Про украинское виноделие или то, чего нет

Пятница, 12 февраля 2016, 15:05 -
Что сегодня делается для того, чтобы реформировать винодельческую отрасль и дать возможность мелким виноделам быть представленными на полках украинских магазинов.

За последние несколько месяцев от внимания налоговиков часто стали страдать мелкие украинские винодельни.

"Экономическая правда" уже сообщала, как контролеры наведывались в компанию Beykush winery николаевского бизнесмена Евгения Шнейдериса или на домашнюю винодельню француза Кристофа Лакарена, обосновавшегося в Шабо Одесской области.

И Шнейдериса, и Лакарена обвинили в нарушении законодательства и продаже вина без лицензий.

Подобные обыски никак не способствуют развитию виноделия в стране.

Чтобы начать производить вино на законных основаниях, необходимо пройти ряд сложных бюрократических процедур, а чтобы продавать вино, необходима лицензия на оптовую продажу, которая стоит 500 тыс грн в год.

ЭП разбиралась, что сегодня делается для того, чтобы реформировать отрасль и дать возможность мелким виноделам быть представленными на полках украинских магазинов.



В ноябре прошлого года первый заместитель ГФС Сергей Билан написал на своей странице в Facebook, что налоговой милицией была прекращена деятельность подпольного цеха по производству и реализации винной продукции. "Никаких разрешительных документов на этот вид деятельность "бутлегеры" не имели", - заявил Билан.

Евгений Шнайдерис

"Подпольным цехом" оказалась частная винодельная Beykush Winery, существующая с 2010 года, с нетипичным для подпольщиков сайтом, где размещена вся информация о винодельне, с момента ее основания, и 11 тысячами подписчиков на Facebook.

"Бутлегер" Евгений Шнейдерис, организовавший все это дело "ради эксперимента", периодически представляет свое вино на дегустациях, участвует с ним в конкурсах и получает призы, что тоже не совсем типично для "бутлегера-подпольщика".

Обыск привлек внимание журналистов, бизнесменов, вроде Евгения Чичваркина и губернатора Михеила Саакашвили, которые встали на защиту Beykush.

В данный момент, согласно распоряжению Очаковского суда Николаевской области, на виноматериалы, оборудование, продукцию и комплектующие наложено арест.



Другим виноделом, который пострадал от особого внимания налоговиков, стал француз Кристоф Лакарен, проживающий с небольшим хозяйством в деревне Шабо Одесской области. К нему налоговики нагрянули совсем недавно - в январе.

Его фискальная служба также подозревает в незаконном изготовлении, хранении и сбыте незаконно изготовленных алкогольных напитков. "Производство и реализация алкоголя осуществлялось без лицензии, сертификатов качества и без уплаты акцизного налога", - сообщили в пресс-службе Одесской области.
Кристоф Лакарен

"Несколько лет с настойчивостью законопослушного европейца Лакарен подает документы на получение лицензии, сдает бесконечные анализы вина и шампанского, но все безрезультатно. Получить лицензию простому украинцу невозможно. Поэтому лицензию на производство и продажу вина в Украине имеют 17 или 19 заводов. Все! Почти в каждом дворе Бессарабии и юга Украины делают вино и все оно – вне закона", - написал в своем блоге журналист Павел Шеремет, не раз бывавший в гостях у Лакарена.

В ГФС же заявляют, что за последние десять лет Лакарен не обращался в главное управление ГФС Одесской области и в ГФС Украины с заявлением для получения лицензии.

"Такого нет нигде в мире"

Винодельческая отрасль в Украине работает по закону "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий", принятому в 1995 году.

"Закон должен был стать переходным между законодательством СССР и независимой Украиной. Приняли его наспех, с расчетом, что закон через какое-то время доработают.

Почему наспех? Потому что здесь объединили изготовление и оборот спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий", - рассказывает владелец винного бренда "Колонист" и глава Украинского бюро винограда и вина Иван Плачков.

Претензии к существующему законодательству есть и у Ассоциации виноградарей и виноделов Украины. Директор ассоциации Сергей Михайлечко считает, что оно морально устарело и совсем не учитывает интересы отечественного производителя, как и не способствует его развитию.

Также Михайлечко отмечает излишнюю бюрократизацию и сложности получения документов.

