Кто преуспел, а кто провалился. Итоги внедрения электронных госуслуг в регионах
По итогам 2015 года Днепропетровская область стала безоговорочным лидером по количеству госуслуг, которые местные госорганы предоставляют жителям через интернет.
Сегодня таких услуг насчитывается 115, тогда как в Винницкой области — 49, а в Киевской — 35.
ТОП-5 замыкают Одесская (18) и Львовская области (13). В большинстве других регионах Украины количество доступных местных электронных госуслуг можно пересчитать на пальцах одной руки.
С такой статистикой закончил 2015-й год портал госуслуг iGov.org.ua. В июне 2015 года его запустил Дмитрий Дубилет, IT-директор "Приватбанка" совместно с десятком волонтеров.
Ресурс стал единственно возможной альтернативой Единому государственному порталу административных услуг, потому что госпортал никаких услуг в режиме онлайн до сих пор не предоставляет.
iGov — это некоммерческий проект. Он был создан для борьбы с коррупцией в сфере предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу, а также для улучшения качества взаимодействия государства с гражданами.
Сегодня на портале доступно 214 услуг. Большую часть из них можно получить через интернет. Впрочем, есть среди них и те услуги, для получения которых все-таки придется постоять в очередях под кабинетами чиновников, но только на определенных этапах.
Кто тормозит процесс
Перевод государственных административных услуг в электронную форму в стране идет очень медленно. Большинство чиновников в областях не проявляют особого интереса к внедрению таких новшеств.
Часто им просто невыгодно разрушать собственную монополию на предоставление госуслуг, и делать этот процесс прозрачным.
"Скорость запуска электронных услуг в первую очередь зависит от политической воли городского головы, депутатов и органов исполнительной власти на местах. И это главное условие. Если политическая воля сильная, тогда процесс запуска услуг происходит быстро", - делится опытом начальник управления информационных технологий Львовского горсовета Тимофей Александронец.
Такого же мнения придерживается Дмитрий Дубилет: "Административные услуги — это вертикаль влияния губернаторов. Например, мы с Саакашвили в Одесской области запустили услугу оформления субсидий. Теперь там доступны все районы области, кроме самой Одессы. С мэрией Одессы мы еще не договорились".
В Днепропетровской области е-услуги также внедряются при поддержке губернатора. Не все административные услуги местная власть может предоставлять без согласования с местной налоговой или, например, миграционной службой. Они должны договориться.
"В таких случаях губернатор только своим авторитетом может им помочь в этом. Например, так было с запуском в Днепропетровске электронной услуги от МРЕО. Тогда губернатор попросил руководителя областного МВД направить своего заместителя на встречу с волонтерами iGov. После этой встречи услуга заработала", — рассказывает Дубилет.
Лидеры и аутсайдеры
В результате активной поддержки губернатора, жители Днепропетровской области через iGov могут получить рекордное количество местных административных госуслуг — 115.
В то же время, в Кировоградской, Полтавской, Сумской, Харьковской областях жителям через интернет не доступна ни одна госуслуга.
Между тем, статистические данные портала iGov говорят о том, что чиновники областей-аутсайдеров напрасно игнорируют электронные госуслуги. Потребность в них со стороны граждан огромна.
Например, только за один месяц в разделе "Получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг" побывало более 75 тысяч посетителей. Но оформить эту субсидию через портал смогли только жители Днепропетровской и Киевской областей, потому что она работает только в этих регионах.
Днепропетровская и Киевская области также стали лидерами по количеству предоставленных электронных госуслуг местного уровня. Существенный разрыв между областями по количественным показателям вызван тем, что в разных регионах услуги запускались в разное время.
ТОП-5 областей по количеству предоставленных на iGov местных е-госуслуг | |
Название услуги | К-во предоставленных услуг |
Днепропетровская | |
Получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг | 5726 |
Выдача/замена паспорта гражданина для выезда за границу | 2924 |
Предоставление справки об отсутствии (наличии) судимости или ограничений, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством | 1325 |
Киевская | |
Получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг | 530 |
Регистрация авто с пробегом в МРЭО | 151 |
Регистрация места жительства (с опцией одновременного снятия с регистрации с прежнего места) | 84 |
Тернопольская | |
Выдача справки из государственной статистической отчетности о наличии земель и распределении их по владельцам земель, землепользователями, угодьями | 20 |
Предоставление единовременной материальной помощи | 7 |
Рассмотрение соответствия намерений относительно местоположения временного сооружения | 6 |
Ровненская | |
Предоставление справок незанятому населению об отсутствии земельных участков для ведения ЛСХ | 5 |
Выдача копий, выписок из распоряжений городского головы, решений, принятых городским советом и исполнительным комитетом | 4 |
Отправить обращение к городскому голове | 3 |
Одесская | |
Получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг | 19 |
Для улучшения уровня сервиса портал iGov постоянно собирает отзывы пользователей о качестве предоставленных услуг. Наивысшую оценку на сегодня имеют услуги социальной направленности, а низшую — услуги от Министерства внутренних дел.
3 услуги с самой высокой оценкой качества предоставления | 3 услуги с самой низкой оценкой качества предоставления | ||
Название услуги | Количество баллов от 1 до 5 | Название услуги | Количество баллов от 1 до 5 |
Выкопировка из топографического плана города 1: 500 | 5 | Регистрация авто с пробегом в МРЭО | 3,15 |
Выдача справок о получении / неполучении всех видов государственных социальных пособий | 5 | Предоставление выписки из Единого государственного реестра МВД Украины | 3,6 |
Получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг | 4,7 | Предоставление справки об отсутствии или наличии судимости | 4,1 |
Подводя итог 2015 года, Дмитрий Дубилет признается, что ошибся с прогнозом количества доступных услуг на портале в конце года. Летом он ориентировался на 250-300, а фактически доступно 214.
"Не учел, что запуск ряда услуг затянется из-за затянувшихся реформ внутри отдельных госорганов", — объясняет он.
Тем не менее, в 2016 году руководитель проекта планирует перевести в электронную форму все существующие услуги и подключить к ним все регионы страны.