Эволюция экономической сложности Украины: бег на месте
Существует немного факторов, более важных для долговременного экономического развития, чем технологический прогресс.
Измерение уровня технологического развития или, другими словами, производственных знаний, которые могут быть использованы для создания лучшей и более дешевой продукции, является сложным заданием.
Рикардо Хаузманн и Сезар Идальго разрабатывают необходимый для этого инструмент: Индекс экономической сложности - the Economic Complexity Index, ECI. В этой публикации мы рассмотрим, как менялась со временем и по сравнению с соседними странами позиция Украины в рейтинге ECI.
Индекс экономической сложности
Создатели ECI начинают с предположения, что чем большим является запас знаний страны о производственных процессах, тем больше продукции страна может создавать и тем сложнее эта продукция будет.
Таким образом, многообразие продукции, произведенной страной, может раскрыть информацию об уровне технологий - именно эта идея воплощена в ECI.
В целом, высокие значения ECI будут у стран, производящих более разнообразную продукцию или более сложные товары. Любопытные читатели могут ознакомиться с Атласом экономической сложности, чтобы лучше понять математику, лежащую в основе ECI.
Идеальный показатель экономической сложности требует гигантского количества данных, которые не всегда доступны, так как необходимо знать объемы производства детально классифицированных товаров и услуг во всех странах.
Чтобы обойти эту проблему, ECI использует данные о международной торговле - экспорт и импорт. Главным преимуществом такого подхода является то, что эта информация доступна в детализированном виде на веб-странице UN Comtrade и создается на основе точных таможенных данных стран об импорте-экспорте.
Использование торговых данных, однако, имеет свои недостатки.
1. Это не идеальный показатель производства, поскольку некоторые товары и услуги не являются предметом внешней торговли, и структура экспорта страны может отличаться от структуры производства в целом.
2. ECI полностью игнорирует услуги, которые составляют более 50% ВВП в большинстве стран и более 2/3 ВВП в развитых странах.
3. ECI использует четырехзначную HS-классификацию товаров. Например, индекс рассматривает все товары в группе "8703: автомобили и транспортные средства для перевозки людей" как одни и те же. Однако товары в так определенной группе могут отличаться между собой: сравните украинские автомобили с немецкими.
Таким образом, ECI измеряет сложность продукции, которая является предметом международной торговли. В дальнейшем мы будем считать, что этот индекс является качественным показателем общего уровня технологий в стране.
Это не самое плохое предположение, поскольку, как показано в Атласе, страны с высшим ECI склонны быть богаче и расти быстрее, и такая зависимость является крепкой, даже если отнять влияние качества управления и образования.
ECI в Украине
Первый рисунок иллюстрирует историю показателей ECI для Украины - пунктирная голубая линия - и ее соседей. Мы наблюдаем несколько тенденций.
Во-первых, на протяжении двух десятилетий позиция Украины в рейтинге ухудшалась. Во-вторых, тенденции в странах ЕС и странах, которые не входят в ЕС, отличаются. В то время как Венгрия, Словакия и Польша относительно улучшили свои позиции, Украина, РФ, Беларусь и Молдова в рейтинге опустились.
Позиции стран в рейтинге ECI
Мы можем сегментировать экспорт Украины по отраслям и товарам, чтобы понять причины ухудшения измеряемой сложности украинской экономики. Следующий рисунок отображает структуру украинского экспорта в 1996-2014 годах.
В 2014 году значительную часть украинского экспорта составляли металлы, минеральные ресурсы, продукты растительного происхождения и продукты питания, что даже превышает долю этих отраслей в 1996 году - около 70%. Ожидаемо, в среднем эти отрасли входят в число наименее сложных по показателю ECI.
Доля более сложных отраслей - машиностроение, электрооборудование, химическая продукция, транспортные средства - в 2014 году составила 15%, снизившись на 5% в сравнении 1996 годом. Можно сделать вывод, что с середины 1990-х украинский экспорт не переориентировался на более сложные отрасли.
Структура украинского экспорта по отраслям
Можно заметить, что группирование отраслей, как это сделано на рисунке, достаточно грубое. В каждой отрасли может быть много "скрытых видов" товаров - производство могло сместиться от менее сложных к более сложным товарам.
