Есть ли за что хвалить второй Кабмин Яценюка
Во вторник Кабмин отчитается перед Радой. Главный вопрос - как парламент воспримет отчет, и что после этого будет с правительством. ЭП проанализировала возможные варианты развития событий, и оценила, насколько Кабмин Арсения Яценюка оказался "реформаторским"
Во вторник Арсений Яценюк с министрами отчитается перед Радой.
Главный вопрос - как парламент воспримет отчет, и что после этого будет с правительством. Вариантов два: Верховная Рада признает отчет удовлетворительным или нет.
В первом случае правительство сможет продолжить работу. На заседании 10 февраля Кабмин утвердил программу действий правительства на 2016 год. По словам премьера, в ее основе - "379 очень конкретных предметных решений, которые должен принять Кабмин вместе с парламентом".
Во втором случае парламент вправе принять резолюцию о недоверии Кабинету министров. Это чревато распадом коалиции и перевыборами.
"У премьера два пути: или договориться с фракциями, которые поддержат новую программу действий правительства, или осознать, что кроме парламентского кризиса существует кризис доверия общества к премьеру Яценюку", - обозначил возможные варианты развития событий глава фракции БПП Юрий Луценко.
Во многом все будет зависеть от того, как пройдет встреча премьера с фракцией "БПП", которая должна состояться накануне.
Несмотря на то, что судьба премьера и министров больше все-таки зависит от политических "договорняков", чем от реальных результатов работы Кабмина, "Экономическая правда" обращает внимание на то, чего добилось правительство за это время, и были ли, собственно, реформы.
УРЯД "ДРУГОГО ПРИШЕСТЯ". ЩО ВОНИ ЗРОБИЛИ У 2015 РОЦІ
Реформы затерялись в бумажках
С реформами пока сложно. Правительство верно традициям: сначала заявляет о готовности к изменениям, а потом объясняет, почему не может этого сделать.
На словах реформы идут по шести документам: меморандуму с МВФ, соглашению об ассоциации с ЕС, коалиционному соглашению, "Стратегии-2020", программе действий правительства и плану законодательного обеспечения реформ.
На днях глава Минфина Наталья Яресько анонсировала появление нового акта: правительство работает над дорожной картой реформ, о которой договорились президентом Петром Порошенко и главой МВФ Кристиной Лагард.
Большинство реформ - здравоохранение, образование, финансовый сектор - "зависло" на бумажном этапе. В лучшем случае законопроекты внесены в парламент, но их не рассматривают депутаты. В худшем - необходимые акты "зависли" в правительстве, как реформа управления госсобственностью.
Как следует из отчета Национального совета реформ, ощущение украинцами реформ низкое. Самой заметной украинцы считают реформу в сфере обороны. При этом население не видит изменений в судебной системе и здравоохранении.
В отчете множество спорных достижений. Так, Минэнергоугля гордится диверсификацией поставок и снижением зависимости от российского газа.
"Да, выросли поставки газа из Европы и уменьшились с РФ. Однако это случилось не за счет усилий профильного министерства, а по объективным причинам - на фоне тотального сокращения потребления газа в стране", - говорится в выводах Центра исследований энергетики.
Диверсификация поставок угля - тоже не совсем победа. Закупки антрацита из России уменьшились с 2 млн тонн в 2014 году до 628 тыс тонн в 2015 году. Поставки из ЮАР выросли с 376 тыс тон до 897 тыс тонн.
"Поставки угля из РФ упали не потому, что министерство нашло новые и дешевые источники, а потому, что Россия уменьшила экспорт", - утверждают эксперты.
Причины для сомнений
Реформаторский имидж Кабмина подпортило заявление главы Минэкономики Айвараса Абромавичуса о своей отставке в связи с коррупцией и давлением со стороны депутата от БПП и бизнеса-партнера президента Игоря Кононенко.
Есть еще один фактор, который заставляет международных партнеров сомневаться в желании украинской власти проводить реформы. По многим вопросам у правительства и парламента разные реформаторские курсы.
"Если коалиция, если работаем вместе, то как это понимать, когда Кабмин подает один документ, а парламент "влазит" с альтернативным и зачастую - полностью противоположным?" - спрашивает собеседник ЭП из правительства.
