Блокчейн, ICO и смарт-контракты: кто и как делает "легкие деньги" на непонятных словах
Блокчейн*, ICO** и смарт-контракты*** — эти слова не сходят с первых страниц мировых СМИ.
Блокчейн, ICO и смарт-контракты называют универсальными инструментами, которые якобы решат большинство проблем бизнеса, а работу государства сделают прозрачной и подконтрольной обществу.
Веру людей в почти безграничные возможности этих технологий укрепляют сообщения о миллиардной капитализации криптовалют, созданных на блокчейне, и многомиллионных инвестициях в ICO.
Осторожные и скептические оценки по поводу экосистемы блокчейн-технологий теряются в общем потоке оптимистичных прогнозов. Между тем, скептики говорят, что блокчейн и его производные в виде ICO и смарт-контрактов — вовсе не "святой грааль" для человечества.
Прошедшая 12 июля в Киеве конференция eDeliveryDay стала холодным душем для поклонников блокчейн-технологий. Прозвучавшие там доклады заставили бизнес трезво посмотреть на то, что кроется за словами "блокчейн", "ICO" и "смарт-контракты".
*Блокчейн — это распределенная база данных, в которую информация записывается "слоями". Более детально: что такое "блокчейн" и зачем он нужен.
**ICO — это форма привлечения инвестиций в виде криптовалюты. Более детально: что такое токены и ICO, зачем его проводят.
***Смарт-контракт — это компьютерный алгоритм, предназначенный для заключения и поддержания коммерческих контрактов в технологии блокчейн.
Блокчейн — это легкие деньги
Руководитель консультационной группы UR.CR Иван Данишевский много лет исследует технологии блокчейн. По его словам, блокчейн недооценен и переоценен одновременно. Он переоценен сейчас, потому что мало кто понимает, как он работает, и потому что на него бездумно тратят миллионы. Недооценен — в длительной перспективе.
Популярность слова "блокчейн" настолько велика, что после одного его упоминания многие компании готовы тратить немалые деньги на "внедрение блокчейна" для решения проблем собственного бизнеса.
"Хочу призвать компании тратить много денег на решение своих проблем, — говорит Данишевский. — Просто блокчейн здесь ни при чем. Говорить, что блокчейн решит все проблемы, это все равно, что говорить, будто Oracle или MySQL решит все проблемы".
Он подчеркивает, что технология блокчейн способна решить только 1% проблем бизнеса. В остальных 99% бизнес получит лишь медленную базу данных, потому что блокчейн по сути является медленной базой данных.
Иными словами, когда подрядчики предлагают бизнесу внедрить блокчейн, это означает, что они хотят "легких денег".
По словам Данишевского, сейчас нет подрядчика, который может выгодно для бизнеса внедрить блокчейн или провести токенизацию бизнеса.
Как взломать блокчейн
Руководитель группы UR.CR предостерегает людей и от безграничного доверия к критически важным государственным реестрам, построенным на блокчейне.
Подделать данные в блокчейн-реестре можно так же, как и в обычном реестре. Для этого достаточно ограничить количество копий блокчейн-реестра, например, тремя, пятью или десятью копиями и переписать правила его работы.
Если это будет Земельный кадастр, с финансовой точки зрения взлом даже десяти копий будет оправдан, учитывая общую стоимость земли в кадастре. При этом миф, что блокчейн невозможно взломать, станет идеальным алиби для злоумышленников.
Данишевский подтверждает: взломать, к примеру, 100 тыс копий блокчейн-реестра кадастра будет невозможно, но специалист моделирует другую ситуацию.
Держатель реестра — государство — в лице коррумпированного чиновника может искусственно раздуть объем блокчейн-реестра, например, до 5 Тб. Если у 99 тыс держателей реестра объем жесткого диска будет менее 5 Тб, они не смогут хранить у себя копию базы данных. Тогда количество копий сократится в сто раз, и у злоумышленников появится шанс подделать информацию у остальных 1 тыс держателей копий.
Данишевский акцентирует внимание на том, что безграничное доверие к блокчейн-технологии и непонимание ее работы открывает широкое поле для самых разных махинаций. Поэтому он рекомендует "не связываться с блокчейном, пока не разберетесь".
Вместе с тем, специалист уверен, что от блокчейна уже никто не "увернется": "В любом случае блокчейн дойдет до всех".
