Американские санкции против украинских компаний: чем (не) занимается правительство?
В ноябре 2025 года США ввели санкции против двух украинских компаний. Эта практика не нова. Ряд компаний, особенно с оккупированных территорий, уже попадали под санкции американцев.
В то же время контекст введения этих санкций и причины, которые их сопровождали, существенно отличаются. По данным журналистов обе компании являются фиктивными и подставными, подобную характеристику они получили и от американского OFAC (front companies).
Под санкции попали две украинские компании: Ekofera LLC, GK Imperativ LLC.

Этот санкционный пакет был направлен против 32 физических и юридических лиц, базирующихся в Иране, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Турции, Китае, Гонконге, Индии, Германии и Украине, которые руководили несколькими сетями закупок для производства баллистических ракет и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Ирана.

По данным OFAC, эти компании покупали и поставляли продукцию для иранской подсанкционной государственной компании HESA. После введения этих санкций никакой официальной позиции со стороны Украины освещено не было.
Из открытых источников известно, что две компании, зарегистрированные в Украине и упомянутые в санкционном списке, GK Imperativ Ukraina LLC и Ekonsfera LLC (Ekofera), фактически имеют профиль номинальных структур: первая была зарегистрирована в 2018 году в Харькове, бенефициаром и директором является гражданин Ирана Бахрам Табиби, основной КВЭД – оптовая торговля другими товарами хозяйственного назначения, уставный капитал 15 тыс. грн.
По официальной отчетности доход GK Imperativ Ukraina LLC в 2022 году составил "ноль". Из публично видимых операций фиксируются лишь две небольшие закупки стеклопластика для КП "Винницаоблтеплоэнерго" на общую сумму около 48 тыс. грн.
Ekonsfera LLC была зарегистрирована в 2016 году в Киеве, имеет уставный капитал 100 грн и основной вид деятельности "неспециализированная оптовая торговля". С 2017 года ее единственным владельцем и директором является Виталий Гурин, который в уголовном деле признал, что согласился оформить компанию за денежное вознаграждение без намерения вести реальный бизнес.
По данным таможенной и аналитической отчетности, внешнеэкономическая активность Ekonsfera имела место лишь в 2017 году: тогда объем импорта достиг примерно 23 млн грн, после чего компания не демонстрирует заметных поставок, а ее счета позже попадали под арест и конфискацию по решениям украинских судов.
Санкционные шаги США ставят ряд вопросов относительно украинской санкционной инфраструктуры. Во-первых, это первые видимые санкции, которые касаются Украины, но выходят за пределы круга вопросов войны против РФ, хотя частично могут касаться поставок иранской продукции военного назначения в РФ.
Со своей стороны украинское правительство не сделало официального заявления и не отреагировало на это сообщение. Например, этот вопрос мог бы оказаться в фокусе МИД или спецпредставителя по вопросам санкций в Офисе президента. Учитывая пассивную политику по введению новых антироссийских санкций администрацией Дональда Трампа, фокус внимания на российско--иранское сотрудничество мог дать дополнительный импульс новым санкционным решением OFAC уже против российско--иранских компаний, а не украинских.
Здесь особенно сказывается основной недостаток отечественной санкционной экосистемы, а именно отсутствие единого координационного органа по вопросам осуществления санкционной политики.
Второй вопрос касается того, почему украинские компании вовлечены в военное сотрудничество с Ираном, продолжается ли эта практика дальше, осуществил ли финансовый мониторинг действия по выявлению других схем, как будут реагировать другие правоохранительные органы.
Опять отсутствие официального комментария со стороны Украины вредит в этом, поскольку надлежащая правовая реакция позволила продемонстрировать по меньшей мере политическую решимость с борьбой против обхода американских санкций.
Последнее, это вопрос международной репутации, а именно об обязанности должной осмотрительности (due diligence): достаточно ли Украина контролирует экспорт товаров двойного назначения (dual-use) и деятельность иностранных фирм на своей территории, особенно сейчас в условиях войны. Ведь для любой компании в Украине, которая работает на экспорт/импорт, нужно проверять контрагентов по санкционным спискам OFAC, ЕС, ООН и т.д.; быть внимательными к запутанным схемам с посредниками с непонятными конечными бенефициарами.
А сознательное или бессознательное участие в таких цепях может привести к включению в санкционные списки, отключению от международных расчетов и возбуждению уголовных производств.