Последним ярким примером такой несогласованности была налоговая реформа от двух авторских коллективов одной политической силы - Минфина и депутатов.
Проблема, похоже, не исчерпана. Депутаты во главе с председателем парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной зарегистрировали законопроект о самостоятельной таможне, что полностью противоречит видению Минфина.
Недавно Южанина посетила Вашингтон, где встретилась с главой миссии МВФ в Украине Роном ван Руденом и заместителем руководителя Европейского департамента МВФ Таносом Арванитисом, а также приняла участие в совместных с президентом США Бараком Обамой мероприятиях.
Собеседники "ЭП" допускают, что готовится почва для продвижения новой модели налоговой реформы. "Это может быть как законопроект №3357 в новой редакции, так новый документ, наработанный вместе с правительством", - рассказывает Южанина. В планах у депутатов выписать законопроект к концу апреля и проголосовать к 1 июля.
Фактор МВФ
Давление со стороны МВФ и международных кредиторов на Украину также усилилось.
На прошлой неделе директор-распорядитель фонда Кристин Лагард обеспокоилась "медленным прогрессом Украины в улучшении госуправления, борьбе с коррупцией и уменьшении влияния корыстных интересов на политику".
По ее словам, в этих условиях сложно представить, что поддерживаемая МВФ программа продолжится и будет успешной.
В Минфине попыталась сгладить ситуацию. "Транши не дают без реформ", - заявила Яресько.
Правда, к концу недели риторика основного кредитора Украины вернулась в миролюбивое русло.
"Мы продолжаем сотрудничество с властью относительно политики, которая необходима для усиления экономики страны и которая откроет путь для завершения второго пересмотра", - заявил официальный представитель Международного валютного фонда Джерри Райс.
CША в стороне также не остались. У президента Петра Порошенко состоялся телефонный разговор с вице-президентом США Джозефом Байденом.
"Собеседники подчеркнули важность скорейшего принятия парламентом антикоррупционных законов, которые будут способствовать продолжению реформ, развитию сотрудничества с МВФ и введению безвизового режима", - говорится в сообщении Администрации президента.
Все эти заявления - словесная эквилибристика с яркой политической окраской в преддверии отчета правительства, который запланирован на 16 февраля.
А транш?
"Меморандум с МВФ был одним из документов, по которому реформы выполнялись лучше всего. Разговоры о том, что транша может не быть, - нехороший сигнал", - говорит источник ЭП в Администрации президента.
Уже не одну неделю в Минфине твердят: меморандум с МВФ почти готов, в него вносятся технические правки. Источники ЭП подтверждают готовность документа, только дело вообще не в нем. Загвоздка в людях, которые должны его подписать.
Как известно, это глава Нацбанка, министр финансов, президент и премьер. Последние двое должны определиться по части состава и формата работы правительства и парламента. До тех пор денег не будет. Однако с точки зрения обслуживания долга Киев не сильно нуждается в средствах МВФ.
"Благодаря реструктуризации госдолга пиковые нагрузки в 2016 году удалось срезать. Критической даты получения транша нет. На счетах у государства - около 2 млрд долл валютных остатков. Ближайший крупный платеж ожидается в марте, будем гасить купон в размере 485 млн долл", - говорит собеседник из Минфина.
Следующий крупный платеж, 490 млн долл, запланирован на сентябрь, отмечает финансовый аналитик агентства "Эксперт-рейтинг" Виталий Шапран. Речь о том, чтобы пополнить ЗВР на 1,7 млрд долл, а потом платить по ним проценты.
Важность продолжения сотрудничества с МВФ в другом. "Транш позволит получить гарантии от правительства США на 1 млрд долл и доступ к деньгам Мирового банка, ЕБРР и других МФО", - говорит Шапран.
Кроме того, транш станет "успокоительной пилюлей" для внешних и внутренних инвесторов, сигналом, что реформы в стране идут по плану.
***
Так, с помощью публичных и не очень посланий международные партнеры пытаются сохранить политическую стабильность в Украине и дать понять, что пора бы, наконец, взяться за реформы и начать бороться с коррупцией.
Но возможно ли это с таким составом правительства и с периодическими скандалами, возникающими вокруг "кошельков" Петра Порошенка?