Российские экономисты доказали: реальная зарплата в Украине достигла исторического максимума в 2017 году
Медийное поле скучного воскресенья, 22 июля, перестало быть скучным, когда какой-то внимательный журналист вчитался в исследование Высшей школы экономики "Население России в 2018 году: доходы, расходы и социальное самочувствие".
На просторах русскоязычного интернета родилась сенсация: Беларусь обогнала Россию по уровню реальных зарплат.
Украинские медиа дружно перепечатали новость, не углубляясь в исследование. В лучшем случае они добавили в заголовок Украину, которую Беларусь тоже обогнала.
А зря. Могли бы выйти с не меньшей сенсацией, например: "Российские экономисты доказали, что реальная зарплата в Украине достигла в 2017 году исторического максимума".
Цифры убедительно доказывают, что это правда! Не доверять расчетам исследователей из ВШЭ нет оснований: это единственный вуз на постсоветском пространстве, входящий в первую сотню авторитетного шанхайского рейтинга.
Да и расчеты экономистов по сложности — не дифференциальные уравнения второго порядка. Исследователи ВШЭ взяли данные стран бывшего СССР, Восточной Европы, Китая и Бразилии и посмотрели, как менялись номинальные средние зарплаты в долларовом выражении с 2011 года по 2017 год.
Например, в 2017 году средняя зарплата в Украине составляла 273 долл (ниже только в Таджикистане и Кыргызстане), и с этим показателем Украина занимала третье место с конца в выборке ВШЭ. Для сравнения: в России средняя зарплата составляла 671 долл, в Беларуси — 422 долл.
Однако эти цифры мало что говорят о качестве жизни, которое обеспечивает такая зарплата: цены, покупательная способность условного доллара в Украине и Польше очень разные.
Следующим шагом экономисты ВШЭ определили курс местных валют к доллару с учетом паритета покупательной способности, а затем пересчитали зарплаты уже по этому курсу.
Паритет покупательной способности (ППС) — количество денежных единиц данной страны, которое потребовалось бы для приобретения такого же количества товаров или услуг на рынке данной страны, которое можно купить на 1 долл на рынке США.
Получилась другая картина: украинские скромные 273 долл превратились в 1070 долл. Для простоты восприятия ППС можно сказать, что человек, зарабатывающий в Украине 273 долл, может позволить себе то же самое, что работник в США с зарплатой 1070 долл.
У других стран, попавших в исследование, стоимость жизни тоже поменьше американской, и их реальные зарплаты сильно подросли.
Однако Украина — один из рекордсменов дешевизны. Если по номинальным зарплатам она была на 15 месте среди 17 стран, то по реальным зарплатам поднялась на четыре ступеньки. Оказалось, что в Украине усредненный работающий живет лучше, чем в Бразилии (927 долл), и зарабатывает существенно больше, чем в Молдове (788 долл).
Согласно расчетам российских экономистов, украинская реальная зарплата в 2017 году была максимальной за всю историю независимой Украины. Единственным годом, когда реальная зарплата превышала 1000 долл, был 2013-й, но тогда сумма была на 60 долл меньше.
Можно пойти еще дальше и посчитать, какая реальная зарплата была в Украине, например, в мае 2018 года.
Средняя зарплата в Украине продолжает динамично расти, не в последнюю очередь благодаря очередному административному повышению минимального уровня оплаты труда в начале 2018 года на 16,3%.
В мае средняя зарплата составляла 8725 грн или 334 долл, что на 16,8% больше, чем в ноябре 2017 года. Эти 334 долл превращаются по ППС в 1271 долл с учетом поправки на инфляцию в Украине и США за первые пять месяцев 2018 года.
Субъективно — автор не ощущает в Украине потребительского бума и эйфории от роста зарплат. И не он один: большинство украинцев не верят цифрам и расчетам на основе данных Госстата.
Согласно данным опроса социологической группы "Рейтинг", в июне 2018 года 60% украинцев считали, что их финансовое положение за последние шесть месяцев ухудшилось, а для более половины опрошенных низкие зарплаты или пенсии — проблема №1.
Почему цифры статистики настолько не совпадают с ощущениями украинцев, и как первое и второе отличаются от реальности, детально описано, например, здесь.
Если коротко, то официальная украинская статистика по зарплатам достоверно показывает данные приблизительно для одной трети работающих. Это госсектор (чиновники, бюджетники, госкомпании), а также большие промышленные предприятия и иностранный бизнес, платящий "белые" зарплаты.
Госкомстат не очень хорошо знает, что происходит с доходами примерно 10 млн человек из числа аграриев, сотрудников среднего и малого бизнеса, получающих львиную долю зарплаты в конверте, физлиц-предпринимателей и незарегистрированных самозанятых.
Вероятно, при росте экономики на 2,5-3% рост реальных зарплат во всей экономике все же ниже официальных 19% за 2017 год.
Еще одна, может быть, даже более важная причина, почему украинцы не чувствуют зарплатного "покращення", — в Украине зарплата занимает намного меньшую долю в общей структуре доходов населения, чем в соседних странах.
По данным Госстата, доходы украинцев за 2017 год составили 2,6 трлн грн, из которых на оплату труда пришлось только 1,2 трлн или 47%. Следующая, ненамного меньшая графа в доходах, — пенсии и субсидии: 871 млрд грн или 34%.
Для сравнения: в России, скупающей на нефтяные деньги лояльность пенсионеров, социальная помощь составляет менее 20% от всех доходов, в то время как зарплаты — 65%. В "полусоветской" Беларуси оплата труда — это 63% доходов, а соцпомощь — около 24%.
В Украине точно строили рыночную экономику последние 27 лет?