Что на завтрак у европейцев?
Выводы ключевого заседания Ежегодного собрания МВФ и Всемирного банка для нашего региона.
Каждые полгода руководители центральных банков и правительств многих стран мира собираются вместе на большом мероприятии, которое организует Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Эту колонку пишу по дороге домой с одного из таких событий – с Ежегодного собрания, которое проходило 13-18 октября в Вашингтоне.
График этих мероприятий – бешеный. Только количество встреч команды НБУ стабильно превышает 50. И в то же время, переходя от встреч к заседаниям, ни мы, ни наши коллеги из других стран не теряют возможности пообщаться в кулуарах. Ведь за неделю надо успеть все, а лучше – чуть больше.
Каждая страна "привозит" на такое собрание свою повестку дня. У Украины на этот раз - это продвижение инициативы репарационного займа и обсуждение его условий, дискуссии о новой программе с МВФ и адвокатирование того, что поддержка нашей обороноспособности – ничто иное, как инвестиция в безопасность Европы, к тому же лучшая.
Наряду с этим происходят высокоуровневые обсуждения глобальных перспектив, важнейшим из которых для нашего региона является REO Breakfast. На нем презентуется региональный экономический обзор МВФ для стран Центральной, Восточной и Южно-Восточной Европы.
Это заседание всегда происходит утром, поэтому, собственно, и имеет в названии Breakfast. В то же время в этом слове я также вижу скрытый смысл: обсуждаемые темы обычно появляются каждое утро "на столе" полисимейкеров как минимум в ближайшие полгода.
Основной вызов – медленный рост экономики и длительное возвращение инфляции к цели
Директор Европейского департамента МВФ Альфред Каммер, который представил обзор, отмечал, что экономика перешла к новой эпохе повышенной неопределенности. Ее генерируют торговые напряжения и геополитическая фрагментация. Политические буферы уменьшились, а среднесрочные ожидания относительно экономического роста ухудшились.
Страны нашего региона страдают не столько от тарифных войн и неопределенности, сколько от штормов в крупных экономиках, с которыми они глубоко интегрированы. Это сдерживает и без того умеренный рост экономики, тогда как инфляция не спешит возвращаться к целям.
Риски никуда не исчезли. Основные для экономики – дальнейшее ослабление внешнего спроса, повышение политической неопределенности и колебания на финансовых рынках. Для инфляции – рост заработных плат и увеличение энергетических затрат.
Благодарен Юргену Лиги, министру финансов Эстонии, который напомнил о еще одном весомом факторе – войне России против Украины, которая привела к снижению долгосрочных экономических прогнозов для всего ЕС.
"Этна" среди вызовов – угрозы для независимости центробанков
В ходе обзора несколько участников подчеркнули, что независимость центральных банков снова оказалась под угрозой во всем мире. В то же время сила независимых институтов с четким мандатом обеспечения ценовой стабильности в их способности этот мандат выполнять, и в целом они это делали хорошо, демонстрируя полную подотчетность.
Комментируя этот вызов, Альфред Каммер метко заметил, что, кажется, тяжелые уроки 1970-х годов снова забыты. Всегда больно наблюдать, когда мир вынужден заново изучать то, что давно должен был бы знать.
И действительно, всё чаще происходят упрёки на независимость центральных банков. Причём под удар попал даже один из ключевых – Федеральная резервная система США.
В условиях, когда решение проблемы с вялым ростом экономики региона лежит в сохранении экономической и финансовой стабильности (о чем речь пойдет далее), независимость центробанков должна оберегаться не просто как нечто сложившееся исторически, а как важный актив.
Это не юридическое украшение, а ключевой инструмент доверия, - так охарактеризовала независимость руководитель центробанка Черногории Ирена Радович, подчеркнув, что она является предпосылкой стабильности и вступления в ЕС.
Домашнее задание для стран региона
Камер в своей презентации очертил несколько приоритетов политики на уровне стран.
Первый – сохранение макрофинансовой стабильности. Монетарная политика в регионе должна и в дальнейшем согласовываться с динамикой инфляции. Бюджетная политика – продолжать фискальную консолидацию для восстановления устойчивости.
Второй – удержание устойчивости банковских систем. Банки в регионе остаются хорошо капитализированными. В то же время нужна бдительность в отношении рисков, связанных с виртуальными активами и глобальными шоками.
Третья – защита открытости торговли. МВФ советует уменьшать барьеры внутри ЕС и расширять глобальные торговые партнерства, чтобы противостоять фрагментационным трендам.
Четвертый – обеспечивать фискальную устойчивость, то есть покрывать растущие расходы (особенно, когда речь идет об обороне и инфраструктуре) и одновременно не подрывать устойчивость государственного долга.
Пятый – то, что на самом деле всегда на повестке дня, – продолжение реформ.
Важные мысли звучали и от коллег из других центральных банков и чиновников. Я выделил три ключевых:
- для стран, пока не входящих в ЕС, реформы в сочетании с доступом к европейским рынкам – это выгодное соглашение для обеих сторон;
- региональное сотрудничество работает: интеграция в SEPA на Западных Балканах доказывает, что совместные инициативы реально снижают расходы и укрепляют интеграцию с ЕС;
- взаимное обучение в Европе жизненно необходимо: примеры успешных реформ рядом – их можно адаптировать к национальным условиям, чтобы преодолеть политические препятствия.
Чего не хватает ЕС
Ключевой совет от МВФ регуляторам ЕС звучал так: Европа должна перейти от осознания проблем к действиям. Это сообщение вполне резонирует с основным тезисом собрания: высокая неопределенность – новая норма.
"Настоящий экономический рост" требует работы по следующим направлениям:
- укрепление конкуренции и качества регулирования;
- завершение Единого рынка, углубление рынков капитала и увеличение мобильности рабочей силы;
- интеграция энергетических рынков для повышения энергетической безопасности;
- увеличение инвестиций в европейские общественные блага (оборона, цифровизация, зеленый переход);
- сочетание реформ, направленных на рост экономики, с фискальной консолидацией.
Закончу колонку важным тезисом: мы должны заставить Россию заплатить за войну, в частности за счет замороженных активов. По убеждению украинской стороны, это важная задача не только для Европы, но и для мира.
То, что неопределенность все больше усиливается, не означает, что стоит перестать с ней бороться. И четким ответом на агрессию, пусть и запоздалым, можно уменьшить неопределенность, по крайней мере в части новых геополитических вызовов.