"Чтобы выпустить новое наименование, предприятие должно разработать "Техническую инструкцию" (ТИ) и "Технические условия" (ТУ) на основании государственных стандартов и утвердить эти документы в Минагрополитики. Если по первому пункту вопросов не возникает, то со вторым  начинается настоящий Армагеддон", - добавляет Михайлечко.

По его словам, в законодательстве отсутствуют четкие сроки рассмотрения этих документов, и утверждение может занять несколько месяцев.

"Нет магазина, куда можно прийти и купить лицензию. Это длинный и сложный процесс согласований в нескольких контролирующих органах. Правила, по которым эти согласования проходят, часто приняты еще Совмином СССР в 1980-х годах", - говорит Шнейдерис.

Самая главная боль для всех виноделов - лицензия на оптовую продажу, которая стоит 500 тыс грн в год, отмечает он.

"Мы производим 140 тыс бутылок в год, тогда как крупные предприятия - по 30-40 млн, но за лицензию на оптовую торговлю платим одинаково: 500 тыс грн в год", - говорит Плачков.

Экс-министр энергетики и собственник ООО "Велес" Иван Плачков

По его словам, для такого небольшого предприятия, как "Колонист", ситуация абсурдная: при обороте 6-7 млн грн в год приходится платить 1,3 млн грн налогов, в том числе 500 тыс грн за лицензию.

Фиксированный крупный лицензионный сбор, который не зависит от объема производства, ставит малые хозяйства в неравные конкурентные условия.

"Удивительно, но зарубежный производитель аналогичного размера, выпускающий 10 тыс бутылок вина, вполне может быть представлен на нашем рынке. Без всяких ограничений. Через дистрибьютора. Украинский же производитель не может без этой лицензии продать свою продукцию украинскому дистрибьютору", - удивляется Шнейдерис.

По данным сайта "Вино Украины" в 2013 году у предприятий с большими объемами производства доля стоимости указанной лицензии в себестоимости реализованной бутылки вина составляла: у ОАО "ДМК "Таврия", Херсонская область, - 0,9 грн, у ООО "ПТК Шабо", Одесская область, - 0,2 грн, у ПАО "Коблево", Николаевская область, - 0,3 грн.

У предприятий с небольшими объемами производства эта доля была такой: у ООО "Велес" (ТМ "Колонист") - 58,3 грн, у ЗАО "Одессавинпром" - 27 грн, у ОАО "Зеленый гай", Николаевская область, - 24,9 грн.

Иностранные менеджеры, работающие в Украине, в недоумении.

"Преступление - не деятельность этих малых производителей вина, а налоговая система, которая загоняет их в тень из-за идиотского полумиллионного налога на разрешение торговать вином", - написал глава Одесской ОГА Михаил Саакашвили сразу же после скандала с Beykush.

Его соратник Георгий Вашадзе - учредитель Фонда инноваций и развития, занимающийся проектами по модернизации государственных услуг, также не понимает смысла лицензии.

"Лицензия на оптовую продажу - это вообще нонсенс, такого нет нигде в мире. Думаю, лицензия на экспорт - это не то, что должно существовать в стране. Разве Украина контролирует, сколько вина и разных алкогольных продуктов будет продаваться за границей? Или есть квота того, сколько вина мы будем продавать? Да чем больше - тем лучше", - заявил Вашадзе.

Винная карта

Во многом благодаря нерешенным проблемам законодательного регулирования виноделие в Украине, при всем его потенциале, остается неразвитым.

За последние 20-30 лет виноделие в мире пережило бурный рост.

Меньше 30 лет назад на карте виноделия не было таких регионов как Приорат и Риас Байас в Испании. Приорат из депрессивного горного региона превратился в престижный испанский винный регион, там появилось больше сотни хозяйств, а население выросло втрое.

"У нас много регуляторных моментов, которые не дают развиваться. Законодательство железобетонное, жесткое, негибкое и непродуманное. Во Франции и Италии жестко контролируют производителя, но позволяют ему развиваться", - говорит Плачков.

В Ассоциации виноградарей говорят, что в ЕС виноградарство и виноделие определяются как социально важное направление, а вино является социальным продуктом.

Развитие виноградарства и виноделия подается в разрезе стратегического развития экономики регионов.  С этой целью разрабатываются и внедряются программы финансовой, маркетинговой и PR-поддержки.

