Кто срывает планы по замещению импортного газа
Разговоры об энергетической независимости и потенциале отечественной возобновляемой энергетики перешли в плоскость реализованных проектов.
Если раньше они были уделом небольшой группы экспертов и ученых, от которых отмахивались в высоких кабинетах, то сегодня многое изменилось.
За год в стране были установлены тысячи котлов на биотопливе, модернизированы сотни котельных в бюджетных учреждениях, сэкономлены дорогой российский газ и средства местных бюджетов.
Выгоды колоссальные! Использование своего топлива снижает потребление российского газа, не расшатывает курс гривны, дает стимул для развития украинской экономики.
Деньги остаются в Украине, а не оседают на счетах "Газпрома", - мягко говоря, недружественной организации, вовсю использующей газ для разрушения украинского государства.
Создаются рабочие места в области заготовки и логистики биотоплива, производства и эксплуатации котлов на биомассе. Эти рабочие места начитают платить налоги в центральный и местный бюджеты. Оживает местная экономика.
Сценариев всего два. Или Украина сокращает потребление импортного газа, в первую очередь российского, и тогда шансы сохранить страну увеличиваются в разы. Или оставляет все как есть, имитируя движение вперед, но ничего не меняя по сути, и тогда последствия будут трагическими.
Именно поэтому любые бюрократические проволочки или искусственные барьеры, воздвигаемые газовыми лоббистами и бенефициариями годами процветавших коррупционных схем, не могут и не должны оставаться в тени. Об одном из таких препятствий следует рассказать подробнее.
Украинская биоэнергетика способна в перспективе вытеснить весь импортный газ - заменять около 23 млрд куб м голубого топлива ежегодно. Сейчас этот потенциал мы используем на 10%, замещая около 2 млрд куб м газа в год.
Согласно Национальному плану развития возобновляемых источников энергии - ВИЭ, утвержденному правительством в 2014 году, этот показатель необходимо увеличить до 7,2 млрд куб м в год до 2020 года или более чем в 3,5 раза. Планы амбициозные, но выполнимые при условии поддержки правительства.
Нажмите для увеличения |
Что сейчас происходит в этом секторе?
Динамика замещения газа в бюджетных учреждениях внушает оптимизм. Модернизация котельных и перевод их на биотопливо идет полным ходом.
По данным Госэнергоэффективности, только за отопительный сезон 2014-2015 годов в бюджетной сфере установлено более 600 МВт мощностей котельных на биомассе. Основной движущий фактор - цена на газ: 6500-8900 грн за тыс куб м, из-за чего стоимость тепла колеблется в пределах 1400-1800 грн за 1 Гкал.
Стоимость тепла из биотоплива ниже - 1000-1200 грн за 1 Гкал. Это, а также сравнительно небольшие объемы потребления газа в бюджетных учреждениях - 0,7 млрд куб м в 2014 году, - дают основания предполагать, что за несколько лет объекты бюджетной сферы в значительной степени перейдут на ВИЭ.
Правительство постановлением №453 от 10 сентября 2014 года способствовало этому процессу. Подготовленные в 2015 году изменения в постановление №453 лишь ускорят наметившуюся динамику.
Противоположная ситуация в коммунальной сфере, где сжигается не менее 7 млрд куб м газа ежегодно - в десять раз больше, чем в бюджетных учреждениях.
В 2014 году Кабмин принял постановление №293, которое должно было стимулировать замещение газа в ЖКХ. В чем его необходимость?
Нажмите для увеличения |
Сегодня цена на газ для теплокоммунэнерго, отапливающих население, существенно ниже той, по которой он импортируется: 2 934 грн за тыс куб м при коммерческой цене 6500-8900 грн за тыс куб м.
Эта разница компенсируется из бюджета и напрямую уходит в Россию и другие государства-поставщики. Это приводит к двум негативным последствиям.
1. Формируется огромный дефицит "Нафтогаза", который надо перекрывать из госбюджета - около 115 млрд грн в 2014 году - за счет общих налогов.
2. Никакое альтернативное топливо не может конкурировать с этим "дешевым", искусственно просубсидированным почти в три раза импортным газом в ЖКХ.
