Бюджет-2017: баланс против "хотелок" на 370 миллиардов
В ближайшее время вопрос бюджета на будущий год может выйти на первый план.
Министерства и другие госведомства значительно повысили свои аппетиты в дополнительном финансировании и предлагают расширить расходную часть бюджета более, чем на 370 млрд грн.
Если Минфин не удовлетворит запросы министерств, что, скорее всего, так и будет, Украина станет свидетелем нового витка политического кризиса.
Поиск баланса – неотъемлемый этап бюджетного процесса. Сводится он к тому, чтобы сбалансировать расходы и доходы госбюджета в рамках оговоренного с МВФ размера дефицита.
Дефицит госбюджета на следующий год запланирован в пределах 3% ВВП или 61,8 млрд грн.
Недавно министр финансов Александр Данылюк сообщил ЭП параметры общего фонда сводного бюджета, который учитывает в том числе местные сметы.
По словам министра, доходы сводного бюджета составят 785,5 млрд грн, расходы – 851,6 млрд грн.
В свою очередь ЭП удалось ознакомиться и с основными показателями именно государственного бюджета. Доходы общего фонда планируются в объеме 627,5 млрд грн, расходы – 673,6 млрд грн.
Любопытна еще одна цифра. Общая цифра, на которую нужно сбалансировать проект сметы на следующий год – 120,6 млрд грн.
Балансировать Минфин планирует за счет двух источников: налоговых поступлений, а также мер, для реализации которых нужно менять законодательство.
В основном речь о непопулярных решениях и реформаторских шагах, которые могут не сработать в случае отсутствия политической воли.
Впрочем, в Минфине ЭП заверили, что баланс госбюджета-2017 есть, и бояться нечего. Так ли это?
В чем суть баланса
Дополнительные средства Минфину в первую очередь нужны на выплату пенсий (требуется 39,3 млрд грн), увеличение фонда оплаты труда бюджетникам (38,5 млрд грн) и обслуживание госдолга (6,9 млрд грн).
На помощь семьям с детьми и по уходу за психически больными, льготы и жилищные субсидии населению нужно еще 22,7 млрд грн.
Разрыв в бюджете почти в 14 млрд грн сулит создание дорожного фонда. Министерство не сможет ими распоряжаться по своему усмотрению, их можно будет потратить только на финансирование дорог.
Одна из крупнейших строк расходов, на которую нужно изыскать дополнительный ресурс – оборона. Минфин нуждается в дополнительных 22,2 млрд грн.
Рассчитывают в министерстве на то, что компенсирует все эти нужды рост доходов от ЕСВ (даст 10,1 млрд грн), акцизов (+12,2 млрд грн), индексация ставок установленных в гривне (+4,9 млрд грн).
Девальвация также внесет свою лепту в пополнение казны. Гривна уже начала дешеветь, а некоторые статьи доходов бюджета номинированы в долларах. Речь о ренте за транзит аммиака и портовых сборах.
Кроме того, ренту на транзит аммиака планируется повысить в два раза. Вместе они могут пополнить бюджет еще на 1,8 млрд грн.
Все это исключительно фискальные меры. Они нацелены на получение дополнительного дохода. Но планы Минфина сводятся не только к ним.
Некоторые решения направлены, не на то, чтобы обеспечить приток новых средств, а сделать более целевым уже имеющийся ресурс и сэкономить, переложив часть расходов на местные бюджеты.
Первый комплекс мер касается социальной сферы. Он призван обеспечить самую большую экономию - 20,2 млрд грн. Так, планируется изменить перереспределение ЕСВ между социальными фондами, унифицировать подход к выдаче социальных выплат, изменить правила назначения пенсионных надбавок.
Второй пакет решений направлен на образование. Часть из того, что планируется уже известна: отмена стипендий, передача на местные бюджеты расходов по оплате коммунальных услуг в сфере образования, финансирование ПТУ за счет местных бюджетов.
Эффект от всех этих мер – 12,4 млрд грн.
Третий комплекс мер нацелен на сферу здравоохранения. Минфин ратует за передачу на местные бюджеты оплаты комуслуг в учреждениях здравоохранения, и включение в медицинскую субвенцию (получают местные бюджеты) расходов по некоторым госпрограммам.
В этой сфере есть еще один пункт – создание единого медицинского пространства и смена подходов к управлению медицинскими учреждениями.
"Национальная академия наук готова рассмотреть вопрос об автономизации своих подопечных академий и институтов. Тогда мы не будем их финансировать. Они хорошо зарабатывают на услугах и это позволит сохранить в бюджете 1,1 млрд грн", – сказал ЭП собеседник в Минфине.
В целом за счет всех этих шагов в здравоохранении планируется сэкономить 10,1 млрд грн.
