Киев без заторов: когда столица перестанет терять время и деньги в пробках
Ежедневные заторы на Южном мосту в утренний час пик в сторону правого берега стали обыденностью для киевлян.
Из-за этого многие автомобилисты, живущие на Позняках, Осокорках, Харьковском, каждое утро прокладывают маршрут на правый берег через Днепровскую набережную и дальше — на Дарницкий мост или мост Патона.
Длинные караваны из сотен автомобилей медленно преодолевают более десяти светофоров, которые стоят на каждой дороге, примыкающей к шестиполосной трассе Днепровской набережной.
Типичная картина киевского утра: на Южном мосту затор, пустой перекресток Днепровской набережной и заурядной улицы Причальной, а позади караван из сотен машин две минуты ждет зеленый свет, чтобы сделать очередной "рывок" на пути к мосту.
В утренние и вечерние часы пик подобные ситуации можно наблюдать на крупных транспортных артериях Киева.
Каждый день столица теряет сотни тысяч, если не миллионы, человеко-часов из-за того, что в городе до сих пор отсутствует централизованная система управления дорожным движением.
Город теряет деньги, а его жители — здоровье, потому что из-за заторов растет загазованность, провоцирующая астму и бронхит.
В 2017 году Киев занял 131 место в мире по качеству жизни в рейтинге журнала The Economist. Инфраструктура Киева в этом рейтинге набрала 42,9 балла, что означает "Большинство аспектов жизни сильно ограничено".
Транспортная инфраструктура — один из ключевых компонентов городской экосистемы. Однако управлением дорожным движением в Киеве до сих пор никто системно не занимается. Об этом в июне 2018 года в интервью ЭП сообщил директор департамента информационно-коммуникационных технологий Киевской горадминистрации Юрий Назаров.
Впрочем, выход есть. На примере Львова можно увидеть, какие преимущества дает интеллектуальная система управления дорожным движением. О них рассказал генеральный директор австрийской компании Swarco Traffic Holding Штефан Зейтс.
Его фирма занимается разработкой и внедрением интеллектуальных транспортных систем. 23 октября Зейтс на форуме, посвященном дорожному хозяйству, рассказал, как европейские города управляют дорожным движением и какие преимущества это дает. ЭП записала самые интересные тезисы.
Проблемы Киева
Организация эффективного движения на улицах во многом зависит от того, пересядут ли люди с машин на общественный транспорт. Чтобы это произошло, общественный транспорт нужно сделать более привлекательным.
Это Киев и это не уникальная ситуация, она происходит очень часто. Вы видите, что справа полоса для общественного транспорта, но там полно автомобилей, и автобус точно так же стоит в заторе.
В Киеве много заторов, они есть не только в центре города, а везде, даже на въезде в город. В столице недостаточно парковочных мест, недостаточно информации о бесплатных парковочных местах, не работает система наказаний за нарушение правил парковки.
Общественный транспорт непривлекателен, потому что он опаздывает, нет информации о времени прибытия.
Я как пользователь услуг общественного транспорта хотел бы знать, когда мой автобус приедет, чтобы я понимал, успею я на работу или нет. Кроме того, существует высокий уровень загрязнения воздуха.
Пример Львова
Swarco совместно с "Львовавтодором" реализовали ряд проектов в рамках внедрения во Львове интеллектуальной системы управления дорожным движением. У всех проектов были четыре простые цели.
1. Создать устойчивую мобильность для граждан и гостей Львова.
2. Повысить интенсивность дорожного движения за счет внедрения адаптивной системы и организации индивидуального трафика.
3. Создать более привлекательный общественный транспорт с более высоким уровнем обслуживания и информирование пассажиров в режиме реального времени о движении общественного транспорта.
4. Повысить безопасность на дорогах с помощью видеонаблюдения на перекрестках.
С этой целью Swarco совместно с "Львовавтодором" провели реконструкцию трамвайных путей, прилегающих автомобильных дорог и пешеходных зон.
Был создан центр управления дорожным движением и внедрена адаптивная система управления дорожным движением, основанная на параметрах интенсивности дорожного движения.
Трамваи получили приоритет в дорожном движении. Для пассажиров трамваев и автобусов на остановках были установлены информационные табло с данными о периодичности движения транспорта.
Управление дорожным движением во Львове происходит на основании данных, которые собирают установленные на перекрестках видеокамеры и детекторы.
Система позволила Львову на 20% сократить длительность поездки и количество остановок автомобиля на главных дорогах, на 15% увеличить пропускную способность дорог, на 35% сократить время ожидания на перекрестках, на 21% сократить время прохождения трамваем маршрута №2, повысить пунктуальность, обеспечить пассажиров информацией о движении трамвая в режиме реального времени.
В рамках расширения системы во Львове планируют оснащать перекрестки детекторами и подключать их к центральной системе, а на шоссе, идущих в город, устанавливать табло для вывода информации об альтернативных маршрутах.
В планах также расширение здания Центра управления дорожным движением и создание приоритетов для специального транспорта — полиции, медиков, пожарных.
Эксперимент на Большой окружной
В Киеве нужно внедрять аналогичные решения. Первый проект доказал свою эффективность: на участке Большой окружной дороги Киева Swarco установила так называемый зеленый коридор.
Это очень сложная дорога: много людей выходят из жилых кварталов и используют дорогу, чтобы приехать в город. Каждый день в часы пик на этих трех перекрестках появляются ужасные заторы. Мы оборудовали эти перекрестки адаптивной системой управления дорожного движения и тестируем ее уже два месяца.
В результате применения системы заторы на этих трех перекрестках абсолютно исчезли. Это чрезвычайно изменило жизнь водителей. Однако через два месяца заторы появились снова. Почему?
Другие водители, которые обычно не ездили этим путем, узнали, что тут теперь можно проехать намного быстрее. Итог — дорога снова перегружена. Она достигла порога своей пропускной способности.
Теперь мы видим, что недостаточно запустить адаптивную систему управления на трех перекрестках. Эта система должна быть распространена на весь город.