"Сынок, ракетчиком ты не станешь": история Максима Полякова и его космического стартапа Firefly

"Сынок, ракетчиком ты не станешь": история Максима Полякова и его космического стартапа Firefly

Где взял капитал никому не известный украинец на покупку компании по разработке ракет? Какие у него компетенции в космической сфере? Что заставило его инвестировать огромные средства в столь конкурентный бизнес?
Вторник, 10 декабря 2019, 08:00 -

Кто такой Максим Поляков? Таким вопросом редакция ЭП впервые задалась в 2017 году.

Тогда СМИ сообщили, что украинец Максим Поляков приобрел американский космический стартап Firefly Space Systems, чтобы строить легкие ракеты и запускать искусственные спутники.

В 2018 году интерес к его персоне возрос: космический стартап получил от Военно-воздушных сил США космодром SLC-2W в Вандерберге (Калифорния). А в 2019 году стало известно, что космический стартап заключил контракт с "Южмашем" на производство более сотни деталей для ракет.

Где взял капитал никому не известный украинец на покупку в США компании по разработке ракет-носителей? Почему о нем никто не слышал ранее? Какие у него компетенции в сфере космических технологий?

Что заставило его инвестировать огромные средства в столь конкурентный, капиталоемкий, рискованный и закрытый бизнес? И самое главное — какой путь привел украинца Полякова в компанию современных частных космических первопроходцев: Илона Маска, Джеффа Безоса, Ричарда Брэнсона и Пола Аллена? Неужели в Украине вырос собственный Илон Маск?

Чтобы получить ответы на эти вопросы, ЭП договорилась о встрече с Поляковым. Большую часть времени он живет в Пало-Альто (Калифорния) и примерно раз в два месяца приезжает в Украину.

В Киеве Поляков арендует семиэтажное офисное здание в Десятинном переулке. Прямо перед входом под ногами лежит археологическое окно: экспозиция экспонатов древнего жилища с предметами быта, оружия и украшений, накрытая прочным стеклом. Над входом — флаги Украины и США.

На рецепции гостей встречают макеты ракет Firefly "Альфа" и Firefly "Бета".

Обращает на себя внимание интерьер офисного здания: современный, стильный, выполненный из дорогих материалов и с вниманием к мельчайшим деталям. На каждом этаже можно найти несколько инсталляций на космическую тематику или макеты космических аппаратов.

 
 
 
 

С Поляковым ЭП встречается на седьмом этаже в конференц-зале. Первыми приходят специалисты по внешним коммуникациям и предупреждают: будьте готовы к тому, что Максим Валерьевич человек достаточно эксцентричный.

Через несколько минут приходит Поляков. Предприниматель с капиталом, вероятно, несколько сот миллионов долларов одет в джинсы и темную футболку с изображением ракетоплана Firefly "Гамма" и ракеты Firefly "Бета". Он крепко жмет руку, и разговор начинается.

Хотел стать ракетчиком, но пришлось учиться на гинеколога

42-летний Поляков родился в Запорожье в семье инженеров местного филиала предприятия "Хартрон". Оно разрабатывает, выпускает и эксплуатирует автоматические системы управления ракетно-космической техникой.

"Мне изначально нравились физика и математика, поэтому когда настало время выбирать специальность, я знал, что хочу стать ракетчиком, как папа. На "Хартроне" отец разрабатывал систему управления ракетами. Это как Linux или Windows, оболочка для программирования команд", — говорит Поляков.

Он пошел в физмат-школу №28 в Запорожье, которую считает одной из лучших в стране по уровню преподавания физики и математики. Выпускники этой школы легко поступали в Московский государственный технический университет им. Баумана, но после выпуска Поляков не поехал в Москву.

 
Владелец ракетно-космического стартапа Firefly Aerospace Максим Поляков
фото всеволода некрасова

У родителей не было денег на билет. На дворе было начало 1990-х годов, ракетная тематика "закончилась", зарплата на "Хартроне" не превышала 5 долл в эквиваленте, а выживать надо было двум детям — ему и сестре.

"Садили картошку, ели сало и нарезали капусту, поливая ее маслом. Никто в "Баумана" не поехал. Мама сказала: "К сожалению, сынок, ракетчиком ты, наверное, не станешь", — вспоминает Поляков.

Поскольку бабушка работала акушеркой, мама предложила пойти в медицину. План был простой: если ты хороший врач, то при любой власти, при любой экономической ситуации ты заработаешь на кусок хлеба.