По его словам, технология сильно недооценена на дистанции 5-10 лет. Чтобы разобраться в ней, руководитель группы UR.CR советует стать владельцем криптовалюты и пожить с ней.
Благие намерения ICO и смарт-контрактов
Понятие "смарт-контракт" возникло несколько лет назад. Идея в том, что компьютерный алгоритм полностью исключает человеческий фактор в бизнес-сделках. Смарт-контракт, в частности, исключает вероятность обмана, ошибок, посредников, снижает издержки.
О смарт-контрактах заговорили в октябре 2016 года. Тогда мир облетела новость о том, как 88 тюков хлопка на 35 тыс долл доставили из США в Китай без участия человека, с помощью компьютеров, а точнее — смарт-контракта.
По словам старшего юриста ассоциации юристов "Юскутум" Нестора Дубневича, мир видел еще несколько подобных кейсов применения смарт-контрактов, но их доля в сфере использования смарт-контрактов составляет 0,0001%.
Остальные кейсы смарт-контрактов связаны с проведением ICO.
Дубневич рассказывает о кейсе проекта ZrCoin. За сутки после старта ICO он собрал криптовалюты на 1,4 млн долл. Идея проекта состояла в токенизации выпуска циркония в результате переработки мусора и вторичной продукции. Смарт-контракт предусматривал автономную передачу инвесторам токена и распределение доходов завода между инвесторами.
На 2017 год приходится расцвет идеи токенизации через ICO и смарт-контракты. Самыми популярными стали проекты, связанные с токенизацией золота как самого ликвидного и стабильного в цене товара.
Токенизировали также альтернативную энергетику, обосновывая это небывалым ростом мировых инвестиций в эту сферу, токензировали квадратные метры недвижимости и баррели нефти.
Заявленная авторами идея всех проектов сводилась к сбору инвестиций со стороны владельцев криптовалюты с перспективой преумножения средств и распределения прибыли среди вкладчиков.
Трагедия ICO и смарт-контрактов
В чем трагедия этих историй? В том, что нет проектов, которые создали реальное производство и выплачивают покупателю токенов дивиденды.
"За 2017 год мы, юридический провайдер в этой сфере, получили более 20 запросов на сопровождение таких проектов, — рассказывает старший юрист ассоциации юристов "Юскутум" Нестор Дубневич. — К нам приходили проекты из максимально олдскульного бизнеса. У нас иногда возникал вопрос, откуда они узнали о технологии токенов, и каковы их реальные намерения".
"Когда приходит запрос от Череповецкого трубопрокатного завода о том, что они хотят токенезировать метр трубы, то возникает вопрос, не далеко ли зашла индустрия. Они действительно хотят создать какую-то экосистему или у них цель — просто собрать деньги?" — задается вопросом Дубневич.
В результате юрфирма ни один проект не сопроводила, потому что ни один из них не прошел проверку.
О реальных намерениях таких заказчиков говорят состав команд, дедлайны и цели проектов. Большинство проектов просто собирают деньги под "хайповую" идею. Никто не собирается строить заводы, дома или электростанции. Все хотят собрать деньги, потому что рынок готов их платить.
Дубневич считает, что в провале идеи смарт-контрактов виновен не только ажиотаж вокруг нее, но и критическая уязвимость самих смарт-контрактов. В тех моделях смарт-контрактов, которые предлагаются рынку, не исключен человеческий фактор.
Перспективы смарт-контрактов
Тем не менее, Дубневич считает, что будущее все равно за токенизацией активов. Технология созреет и ею начнут пользоваться все. Она станет настолько привычной, как сайты стали обязательными для традиционных компаний.
"Думаю, токены, которые обеспечены реальными активами, — это экономика не людей, а роботов, — говорит юрист. — Именно в роботизированных системах полностью исключается человеческий фактор".
Свой тезис он иллюстрирует описанием запущенной в Германии программы "Индустрия 4.0". Это система, где разные участники производства объединяются в одну сеть, основанную на автоматизированных системах.
Если в такой системе начнут работать токены, заводы смогут автономно добывать сырье, перерабатывать его и выпускать под каждый добытый килограмм или баррель токен. Потом с помощью токенов заводы смогут обмениваться с другими заводами этими ресурсами.
"Именно в модели, где токены обеспечены реальными активами, будет полностью исключен человеческий фактор", — заключает Дубневич.