"В Украине вино рассматривается исключительно как продукт, который можно использовать для пополнения бюджета. К тому же, виноделов хотят обвинить в пособничестве распространения алкоголизма, что само по себе является абсурдом", - добавляет Михайлечко.

Какие есть инициативы

Все свои чаяния Шнейдерис сложил в петицию и разместил на сайте президента. Президент рассмотрит ее, если она наберет 25 тыс подписей.

Он просит Порошенко вывести вино из подакцизных товаров, отменить лицензии, которые мешают развиваться, приблизить нормы регулирования к европейским и упростить механизм регистрации винодельческих предприятий.

"Правильно будет сделать вино неподакцизным товаром. В некоторых странах оно исключено из категории алкогольных напитков. Это совсем идеальный вариант, и я не верю в такую революционность", - говорит Плачков об инициативе коллеги.

На момент выхода материала под петицией подписалось менее 2 500 чел, и шансов на то, что до истечения срока сбора подписей наберутся необходимые 25 тыс голосов, не так много.

Впрочем, даже если петиция Шнейдериса провалится, потеряно будет не все. На сайте Верховной рады зарегистрировано два законопроекта, способные повлиять на сложившуюся ситуацию.

Первый законопроект, зарегистрированный группой депутатов во главе с Андреем Вадатурским благодаря инициативе Плачкова 24 апреля 2015 года, предусматривает отмену полумиллионной лицензии для предприятий, которые делают вино из собственного виноматериала.

"Если ты купил виноград и сделал виноматериал, то ты не должен платить. Если ты купил виноматериал - платишь", - поясняет Плачков.

При этом многие потенциальные виноделы в силу отсутствия возможности самостоятельно изготавливать вино продают виноматериал крупным производителям по заниженной цене.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что 55 производителей винной продукции, которые в 2010-2013 годах платили деньги за лицензию на оптовую торговлю, будут платить их и в дальнейшем.

Альтернативный законопроект, внесенный депутатом из фракции "Народный фронт" Геннадием Кривошеем месяцем позже, дублирует акт Вадатурского, дополняя его незначительными уточнениями.

Проблема в том, что оба проекта застряли в комитете Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики еще в мае 2015 года. Никаких подвижек с тех пор не произошло.

Есть еще один профильный законопроект, над ним активно работал Вашадзе. Данный акт пока не внесен в парламент. О нем рассказал Саакашвили, когда комментировал на своей странице в Facebook ситуацию с Baykush и лицензией на оптовую продажу.

"Очень надеюсь, что в ближайшее время Верховная Рада отменит этот налог. Это часть "одесского пакета реформ", который мы внесли в Верховную Раду. Министр сельского хозяйства Алексей Павленко нас поддерживает, осталось только голосовать. Просто пока мы ждем, почти ежедневно убивают бизнес", - написал тогда глава Одесской ОГА.

"В отрасли есть четыре лицензии: на производство, на экспорт, на импорт и на оптовую продажу. Наш законопроект, который мы предлагаем, предусматривает отмену лицензий на оптовую продажу, на импорт и на экспорт. Остается лишь лицензия на производство", - говорит Вашадзе.

По его словам, команда Саакашвили не спешит с регистрацией законопроекта, поскольку перед его внесением планируют учесть как можно больше мнений. Вашадзе добавляет, что в случае успеха следующим этапом будет отмена лицензии на производство.

"Мы понимаем, что эта лицензия не связана с контролем качества. Это процедура, которую бизнес должен пройти через какой-то госорган. В Грузии нет лицензии на производство, контроль качества происходит, но этим занимается ассоциация виноделов, а не государство.

Такая же практика во всех нормальных странах. Лучший контроль - конкуренция. Когда же бизнес контролируется бюрократом, с последним договариваются, и появляется монополия. Тогда мы пьем не вино, а черт знает что", - добавляет грузин.

В любом случае, даже простой отмены полумиллионной лицензии достаточно для того, чтобы позволить развиваться винодельческой отрасли. На вопрос, что произойдет после, все отвечают одинаково: количество производителей увеличится в разы.

***

Текст подготовлен в рамках Национального винодельческого форума

Напомним, 24 февраля в Украине пройдет первый Национальный винодельческий форум

Организаторы - Торгово-промышленная палата Украины, "Украинская правда", Украинская корпорация по виноградарству и винодельческой промышленности "Укрвинпром". При поддержке Министерства аграрной политики и продовольствия.

Детали можно узнать на официальном сайте мероприятия.