Экономика после Майдана. Чем может быть опасна реформа энергорынка
С 1 января 2014 года Украина должна была начать постепенный переход к новой модели рынка электроэнергии.
Вместо единого оптового покупателя электричества в масштабах страны должен был со временем появиться рынок прямых договоров.
Последний теоретически позволял потребителю выбирать поставщика с самыми дешевыми киловатт-часами.
Производители в этих условиях вынуждены были бы конкурировать друг с другом, снижать затраты и повышать качество.
С 1 января 2014 года заработал закон "О принципах функционирования рынка электрической энергии Украины". Документ еще на этапе подготовки вызывал множество вопросов. Вызывает и теперь.
В чью пользу
В подготовке закона активно участвовала компания ДТЭК Рината Ахметова.
Гораздо активнее, чем представители других энергетических магнатов - Александра Бабакова, Игоря Коломойского, Григория Суркиса, Константина Григоришина. Специалисты отмечают, что документ готовился с оглядкой на Европейскую энергетическую хартию и директивы ЕС.
Александр Бабаков. Фото sevnews.info |
"Заинтересованность ДТЭК в появлении проевропейского закона логична, поскольку многие его инструменты соответствуют стратегии ДТЭК как компании, работающей на европейских энергетических рынках", - отмечает директор компании "Трансэнергоконсалтинг" Светлана Голикова.
ДТЭК экспортирует электроэнергию в Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию.
Наиболее спорный вопрос - Фонд урегулирования стоимостного дисбаланса. В законе говорится, что это должно быть государственное специализированное некоммерческое учреждение. Его должен создать Кабмин до 1 января 2016 года, а наполнять - АЭС и крупные ГЭС, которые принадлежат государству.
Игорь Коломойский. Фото unian.net |
Деньги, поступающие в фонд, должны использоваться для покрытия разницы в цене "зеленого" тока, электричества, выработанного ТЭЦ и когенерационными установками, электричества для населения. Последнее уже не столь очевидно: с 1 марта 2017 года тарифы для граждан должны вырасти до рыночных.
Неясно, что будет представлять собой это учреждение, и кому оно будет подконтрольно, но схема перераспределения денег от государственных АЭС и ГЭС в пользу частных ВЭС и СЭС у многих вызывала нарекания.
Впрочем, писать о плюсах и минусах принятого закона можно было бы много и долго. Вот только сейчас он не выполняется. Исключение - статья 29, регламентирующая введение чрезвычайных мер на рынке электроэнергии.
Григорий Суркис. Фото xsport.ua |
"Реформы не осуществляются, потому что нет координационного центра. Этим занимаются многие - НКРЭ, Совет энергорынка, энергетические компании, но как-то обособленно. Если говорить о Минэнергоугля, то оно больше занимается не внедрением этого закона, а его редактированием.
Там создана рабочая группа, они пишут новую редакцию в закрытом режиме, согласовывая ее с Европейским энергетическим сообществом", - говорит исполнительный директор Всеукраинской общественной организации "Энергетическая ассоциация Украины" Юрий Кияшко.
По его словам, в законе есть спорные моменты, связанные с экспортом электроэнергии. Ключевой проблемой акта, добавляет эксперт, является порядок формирования Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса.
Константин Григоришин. Фото ukrvedomosti.com.ua |
22 июня министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин сообщил, что документ разрабатывается вместе с Европейским энергетическим сообществом. "По своей философии" он будет похож на закон о рынке газа, ибо либерализация рынка газа и электроэнергии - ключевое задание Минэнергоугля.
По словам министра, закон позволит уйти от дискуссий о величинах тарифов.
"Рынок должен говорить, какова реальная стоимость киловатт-часа или кубометра газа. Для незащищенных групп населения будет программа. Кабмин будет влиять на ценообразование, но рынок должен работать на обычных простых экономических принципах - балансе спроса и предложения. Прямые договоры между производителями и потребителями - это конечная цель", - сказал министр.
Владимир Демчишин. Фото day.kiev.ua |
Конкретных сроков перехода к прямым договорам министр не назвал, но отметил, что, например, в Польше и Румынии такие процессы продолжались пять-семь лет.
2 июля законопроект "О рынке электрической энергии" был опубликован на сайте Минэнергоугля. Это не поправки к действующему закону, его вообще предлагается отменить с 1 октября 2015 года.
Однако, как и предсказывали эксперты, проект не предлагает существенных изменений в структуре конкурентного рынка электроэнергии. Появляется только понятие "внутрисуточный рынок". Планируемый срок начала работы по новым правилам тоже не меняется - 1 июля 2017 года.
Возможно, документ будет рассматриваться осенью, на следующей сессии.
Предвоенный рынок производства электроэнергии. Инфографика dtek.com |
Нажмите для увеличения |
Так оставить?
Итак, создание конкурентного рынка опять буксует. Хорошо это или плохо?
Некоторые специалисты полагают, что быстрое внедрение новой модели принесло бы больше вреда, чем пользы. Среди аргументов - фактическая монополизация конкурентного сектора - тепловой электроэнергетики - и отсутствие рынка топлива.
В ДТЭК входят три из пяти генерирующих компаний, созданных на основе ТЭС ("Востокэнерго", "Днепрэнерго, Западэнерго", в каждую из них входит по три ТЭС), а также "Киевэнерго" с двумя мощными ТЭЦ. Общая установленная мощность всех производителей электроэнергии ДТЭК составляет 18,2 ГВт.
Кроме того, ДТЭК является крупнейшим производителем энергетического угля. В холдинг входят мощные "Павлоградуголь", "Добропольеуголь", шахта "Комсомолец Донбасса", "Ровенькиантрацит" и "Свердловантрацит".
Нажмите для увеличения |
Это ставит под сомнение формирование конкурентного рынка угля в Украине, без которого полноценный конкурентный энергорынок невозможен. Правда, война на Донбассе может сыграть с бизнесом Ахметова злую шутку.
"Комсомолец Донбасса", "Ровенькиантрацит" и "Свердловантрацит" остались на территории, которую Украина не контролирует. Впрочем, "по ту сторону" остались и остальные шахты, добывающие антрацит. Логично предположить, что взоры коммерческих директоров ТЭС и ТЭЦ обратятся на внешние рынки.
Противники быстрого внедрения модели конкурентного рынка говорят, что эффективно может работать любая модель, в том числе нынешняя. Главное - не допускать действий, которые ее искажают.
Рисунок Игоря Лукьянченко |
Они напоминают о неискорененной коррупции в энергетике и о том, что за долгие годы в Украине не удалось создать независимого регулятора энергетики.
Наконец, все опрошенные специалисты и эксперты констатируют, что в условиях военных действий любое правительство будет уделять максимум внимания актуальным проблемам настоящего, в частности - грядущей энергетической зиме.