При нынешней системе государство субсидирует импортный товар - газ, убивая конкуренцию со стороны местного товара - альтернативного топлива. Импортному товару предоставлены огромные нерыночные преференции. Это крайне некорректная государственная политика в отношении своего производителя.
В составе цены на тепло более 65% - газовая составляющая, и это "прямой платеж" за пределы украинского экономического пространства. Производство тепла из местного сырья оставляет денежный ресурс внутри страны и мультиплицирует дополнительные налоговые поступления.
Важный акцент: авторы не предлагают дополнительных опций для своих. Речь идет о равных условиях с "чужими".
Итак, основная идея постановления Кабмина №293 - перенаправить деньги, которые выделяет госбюджет на удешевление импортного газа для ЖКХ, на поддержку местных видов альтернативного топлива. Чтобы не кормить "Газпром", было решено оставлять эти деньги внутри страны.
Фото dt.ua |
Тем более, что можно еще и сэкономить бюджетные средства, поскольку производство 1 Гкал тепла из биотоплива дешевле, чем из импортного газа.
Цена вопроса очень большая. Замещение 3,3 млрд куб м газа в год - это десятки миллиардов гривен экономии для Украины. Однако в силу ряда обстоятельств и технических ошибок это постановление так и не заработало.
Несмотря на то, что деньги на компенсацию разницы в тарифах для тепловой генерации из биотоплива предусмотрены, они не могут быть использованы, а ТКЭ, как и прежде, продолжают сжигать российский газ в больших объемах.
Чтобы решить проблему, необходимо внести изменения в постановление Кабмина №293, исправить заложенные в нем ошибки и, таким образом, убрать все барьеры на пути замещения газа в ЖКХ.
Однако этого не происходит уже более чем полгода. Тексты изменений были наработаны еще в январе 2015 года, а 22 июля на последнем заседании правительства они были отклонены. Почему - неизвестно, но изменения в постановление пока не вносятся, несмотря на все аргументы экспертов.
Скоро стартует новый отопительный сезон, значит, этот год, скорее всего, потерян. Если сохранить статус-кво, будет потерян и следующий, но тогда нужно будет признаться в провале планов по сокращению потребления газа в ЖКХ. "Минус" 3,3 млрд куб м газа в год в ЖКХ останутся на бумаге.
В связи с этим мы призываем Кабмин создать условия для работы компаний, вырабатывающих тепловую энергию из альтернативных топлив и поставляющих ее населению в ЖКХ. Наше видение плана-минимум на ближайшее время таково.
1. На ближайшем заседании Кабмина принять подготовленные изменения в постановления №293 и №453, направленные на стимулирование замещения газа в ЖКХ и бюджетной сфере.
Фото unian.net |
2. Урегулировать вопрос подключения котельных на альтернативных видах топлива к теплосетям. Теплокоммунэнерго из-за своего монопольного положения и коммерческого конфликта интересов не заинтересованы в появлении конкурентов и препятствуют подключению других поставщиков тепла к сетям.
Решение проблемы видится в создании конкурентного рынка тепла. Для этого нужно провести юридическое разделение - анбандлинг - теплокоммунэнерго, по крайней мере, на две независимые компании. Одна будет заниматься производством и сбытом тепловой энергии, а другая - ее транспортом.
3. Снять запрет на приватизацию коммунальной собственности для компаний, генерирующих тепловую энергию. Компании, транспортирующие тепло, остаются в коммунальной собственности и по-прежнему не подлежат приватизации.
4. Упростить процедуры отведения земли для объектов ВИЭ.
От решения этих вопросов зависят размеры тарифов для населения, успех борьбы с совковыми методами работы в ЖКХ, коррупцией и монополией.
Приближается отопительный сезон с новыми тарифами. Принятие указанных мер убедило бы население в том, что большие затраты на тепло закончится с введением рыночных условий расчета тарифов.
Это и есть те реформы, которых ждут от правительства.
Александр Домбровский, народный депутат, глава межфракционного объединения "За энергетическую независимость Украины"
Георгий Гелетуха, глава правления Биоэнергетической ассоциации Украины
Иван Надеин, глава Комитета энергетической независимости Украины
Владимир Майстришин, компания "Киев грин энерджи"