"Наследие" Януковича. Что будет с российским долгом: три сценария
С экономической точки зрения России выгодно согласиться на предложенные Киевом условия реструктуризации. Однако вряд ли ей нужны эти деньги. Для Кремля это инструмент для расшатывания ситуации в Украине.
В декабре 2013 года президент Владимир Путин и Виктор Янукович договорились о предоставлении российской стороной кредита Украине в объеме 15 млрд долл.
Кредит предусматривал обмен средств на суверенные евробонды Украины. Первый транш кредита в объеме 3 миллиарда долларов Украина получила в конце декабря 2013 года, а дальнейшие уже не получала в силу известных причин.
Выплата долга была запланирована на декабрь 2015 года. Однак "российский" долг Киев включил в перечень долгов перед частными кредиторами, который подлежит реструктуризации.
"До 27 октября. Именно столько времени есть у России, чтоб определиться, принимает ли она предложенные Украиной условия реструктуризации долга в размере 3 млрд долл", - говорит собеседник ЭП из Минфина.
До этого момента Украина должна завершить юридическое оформление сделки и обмен старых бумаг на новые. Мы ничего выплачивать и погашать не намерены, заявляют в Минфине.
Позиция Москвы принципиальна: Украина должна погасить 20 декабря основной долг и вторую часть процентов по нему - 75 млн долл.
"Приближается время – это декабрь, когда должны быть выполнены обязательства. Я считаю, что это бесспорное обязательство, которое не подлежит никаким реструктуризациям", - заявил накануне Министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев.
Сейчас процесс реструктуризации общего украинского долга в самом разгаре. В начале этой недели министр финансов Наталья Яресько встретилась с кредиторами в Лондоне и Нью-Йорке, где обсудила с ними подробности условий.
До недавних пор Россия отказывалась обсуждать с украинской стороной тему реструктуризации или же вступать в Комитет кредиторов.
Коммуникации свелись к "холодной финансовой войне" на уровне публичных заявлений и угроз в СМИ.
Теперь в этой истории намечается новый этап. Информационное пространство взбудоражила новость, что 8 октября Яресько планирует встретиться с министром финансов РФ Антоном Силуановым в рамках мероприятий саммита G20 в Перу.
"Это не переговоры. Это протокольная встреча двух министров в рамках саммита. Нам нечего им предложить кроме того, что у нас есть", - уверяет ЭП источник из правительства.
По его словам, Яресько планирует сделать российской стороне подробную презентацию, и готова ответить на вопросы об условиях реструктуризации.
В зависимости от того, как отреагирует РФ, возможны несколько сценариев развития событий.
Сценарий 1. Россия настаивает на полном погашении долга в декабре. Украина этого не делает.
Это проигрышный вариант для обеих сторон.
Предложенные Украиной условия обмена предполагают следующее: те, кто с ними не согласился и после обмена останется со старыми бумагами, больше никогда не сможет рассчитывать на инструменты возобновления стоимости - value recovery instruments.
По условиям долговой операции, при росте ВВП Украины от 3% до 4% с помощью VRI кредиторы получат 15% стоимости от процента роста ВВП. При росте ВВП более 4% кредиторы получат 40% стоимости от каждого процента такого роста.
"В этом случае Россия оказывается в юридической изоляции. Она остается с бумагами, по которым объявлен дефолт, и которые ни на что не влияют", - говорит источник издания в Минфине. Что это означает?
Дефолт по одному из выпусков долговых обязательств страшен только возможностью кросс-дефолта. Речь идёт о требовании со стороны всех кредиторов досрочно погасить все долги в полном объеме.
Однако в данной ситуации условия реструктуризации выписаны так, что дефолт по старым бумагам не позволяет объявить дефолт по новым.
"Если Россия не соглашается на нынешние условия, возможно проведение с ней дополнительных переговоров. Это будет еще одна долгая история, по итогам которой вторая сторона получит условия реструктуризации хуже нынешних", - утверждает источник.
"Пока проблема в том, что Россия формально может заявить о дефолте Украины и прямо сейчас - в силу нарушения норматива соотношения внешнего долга и ВВП, заложенного в условиях выпуска действующих облигаций", - говорит юрист ЮФ "Ильяшев и партнеры" Дмитрий Шемелин.
Пока РФ этой возможностью не воспользовалась. Если в ближайшей перспективе ничего не изменится, то, по словам эксперта, у РФ будет несколько недель для того, чтобы задействовать это оружие последнего шанса перед тем, как будет размещен выпуск новых облигаций, и возможность кросс-дефолта отомрет.