Через шесть лет Поляков закончил Запорожский государственный медицинский университет по специальности врач-гинеколог, но план не сработал.

"Когда я закончил медицинский университет, зарплата была 40 долл, что мне тоже показалось мало, — вспоминает предприниматель. — Там тоже есть иерархия, сразу не пробиться. Посмотрел вокруг. Конечно, разговора о ракетах тогда не было, был разговор о том, как в Запорожье зарабатывать деньги".

10 тысяч долларов в месяц в Запорожье и первый миллион долларов

Поляков видел для себя два пути. Первый — зарабатывать деньги в Украине, второй — зарабатывать деньги за рубежом, находясь в Украине.

Единственным вариантом второго пути Поляков рассматривал IT-аутсорс. Он говорит, что основанная им в 2001 году компания AlarIT Ukraine стала первой IT-аутсорсинговой компанией в Украине, которая разрабатывала программное обеспечение для США, Канады, стран Европы.

Штат AlarIT Ukraine на пике достигал 300 человек. Зарплата программистов в 2001 году в компании составляла 200 долл, а их рабочее время продавали за границу по 8-10 долл в час. Уже в 2002 году Поляков таким образом зарабатывал 10 тыс долл в месяц. Тогда это были огромные деньги.

"Через два года мне это надоело, потому что ты разрабатываешь IT для чужих людей, технологии уходят за границу, а ты не капитализируешься. Уже тогда я начал понимать, что такое капитализация", — говорит Поляков.

Еще в начале 2000-х годов он пришел к выводу, что выгоднее создать продукт, которым можно владеть, который можно капитализировать, с которым можно выходить на биржу. Создать такой продукт он решил в партнерстве с одним из крупных IT-заказчиков Биллом Добби из Эдинбурга (Великобритания).

Добби создал в Британии аналог американского сервиса проката DVD и Blu-ray-дисков по почте и заказал компании Полякова разработку аналога современной ERP-системы (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия). Впоследствии эту компанию купила "Amazon Европа".

В 2003 году Поляков с семьей переехал в Эдинбург и основал с Добби фирму HitDynamics. Это была мощная система аналитики интернет-аудитории, которая позволяла покупать клики из рекламной системы Google. Через несколько месяцев американская Hitwise купила HitDynamics за 6 млн долл.

"Через десять месяцев после старта бизнеса мы его продали за 6 млн долл, вложив 50 тыс долл. Это был первый миллион от продажи продукта. Это был 2006 год", — рассказывает Поляков о том, как стал долларовым миллионером.

 
фото Firefly

IT-бизнес Полякова и "подъем" капитала

Предприниматель говорит быстро, местами в его речи сложно проследить логическую нить или хронологию. Не до конца понятно, вызвано это избытком информации, которой он хочет поделиться за выделенный на общение час времени, или присущей ему манерой повествования.

В то же время, Поляков говорит энергично и в деталях описывает особенности аутсорсингового, продуктового IT-бизнеса, а также особенности работы отрасли частных космических запусков. По мере общения приходит понимание, что в этих вопросах его экспертиза не вызывает сомнений.

На протяжении 2003-2015 годов бизнесмен создает продуктовые IT-компании, капитализирует их и затем продает. В 2005 году Поляков вместе с Добби создают компанию IDE Group с главным офисом в Эдинбурге.

В бизнес-группу входили дейтинговые проекты EasyDate (в 2010 году переименован в Cupid plc), Murka, а также платформа для анализа и тестирования сайтов Maxymiser. Maxymiser "поднял" 26 млн долл венчурных инвестиций и в 2015 году был продан корпорации Oracle.

С 2006 года предприниматель развивал собственные украинские веб-проекты: price.ua, avtopoisk.ru, trud.com, naydidom.com, sravni.com.

В 2010 году социальная сеть знакомств Cupid Plc вышла на IPO Лондонской фондовой биржи. В 2012 году Поляков основал в Кремниевой долине инвестиционный фонд Noosphere Ventures.

В 2017 году Поляков через Noosphere Ventures за 75 млн долл купил американский космический стартап Firefly Space Systems инженера Тома Маркусика, который до этого работал в Virgin Galactic, Blue Origin и SpaceX.

"У меня перед глазами была история Пола Аллена"

Почему успешный IT-предприниматель потратил огромные деньги на вход в рисковый, конкурентный и капиталоемкий бизнес космических запусков? Очевидно, его интерес к ракетно-космической технике не угасал с детства. Заработав капитал, он теперь воплощает свою мечту в жизнь.

