция и ряд других стран, которые могут служить перевалкой для российского ресурса.

Чтобы бороться с этим явлением Европа обязала третьи государства за исключением Норвегии, США, Канады, Швейцарии и Великобритании с 21 января 2026-го предоставлять информацию о происхождении сырья из которого изготавливаются нефтепродукты. Это может позволить Вашингтону увеличить долю на европейском рынке и вывести в лидеры.

Американские возможности

США являются крупнейшим производителем углеводородов в мире. В прошлом году, по данным Управления энергетической информации (EIA), страна экспортировала 55% внутреннего производства сырой нефти и нефтепродуктов и 20% добычи товарного газа. Основные рынки сбыта ЕС и Азия.

Несмотря на рекордные объемы добычи США также закупают энергоресурсы за пределами страны. Вашингтон является нетто-импортером сырой нефти, которая поставляется из Канады, Мексики, Саудовской Аравии, Венесуэлы и др.

Импортируемый ресурс перерабатывается на местных НПЗ в бензин, мазутное или реактивное топливо, а затем готовый продукт, обычно дороже, чем сырая нефть, идет на экспорт. В случае с природным газом, который почти весь поступает из Канады, то импорт обусловлен тем, что купить его там дешевле, чем прокладывать газопроводы в граничащие со страной штаты.

Сейчас США делают ставку на рост производства и наращивание экспортного потенциала. Ожидается, что в этом году добыча газа увеличится на 2% (на 27 млрд кубометров), нефти на 1% (на 5 млн тонн), производство LNG на 22 млрд кубометров. До конца года американские производственные мощности LNG смогут экспортировать не менее 159 млрд кубометров в год. Согласно оценкам EIA, к 2028 -го возможности вырастут до 219 млрд кубометров, что на пике будет достигать 261 млрд кубометров ежегодно благодаря проектам, которые сейчас строятся.

Хотя американский энергосектор можно считать "победителем" заключенного торгового соглашения, однако он потребует перехода на ускоренные рельсы производства. В прошлом году Вашингтон продал своей энергетической продукции на около 332 млрд долл. Следовательно, теперь если принимать во внимание договоренности, большую часть экспорта придется перенаправить в ЕС.

Но не следует забывать о Латинской Америке и странах Азии, которые являются важными рынками сбыта и одними из главных потребителей американских энергоносителей. Чтобы удовлетворять и их потребности наращивать производство нужно в разы, что потребует времени.

Не следует забывать и о спросе внутри США. Если нефтегазодобывающие компании переориентируются на экспорт для получения более высоких заработков, это может поставить рядовых американцев и промышленность в уязвимое положение.

Что остается за кадром?

Соглашение между ЕС и США является рамочным, в котором обе стороны утвердили общее видение развития торговых отношений. Специфика таких документов не предусматривает четкого механизма имплементации и не несет обязательной юридической силы. Последствия за невыполнение соглашения не предусмотрены и, скорее всего, они будут иметь сугубо дипломатический характер.

ЕС утверждает, что разработал прогнозы будущих закупок, однако окончательные объемы и распределение между энергоносителями будут зависеть от различных факторов и будут определяться коммерческими операциями, в частности ценой. Сейчас американский LNG считается самым дорогим на европейском рынке, хотя с 2023-го прослеживается тенденция снижения его стоимости, что связано с наращиванием поставок.

В то же время Еврокомиссия не может обязать страны-члены покупать те или иные ресурсы, она лишь выполняет функцию коммуникационного моста между европейскими покупателями и международными продавцами. Теоретически чиновники могут договориться о более выгодных условиях сотрудничества или более низких ценах, но финальное решение будет оставаться за теми, кто будет покупать продукцию.

Каждая из сторон подписанного соглашения будет использовать его в собственных интересах и для достижения своих желаний. ЕС оно может помочь навсегда избавиться от российского ресурса, а США обеспечит себе энергетическое доминирование и подтвердит позицию Дональда Трампа о "Америка превыше всего".

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
США ЕС Россия санкции нефть газ