Ведомства запрашивают больше
Если у варианта с "жонглированием" налоговых ставок есть шансы и фискальные компенсаторы в теории могут заработать, то планы, требующие корректировки законодательства – это зона риска.
Практика показала, что закладывать в качестве компенсаторов реформы – не самый надежный вариант. Социально-острые решения могут упереться в неготовность президента или премьера на такие шаги.
В прошлом году, будучи министром финансов, Наталья Яресько также делала ставку на медицинскую реформу и повышение адресности соцвыплат. Планы так и остались планами.
Еще один момент – баланс бюджета традиционно рушится на этапе согласования с народными депутатами и по ходу смены политических договоренностей.
Уже сейчас, согласно документам в распоряжении ЭП, распорядители бюджетных средств (министерства, местные органы власти и другие ведомства) предлагают расширить расходную часть бюджета на 373,7 млрд грн.
По семь с небольшим миллиардов просят Минюст и Служба безопасности Украины, 5,6 млрд грн – Генпрокуратура.
Что касается аппетитов того же МВД, запрос которого превышает 90 млрд гривен, то тут пока нет ясности. Согласование цифр на безопасность и оборону пока в процессе.
К тому же в МВД говорят, что рассчитывают в следующем году на 60 млрд грн, что на 22,7 млрд больше, чем в этом году.
Также, по информации издания, есть расхождения по сумме с Минсоцом, которая нужна на выплату пенсий – там не согласны менять правила выплаты субсидий.
"Минфин предложил ужесточить правила получения субсидий на коммунальные услуги и расширить перечень критериев для реципиентов", - сказал ЭП представитель министерства финансов.
На просьбу ЭП объяснить, на что ему необходим дополнительный ресурс, министр социальной политики Андрей Рева сказал, что он "в отъезде и у него нет времени". Рева пообещал ответить в понедельник.
Аваков VS Данылюк
С сентября бюджетный процесс перейдет в активную фазу. Заработает парламент. Минфин завершит проект сметы и внесет его в Верховную Раду до 15 сентября.
Не исключено, что законопроект будет тут же отозван на доработку. Тем не менее, в бюджетный процесс более активно включатся депутаты.
Уже сейчас понятно, что сложности с прохождением документа через парламент будут.
И неудовлетворенный запрос от министерства внутренних дел станет одной из причин.
Арсен Аваков - один из членов "большой восьмерки" – неформального властного совета, в который входят ключевые люди, принимающие решения в стране. Народный депутат Сергей Лещенко утверждает, что Аваков – второй человек после президента, имеющий право вето по ключевым вопросам.
Уже сейчас собеседники ЭП в правительстве намекают: не будет финансирования МВД – не будет голосов от "Народного фронта" за бюджет.
В распоряжении издания оказались материалы об основных направлениях работы МВД, которые требуют дополнительного ресурса. Средства нужны как самому министерству, так и структурам, которые находятся в его ведении: Национальной Полиции, Национальной Гвардии, пограничной и миграционной службам.
Пока Минфин не настроен уступать. "У нас план на безопасность и оборону – 5% ВВП. Это плюс 20 млрд грн по сравнению с текущим годом. Они (силовые ведомства – ЭП) могут договориться, как их поделить", - говорит собеседник издания.
В разговоре с ЭП министр финансов Александр Данылюк говорил о том, что в отношении запросов на допсредства "Минфин пока держит круговую оборону". Свободных денег в бюджете нет, подчеркивает министр.
Его коллега Арсен Аваков еще более категоричен.
"Имитировать реформу и создание новых органов в системе МВД не буду. Или делаем все "без дураков" и правильно, или это не ко мне. Одна из немногих наших начатых реформ не должна провалиться. Переход – дело непростое и требует ресурса и гигантских усилий", – заявил в комментарии ЭП Арсен Аваков.
Также он отметил, что Кабмин и парламент коллегиальные органы – и приоритеты нужно продумывать не только исходя из монетарных компонентов, но и имея в виду стратегию реформ. "Прежде всего, в военной и правоохранительной сфере", - подчеркнул Аваков.
Точки над "і" в вопросе финансировании силового блока расставит СНБО, президент и политические договоренности.
А пока Минфин ведет переговоры с другими ведомствами.
По информации ЭП, компромиссные решения возможны в вопросе стипендий.
"Мы ищем компромисс. Может не быть нашего идеального варианта, но мы видим готовность со стороны Минобразования изменить подход в выплате стипендий и ужесточить критерии их получения", – объяснил представитель министерства.
Также рассматривается вариант перераспределения отчислений от НДФЛ с тем, чтоб обеспечить финансовым ресурсом районные, но не областные, центры.