Что стоит на пути получения Украиной транша МВФ
Украина уже точно не получит третий транш МВФ в июле и, вероятно, даже не этим летом, а может и не в этом году.
Накануне стало известно, что МВФ не внес Украину в график своих заседаний, распланированный до 29 июля.
Министр финансов Александр Данылюк до последнего не исключал, что совет директоров таки состоится в этом месяце и Украина получит транш уже в начале августа.
В пресс-службе министерства ЭП заверили, что ожидания и задачи все те же — до конца года получить три транша на общую сумму 4,3 млрд долларов.
Насколько это реально?
В лучшем случае третий транш – при этом непонятно в каком объеме - поступит в конце августа-начале сентября – после того как Фонд выйдет с каникул.
В худшем – Украине нужно готовиться к проживанию осени без транша и начинать максимально сокращать расходы госбюджета.
Риск в том, что "конец августа" — это максимально близко к началу сентября, когда правительство должно внести в парламент проект бюджета на 2017 год. Сбалансированность проекта сметы, бесспорно, окажется в центре внимания кредитора.
Каверзные "моменты"
Украина уже не первый месяц заявляет, что проект меморандума "почти готов", и осталось согласовать лишь "технические моменты".
"Мы провели необходимые реформы, которые были согласованы с МВФ. Переговоры фактически закончены, и меморандум с фондом готов к подписанию. Осталось только финализировать технические моменты", — сообщили ЭП в пресс-службе Минфина.
Сразу после этого украинская сторона рассчитывает, что Совет директоров МВФ примет решение по новому траншу. МВФ придерживается той же риторики. При этом обе стороны принципиально отказываются называть, в чем заключаются эти самые "моменты".
"Есть несколько нерешенных технических вопросов в рамках принятых Украиной обязательств. Их необходимо решить, поскольку мы не можем иметь наполовину выполненную программу и надеяться, что она будет работать", — заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард.
По ее словам, работа должна быть завершена. Лагард надеется, что Петр Порошенко и Владимир Гройсман прислушаются к этому.
Она отметила, что Украина очень близка к завершению второго пересмотра программы EFF, и большинство изменений, которые нужно было провести властям страны, уже реализованы.
Как уже писала ЭП, один из факторов, который влияет на получение траншей, — непринятые Верховной Радой законы. Шансы, что они будут приняты сразу же после выхода парламента с каникул, невысоки.
Как сообщил ЭП народный депутат от БПП Богдан Дубневич, до ухода Верховной Рады на каникулы никаких разговоров по части принятия законопроектов, необходимых для исполнения требований МВФ в приоритетном порядке или на внеочередном заседании, не было.
Проведение последнего, правда, допустил, спикер Андрей Парубий, но не ради МВФ, а в случае активизации военных действий на востоке.
Загвоздка в том, что в правительстве утверждают: эти законы не являются приоритетным требованием МВФ. Фонд якобы и без них может выделить транш. Тем не менее — не выделяет.
Помимо непринятых законов, в списке причин, по которым Фонд заморозил финансирование - дефицит Пенсионного фонда и запоздалый запуск электронного декларирования.
Выделение транша связывают также с будущим Приватбанка. Идея национализации финансового гиганта обсуждается с осени 2015 года. По информации источников, у НБУ и Минфина нет единого мнения относительно того, что делать с банком.
Ликвидация – не вариант. Для бюджета это слишком дорого. Как сообщили ЭП в правительстве, из 147 млрд грн вкладов физлиц под покрытие фондом гарантирования вкладов физлиц попадает только порядка 70% — 103 млрд грн.
Официально стороны утверждают, что у банка нет проблем с выходом на заложенные в программе показатели по объемам кредитования между связанными лицами и коэффициенты адекватности капитала.
Неофициально признаются: время от времени чиновники обсуждают "тему "Привата". Упирается все в цену вопроса для бюджета.
Есть такая версия: с выходом на заявленные показатели не все гладко. НБУ не исключает национализации путем выкупа уставного капитала банка. Минфину эта идея не нравится, поскольку расходы на это не предусмотрены в бюджете на 2016 год и требуют корректировки сметы.
То есть решение о национализации Приватбанка придется проводить через парламент. Гарантий того, что эта затея увенчается успехом, нет. Зато она обернется скандалом и протестами на улицах.
Еще один вопрос в отношении Приватбанка — сможет ли государство управлять им в случае национализации и поддерживать высокий уровень технологичности учреждения.
На днях Украина провалила выполнение еще одного пункта программы — приватизации ОПЗ. Конкурс по продаже актива не состоялся из-за отсутствия заявок. ФГИ обещает повторный конкурс в сентябре.
В данном случае перед кредитором можно оправдаться: Украина старалась и сделала все для продажи завода.
Однако ситуация, которая сложилась с ОПЗ, еще раз доказывает: заявления правительства о готовности иностранных компаний инвестировать в Украину не соответствуют действительности.
Жизнь без транша
Затягивание с получением транша будет иметь несколько последствий.
Во-первых, начнутся проблемы с бюджетом. Отсутствие транша означает отсутствие макрофинансовой помощи от ЕС. Договоренность о получении 1 млрд долл гарантий США также остается на бумаге.
"Нужно будет решать, что делать: либо сокращать расходы, либо искать альтернативные источники финансирования дефицита бюджета", — говорит эксперт Concorde Capital Александр Паращий.
По словам эксперта, котировки украинских облигаций позволяют выйти с размещением на внешние рынки. "Реализациях этих планов возможна при условии, что Украина остается в программе МВФ. В противном случае доходность облигаций снизится", — отмечает Паращий.
Во-вторых, отсутствие транша не позволит к концу 2016 года выйти на заявленный объем золотовалютных резервов. Ранее глава НБУ Валерия Гонтарева заявляла о планах регулятора закончить год с резервами 18,7 млрд долл. Сейчас они составляют 13,6 млрд долл.
Все это, признают в правительстве, окажет давление на гривню и приведет к очередным колебаниям курса.
В-третьих, приостановка сотрудничества с фондом чревата замедлением экономических реформ и ухудшением инвестклимата.