"У меня перед глазами была история Пола Аллена (предприниматель, сооснователь Microsoft и Stratolaunch Systems, разработчик систем "воздушного старта" для доставки грузов в космос. — ЭП). 20 млрд долл (капитал Аллена. — ЭП), Сиэтл, и все кончилось. Умер он (в 2018 году. — ЭП), и все отдали сестре.

 
фото Firefly

У него была мечта: Stratolaunch, самый большой самолет, на который должна цепляться ракета. В его завещании написано: миллиард долларов на то, чтобы этот самолет полетел, чтобы я этот проект-мечту осуществил, даже если умру.

Уже через пять дней после смерти сестра изменила правила семейного траста, и компанию выкинули на улицу. Мечта не осуществилась. Я так не хочу. Проект Firefly коммерческий, но там есть очень большой идеологический компонент".

Идеологический компонент заключается в стремлении Полякова предотвратить развал днепровского ракетно-космического кластера, основу которого составляет "Южмаш". Ранее там работали 20 тыс человек, сейчас — 12 тыс. Еще пять лет — и "украинского" космоса не будет, считает Поляков.

"При нашем участии скоро в Киевском политехническом институте и Днепровском национальном университете состоится первый выпуск 50 специалистов в сфере ракетных технологий. До этого набор был шесть человек в год", — рассказывает предприниматель.

Немаловажную роль сыграет заключенный осенью 2019 года контракт между Firefly Aerospace и "Южмашем" на 15 млн долл на производство ста камер сгорания, 500 агрегатов автоматики и 40 турбонасосов.

Также на "Южмаше" Firefly открыл дизайн-бюро, в котором работают 160 человек. Там специалисты производят часть продукции для будущих ракет Firefly с целью отработки технологического процесса и испытаний.

 
Слева — сопло ракетного двигателя, напечатанного на промышленном 3D-принтере Firefly в дизайн-бюро в Днепре. Справа — сопло, изготовленное традиционным способом

"Наша цель — загрузить "Южмаш" нашими техническими документами, чтобы по ним предприятие производило для нас двигатели", — говорит Поляков.

Как и когда Firefly Aerospace начнет зарабатывать деньги

У Firefly Aerospace в разработке находится кислородно-керосиновая ракета Firefly Alpha. Она предназначена для запуска малых спутников и способна выводить до 1 тонны на низкую околоземную орбиту и 500 кг — на высокую.

Стоимость запуска составит примерно 15 млн долл. Первый запуск должен был состояться в декабре 2019 года, однако был перенесен на начало 2020 года.

Испытание двигателя второй ступени ракеты Firefly Alpha в ноябре 2019 года

Источник: Firefly Aerospace

Бизнесмен говорит, что Firefly Alpha предложит самую низкую цену на мировом рынке по выводу на орбиту одного килограмма груза и при этом будет зарабатывать 150% маржи. "Мы можем убить рынок", — утверждает Поляков.

По его словам, эта ракета идеальна для военных программ. "Военные не летают вместе с коммерческими грузами, военные летают только с территории США. Фактически мы забираем еще и рынок военных заказов", — говорит он.

Военные, продолжает предприниматель, стремятся выйти на малые орбиты: вместо одного десятка спутников по 500 млн долл на высоких орбитах они хотят выводить несколько сот более дешевых спутников на низкие орбиты.

Читай также
Не SpaceX единой. 6 частных “космических” компаний, о которых стоит знать
Просто космос. Главные открытия астрофизики за последние 10 лет

"Устойчивость такой группировки значительно выше. Ракета Firefly Alpha идеальна для реализации такой концепции", — уверен Поляков.

Он оценивает мировой оборот космических услуг 330 млрд долл, а через пять лет тот достигнет 1 трлн долл. Более того, потребность в запусках значительно превышает возможности. "Если вы сейчас хотите "запуститься", то нужно оплатить всю стоимость запуска и подождать два года", — говорит бизнесмен.

Благодаря таким рыночным условиям Firefly Aerospace уже продал шесть запусков Израилю, продает запуски во Францию, Швецию, США.

Стартап заканчивает сборку трех ракет. В 2020 году он планирует построить шесть ракет. В перспективе, говорит Поляков, завод в Техасе будет собирать восемь ракет в год. Еще один завод, который компания строит в Майами, плюс мощности "Южмаша" позволят собирать 24 ракеты в год.

После "обкатки" ракеты Firefly Alpha Поляков планирует начать разработку более грузоподъемной ракеты Firefly "Бета" грузоподъемностью 4 тонны.

Реклама: