Как Киеву побороть рекордные автомобильные пробки: 5 "болезненных" шагов
Киевляне не видят в общественном транспорте альтернативу личному автомобилю. В результате по уровню заторов Киев занимает третье место в Европе и двенадцатое в мире.
Отсутствие в столице эффективного общественного транспорта приводит к наращиванию уровня автомобилизации и ухудшению экологической ситуации. 80% загрязнения воздуха в украинских городах – результат работы автотранспорта.
Как Киеву решить транспортные проблемы?
ЭП наводит самые интересные выдержки по этой теме из выступлений трех экспертов в сфере городского транспорта на "Киев смарт-сити 2020".
Пять непростых шагов для общественного транспорта
Директор инфраструктурных программ Украинского института будущего Владимир Шульмейстер представил сводный рейтинг областных центров Украины по индексу удовлетворенности качеством услуг в 22 сферах.
Рейтинг составил информационно-аналитический центр Ratingpro на основе опроса местных жителей. Киев занял 16 место в рейтинге из 24 возможных. Согласно рейтингу, столица соседствует с Северодонецком и Одессой.
"Рейтинг очень настораживает, – говорит Шульмейстер. – Он показывает, что, к сожалению, Киев – далеко не самое комфортное место для жизни".
В чем же проблемы Киева, в частности в транспортной сфере?
Маршрутная сеть общественного транспорта не удовлетворяет потребностей граждан, высокий уровень оборота наличных препятствует развитию системы общественного транспорта, коммунальные и частные перевозчики противостоят друг другу, транспортная инфраструктура и подвижной состав износились и устарели.
"Я все чаще задаюсь вопросом, как будет выглядеть будущее наших городов, например, в 2030 году и все чаще прихожу к негативным мыслям по этому поводу," – говорит эксперт по транспортному моделированию, директор компании "А+С Україна" Дмитрий Беспалов.
"Если текущая тенденция сохранится, мы рискуем оказаться участниками мемов, над которыми смеемся в интернете", – добавляет он.
Беспалов показывает фотографии из Индии и Таиланда. Несмотря на переполненность, Индия до сих пор использует инфраструктуру, построенную колонизаторами, а в Таиланде дороги заполнены "облаком" мотоциклистов.
"Если говорить о том, что такое смарт-транспорт, прежде всего, нужно определиться, что мы под этим понимаем, – говорит Беспалов. – Кажется, что "умный" транспорт – это автобус Mercedes, напичканный технологиями.
На мой взгляд, и обычный троллейбус может быть smart-транспортом. Кстати, сейчас все говорят о необходимости развития электротранспорта, покупки электробусов. У меня есть хорошие новости: у нас давно есть электробусы и они называются троллейбусами. Они отлично работают".
Для решения транспортной проблемы эксперт предлагает столичным властям предпринять следующие шаги.
1. Убрать с рынка наличный оборот. По расчетам "А+С Україна", годовой оборот наличных в системе частных перевозок в общественном транспорте Киева превышает 3 млрд грн, а в целом по Украине — более 40 млрд грн.
Учитывая такой объем наличных, система общественного транспорта устойчива и сильно сопротивляется любым изменениям. Чтобы развивать общественный транспорт, ситуацию нужно изменить.
2. Изменить формат взаимоотношений городской администрации с перевозчиками. Горадминистрации должны отказаться от аукционов на маршруты и перейти на оплату транспортных услуг перевозчиков.
Перевозчики должны получать оплату за количество километров, которые они проехали. Для запуска такой инициативы разрабатывается ряд законопроектов, которые могут быть приняты в 2021 году.
3. Создать среду для конкуренции. Между коммунальными и частными перевозчиками должна существовать конкуренция, поскольку в одиночку коммунальный перевозчик не в состоянии решить транспортные проблемы города.
4. "Необходимо рассчитывать транспортные показатели, – говорит Беспалов. – Многие чиновники не знают, что происходит с их транспортом. Они находятся в "теплой ванне", в которую их поместили коллеги-подчиненные. Чиновники не знают, с чем сталкиваются люди, пользующиеся общественным транспортом".
5. Чтобы получить качественный общественный транспорт, чиновники из транспортной сферы должны хотя бы иногда им пользоваться.
"Мы уникальная страна, – говорит эксперт. – Мы позволяем людям, которые принимают решения о развитии общественного транспорта, не пользоваться им и не знать о его проблематике, не видеть реальное положение вещей".
Директор "А+С Україна" говорит, что эти простые шаги очень сложные с точки зрения реализации.
Решение транспортных проблем будет лежать в поле болезненных непопулярных мероприятий. В ином случае к 2030 году Украина рискует превратиться в Таиланд или Индию в плане инфраструктуры общественного транспорта.
Город не должен состоять из автомобилей
Основатель компании по производству электровелосипедов "Делфаст" Данил Тонкопий рассказал о том, какой ущерб экологии наносят автомобили и как развитые города мира решают эту проблему.
По его словам, доля автотранспорта в загрязнении воздуха в городах составляет 80%. Это проблема всех мегаполисов. Загрязненный воздух приводит к заболеваниям дыхательных путей, развитию аллергий, астмы.
"Современный город не должен состоять из автомобилей, – говорит Тонкопий. – Я верю, что "умные" города завтрашнего дня будут не такими...
... а такими. Люди будут пересаживаться на велосипеды, индивидуальный электротранспорт".
Тонкопий хорошо знаком с мировой тенденцией по снижению приоритета автомобиля и повышению приоритета велосипеда и другого индивидуального транспорта – моноколеса, электросамоката.
"На этой картинке проиллюстрирована программа американских городов по снижению количества автомобилей на дорогах.
"Вы видите по бокам две широкие полосы тротуаров, затем две полосы для автомобильного транспорта, полосу для общественного транспорта и полосу для индивидуального мобильного транспорта, – рассказывает основатель "Делфаст". – Обратите внимание: если раньше на этой дороге было пять автомобильных полос, то теперь их количество уменьшилось до двух. Увеличился приоритет мобильного индивидуального транспорта и, конечно, пешеходов".
Фото на головній ua.depositphotos.com