Не покемонами едиными. Как дополненная реальность меняет искусство
Побывать в музее или послушать музыку в студии Gorillaz, не выходя из квартиры, оказаться вместе с Алисой в стране чудес. ЭП исследовала, как AR проникает в искусство.
Большинство людей узнали об AR, augmented reality или технологии дополненной реальности, в 2016 году с выходом игры Pokémon Go.
После этого интерес к дополненной реальности начал расти, как популяция покемонов.
AR не ограничилась игровой сферой, проникнув во множество других: мировые бренды "дополняют" свои рекламные кампании, учебные заведения используют технологию для создания интерактивных методик, а хирурги могут накладывать картинку МРТ или рентгеновский снимок на тело пациента для более успешного проведения операции.
Не обошла дополненная реальность стороной и искусство. ЭП собрала самые яркие примеры использования AR в различных ее видах.
Музеи и галереи
С появлением интернета посещаемость музеев упала. Зачем ехать, например, в парижский Лувр, если на официальном сайте музея можно взять виртуальный тур?
Использование дополненной реальности вдохнуло новую жизнь в музеи, увеличив их аудиторию, а посетители получили новый опыт.
Например, Американский музей естественной истории создал приложение, оживляющее экспонаты. Наведя смартфон на объект, посетитель увидит короткое видео и текстовое описание экспоната.
"Людям кажется, что музеи неклассные", — такими словами начинается промо-ролик Национального музея в Кракове. К концу этот тезис опровергается.
"Дополнив" картины историями, Краковский музей привлек десятки тысяч посетителей.
Добавлением AR в традиционные музеи история не заканчивается. Некоторые современные художники изначально добавляют ее в свои творения.
Так, мексиканская художница и скульптор Юнуэн Эспарца создает предметы искусства одновременно в двух реальностях: обычной и дополненной, помогая интерпретировать их по-разному.
Музыка
И исполнителей, и зрителей немного раздражают люди, которые весь концерт записывают на телефон. Выход из этой ситуации нашел Eminem. Рэпер придумал, как превратить смартфоны поклонников из нервирующей детали в часть представления. Он устроил в дополненной реальности кровавое шоу.
"Мы решили, что если телефоны будут использоваться на концерте, и люди собираются поднимать их в воздух, почему бы нам не использовать это и не изменить способ восприятия шоу", — прокомментировал менеджер исполнителя Пол Розенберг.
Дополненную реальность используют и другие артисты, хоть и менее масштабно.
Например, Gorillaz выпустили AR-приложение, с помощью которого пользователи попадают в виртуальную студию группы и слушают плейлисты музыкантов.
Всевозможные технологии, в том числе виртуальную и дополненную реальности и видео 360, использовала и певица Bjork в проекте Bjork Digital.
По словам певицы, это помогло ей создать нечто очень личное, помогая зрителям и слушателям лучше понять ее эмоции: от душевной боли до гнева.
Некоторые СМИ назвали перфоманс Bjork виртуальной реальностью. Саме же певица на своей странице в Facebook написала: "Это была не виртуальная реальность, а более дополненная реальность — бесшовная проекция виртуального мира в реальный".
Литература
В ближайшем будущем книгу с помощью дополненной реальности можно будет поместить в поле зрения, чтобы читать на ходу или во время пробежки, а пока AR делает литературу более интерактивной.
Дополненную реальность применяют в энциклопедиях и детской художественной литературе. Она не только позволяет дать больше наглядных знаний, но и развлекает, что важно в работе с детьми. Пример — энциклопедия о строении Земли, в которой планеты "оживают".
Другой пример — энциклопедия из Канады, которая предлагает не просто увидеть трехмерные модели доисторических животных, но и свободно управлять ими. Можно даже сфотографироваться с динозаврами и отправить фото друзьям.
Детские книги с дополненной реальностью пользуются популярностью в мире уже несколько лет. В Украине многие впервые столкнулись с ними после выхода "Алисы в стране чудес", которую группа Art Nation создала совместно с художницей-иллюстратором Евгенией Гапчинской.
Книга распространялась через торговую сеть АТБ по программе лояльности. К такому решению пришли не сразу. По словам создателя группы Art Nation Эдуарда Ахрамовича, перед этим все крупные украинские издательства отказались реализовывать идею. Они были уверены, что дополненная реальность "не пойдет".[L]
"До начала продаж этой книги о дополненной реальности знали немногие: гики, игроки в Pokemon Go, возможно, 1% населения. Это была не семейная аудитория — люди, которые книги не покупают. Было важно познакомить с этой технологией взрослую, консервативную аудиторию", — отметил Ахрамович.
В первые две недели после запуска приложение вышло на первое место по закачкам в украинских сегментах Apple Store и Google Play, а это значит, что его скачали все покупатели.
Поскольку дополненная реальность "зашла" украинским читателям, в ближайшее время можно ждать бума книг с AR на украинском рынке.
Однако нельзя утверждать, что дополненную реальность можно использовать только в детской или научной литературе. Пример удачного использования AR в художественной литературе демонстрирует французская писательница Камилла Шерер.
Кино
В некоторой степени эффект дополненной реальности создают технологии 3D и IMAX: при помощи специальных очков плоская картинка дополняется третьим измерением.
Предполагается, что со временем в дополненной реальности станут доступны справочные материалы, например, профили с именами актеров, их биография и фильмография. Также в AR будут доступны субтитры.
С помощью специальных очков или другого приспособления фильмы можно будет смотреть во время пробежки, ходьбы или в транспорте.
Как могут выглядеть фильмы с дополненной реальностью, показал разработчик Абишек Сингх. Он воссоздал знаменитую сцену из "Звонка", где призрак девушки в белом платье выбирается из экрана телевизора.
В видеоролике виртуальная копия персонажа также начинает "преследовать" владельца телефона, появляясь в разных частях комнаты.
I reenacted a famous scene from 'The Ring' to bring #horror movies to life in AR#madewithunity #ARKit pic.twitter.com/fRU2ul56ki
— Abhishek Singh (@shekitup) February 21, 2018
Что дальше
Технологические гиганты — Apple, Facebook, Google, Microsoft, Samsung — инвестируют в эту сферу огромные деньги.
За последние 12 месяцев AR/VR/XR-стартапы собрали рекордные 3,6 млрд долл от венчурных капиталистов и корпораций. Более трех четвертей миллиарда долларов было инвестировано только в первые три месяца 2018 года.
Аналитики Digi Capital прогнозируют рост выручки отрасли дополненной и виртуальной реальности до 150 млрд долл в год к 2020 году. При этом AR-устройства займут львиную долю этого рынка — около 120 млрд долл.
Интерес пользователей и разработчиков к технологии растет. Наибольшего скачка стоит ожидать, когда технологии позволят создать условные "рэйбены" дополненной реальности или даже AR-линзы. Пока же остается следить за тем, как технология проникает во все сферы жизни.