Попытка вернуть долг в судебном порядке за счет ареста активов тоже рискует оказаться неудачной.
"Отсудить активы в украинских судах невозможно. По условиям реструктуризации, они не вправе рассматривать подобные иски. Тяжбы будут в Лондоне, но это месяцы бюрократической волокиты с непонятным результатом", - отмечает руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.
Безусловно, по словам Шемелина, российские держатели облигаций могут подать на Украину в английский суд и даже выиграть его в пределах года.
Однако, как показывает практика самой России в делах инвестиционного арбитража, в том числе и ЮКОС, суверенное государство может долго уклоняться от взыскания.
"У Украины, как и у России, за рубежом не так уж много имущества, принадлежащего государству и подлежащего взысканию", - отмечает юрист. К слову, в Минфине Украины утверждают, что его нет вообще.
Сценарий 2. Россия не соглашается на реструктуризацию. Украина не платит. Россия добивается смены статуса долга, что ставит под угрозу сотрудничество Украины с МВФ.
Этот вариант невыгодный для Украины.
Проблема в том, что Украина считает этот долг коммерческим. Для него характерны такие признаки: условия эмиссии не обязывают Россию оставаться единственным держателем, то есть допустима перепродажа облигаций, сами бумаги обращаются на Ирландской бирже, а межправительственные соглашения по этому выпуску не были подписаны.
Россия настаивает на том, что этот долг суверенный. Один из аргументов - облигации выкуплены за счет государственного резервного фонда РФ. Расставить точки над "і" в вопросе статуса должен Совет директоров МВФ.
"Совет не спешит выносить вердикт по статусу долга, поскольку пока нет определенности по поводу России. Все надеются, что Москва согласится на реструктуризацию", - объясняет Паращий.
Кроме того, официально пока ни одна из сторон не потребовала определения статуса, а "обмен любезностями" через СМИ - не повод что-либо делать.
Почему важен статус этого долга? Правила МВФ запрещают фонду кредитовать страны, объявившие дефолт по своим суверенным обязательствам. Таким образом, определение украинского долга как суверенного поставит под угрозу программу сотрудничества Украины с МВФ.
"Можно долго спорить, являются ли "российские" облигации суверенными или частными. В подготовленном Украиной предложении о реструктуризации они названы суверенными, но выпущены в форме евробондов и торгуются на бирже вместе с другими коммерческими бумагами", - отмечает Шемелин.
В этом вопросе МВФ имеет высокую степень свободы. Он может признать долг коммерческим, а может отступить от своего правила о запрете финансирования государств - суверенных должников.
Эксперт не исключает, что фонд захочет "подыграть" Украине, так как одномоментная выплата 3 млрд долл поставит под удар резервы Украины и подорвет выполнение достигнутых при участии МВФ показателей бюджета.
Есть и другая точка зрения. "МВФ в данном случае - слабое звено. Нельзя быть полностью уверенным в том, что фонд примет решение в пользу Украины. Понимаете - это большая геополитика, большие интересы", - скептически настроен собеседник издания из Министерства финансов.
Пока статус долга не определен, и Москва может достаточно долго настаивать на его признании именно государственным, утверждает старший партнер АО Suprema Lex Валерий Присяжный. У России есть в этом прямой интерес.
Определяя статус долга перед РФ как коммерческий, Украина настаивает, что ей не известен конечный бенефициарий - держатель облигаций, говорит эксперт.
"Если объявлять дефолт по коммерческому долгу, то, согласно правилам МВФ, приоритет имеют интересы государства-заемщика (в данном случае Украины. - ЭП) перед частным заемщиком, а по государственному - интересы государства-кредитора (в этом случае России. - ЭП)", - объясняет Присяжный.
Сценарий 3. Россия соглашается на предложенные Киевом условия.
В Минфине Украины утверждают, что с экономической точки зрения это самый выгодный для обеих сторон вариант.
"Заявлять можно что угодно. Можно "кошмарить" нас санкциями и арестом активов, но в случае неправильного решения представители российской стороны могут понести ответственность за нанесение государству ущерба в особо крупных размерах", - говорит собеседник издания из Кабинета министров.
Пока, шутливо отмечает он, вероятность этого сценария - 50 на 50.
На практике же все рискует оказаться сложнее. Вполне может оказаться, что Москва выберет худший для себя вариант с экономической точки зрения.
Возможные мотивы - как можно дольше сохранить возможность расшатывать ситуацию в Украине или же использовать свое согласие на реструктуризацию в "торговле" за определенные преференции со стороны Запада.