Однако если посмотреть на более детальную классификацию экспорта по четырехзначной HS-классификации, становится ясно, что это не так. Существенного смещения к производству более сложной продукции не было. Если изменения и были, то размещенные ниже таблицы доказывают обратное.
В этих таблицах показаны доля в украинском экспорте и показатели Индекса экономической сложности за 2014 год для некоторых товаров. Как и по отношению к странам, более высокие значения индекса для товаров означают их более высокую сложность. ECI рассматривает товары как одни и те же в разных странах.
Чтобы понять, как интерпретировать значения ECI за 2014 год, следует заметить, что значение ECI самой сложной экономики, Японии, составляло 2,20 (Украины - 0,42), четверть товаров имела ECI 2,24 и выше, половина товаров имела ECI 1,07 и выше, четверть наименее сложных товаров имела ECI 0,43 и ниже.
Таблицы содержат данные о 12 и 10 товарах с самыми большими долями в экспорте в 1996 году и 2014 году с их совокупной долей около 50% в каждом году.
Во-первых, в 2014 году наблюдается большая важность злаков - технологически несложной продукции. Во-вторых, нет переориентирования производства на более сложные товары. Так, среди изделий из металлов доля полуфабрикатов из стали выросла по сравнению с долей более сложного горячекатаного железа.
Основные экспортные товары и их доля в экспорте, 1996 год, Украина
Источник: The Atlas of Economic Complexity |
Основные экспортные товары и их доля в экспорте, 2014 год, Украина
Источник: The Atlas of Economic Complexity |
Эти тенденции не повлияли бы плохо на позицию страны в рейтинге ECI, если бы другие экономики развивались так же. Однако многие страны повысили сложность экономик и, вероятно, улучшили запас производственных знаний и технологий.
Пример - Румыния и ее экспортная структура. В 1996 году более четверти румынского экспорта составляла текстильная отрасль, другая четверть состояла из металлов и минеральных продуктов. Машины, электрическое оборудование и транспортные средства составляли около 8%.
В 2014 году доля более сложных машин и транспортного оборудования возросла до 45% за счет более отсталых отраслей. Это помогло Румынии подняться на десять позиций в рейтинге ECI с 2004 года и обойти Украину.
Теперь это одна из 30 наиболее сложных экономик мира. Похожую историю можно рассказать об экспортной структуре Венгрии, Словакии и Польши - все эти страны изменили структуру своего экспорта в сторону более развитых отраслей.
С другой стороны, РФ, Беларусь и Молдова еще сильно зависят от экспорта менее сложных товаров. Например, нефть и газ составляют 70% экспорта РФ.
Отраслевая структура румынского экспорта
Источник The Atlas of Economic Complexity |
Последствия
В этой публикации мы попробовали рассмотреть общий уровень технологий в украинской экономике, измеренный Индексом экономической сложности.
Украинская экономика постепенно отставала от стран-лидеров с точки зрения экономической сложности, поскольку структура экспорта не изменилась в сторону более сложных отраслей и товаров. Хотя более низкие значения индекса получила еще 81 страна, тенденция разочаровывает.
Автор хотел бы воздержаться от утверждения, что худшие результаты ECI прямо снижают уровень экономического благосостояния в Украине. Есть значительно более богатые, чем Украина, страны, например, Новая Зеландия и Австралия, значения ECI которых ниже, чем в Украине.
Скорее, это надо расценивать как подтверждение того, что в экономике существуют определенные проблемы, не позволившие Украине показать такие же высокие результаты, как некоторые соседи, и изменить структуру отраслей.
Такие проблемы могут не позволить украинским производителям использовать многочисленные полуфабрикаты из железа для выпуска трансмиссионных валов и использовать их для производства сложного оборудования.
Сам ECI не указывает на конкретные проблемы и не предлагает путей их решения. Высокие значения ECI не должны быть главной целью экономической политики, поскольку это может привести к ручным манипуляциям с некоторыми отраслями и, как следствие, к нежелательным искажениям работы этих отраслей.
Вместо этого руководству страны нужно понять, что именно не позволяет бизнесу открывать новые технологические производства: нехватка образованной рабочей силы, низкий уровень защиты инвестиций, монополии, коррупция или налоговая система, угнетающая бизнес. А затем - решить, что можно с этим сделать.
Сергей Мелещук, аспирант (PhD candidate), Калифорнийский университет в Беркли, voxukraine.org