Украинская правда

Украинским пиратам законы не писаны

В ходе разработки закона о защите авторских прав в интернете перессорились все: правообладатели с провайдерами, Госслужба интеллектуальной собственности с Минэкономики. И только пираты тихо делают свои дела.

В процессе разработки нового законопроекта о защите авторских прав в интернете перессорились все: правообладатели с интернет-провайдерами, Госслужба интеллектуальной собственности с Минэкономики.

И только пираты продолжают тихо делать свои дела.

Эффективный механизм борьбы с пиратством, который бы устроил всех, украинские чиновники не могут придумать вот уже два года.

Начиная с лета 2013 года, в Украине появилось четыре законопроекта о защите авторских и смежных прав в интернете, но по разным причинам ни один из них до парламента не дошел.

Первый проект раскритиковала общественность, поскольку он обязывал провайдеров блокировать веб-сайты на основании одних лишь жалоб и без суда.

Второй пришлось переписывать, так как его разработчик, Госслужба интеллектуальной собственности, перешла от Министерства образования и науки в подчинение Министерства экономического развития и торговли - МЭРТ.

Два остальных законопроекта просто забраковало МЭРТ, причем последний - совсем недавно. В конце июня руководитель департамента цифровой экономики МЭРТ Елена Минич на своей странице в Facebook написала, что законопроект не понравился приглашенным экспертам из Европейского союза и США.

Они пришли к выводу, что документ противоречит директиве 31 ЕС "О некоторых правовых аспектах информационных услуг" и не решает ни одной задачи по защите авторских и смежных прав в интернете.

Кроме того, по словам Минич, документ не учитывает правок экспертов Twinning EU - международная программа для чиновников по обмену опытом - и американских экспертов.

Поэтому в Минэкономики решили созвать новую, уже пятую по счету, рабочую группу и разработать новый, пятый по счету, законопроект. За основу взяли версию законопроекта от декабря 2014 года.

Чем так важен закон

Разработка законопроекта должна стать первым шагом в борьбе с пиратством в интернете. Считается, что это позволит улучшить инвестиционную привлекательность страны.

Уже много лет Украина фигурирует в "Списке 301" Торгового представительства США как "пиратская" страна и находится под угрозой экономических санкций.

Представители американского посольства на встречах с украинскими чиновниками неоднократно заявляли, что пока вопрос защиты интеллектуальной собственности не решится, инвестиции в страну не пойдут.

Сейчас в Украине действует закон "Об авторском праве и смежных правах", принятый в 1993 году (новая редакция - 2001 год). Предусмотренные этим актом нормы защиты прав интеллектуальной собственности давно устарели.

Как результат, в Украину не рискуют зайти крупнейшие мировые контент-серсивы, такие, как Netflix. Из-за отсутствия современных норм по борьбе с пиратством страдают украинские телеканалы и продакш-студии.

Они не могут наладить в Украине такой дополнительный канал сбыта продукции как интернет, а в кино украинцы ходят в три раза меньше, чем даже в России. Ничего странного - все нелегальные копии фильмов есть в сети.

В итоге, украинское кино не приносит прибыли, а американские правообладатели постоянно жалуются на Украину, используя международное лобби. Это изрядно подмачивает и без того не идеальную бизнес-репутацию страны.

По данным юридической фирмы "Виндекс", в интернете украинским пользователям доступны около 400 пиратских ресурсов с возможностью просмотра телеканалов.

Более 40% абонентов интернет-провайдеров - около 5 млн семей - имеют доступ к пиратским телетрансляциям, предоставляемым самими же провайдерами, а среди 5 млн абонентов спутникового телевидения большинство, более 2,5 млн, - это абоненты "кардшаринга" - спутникового пиратства.

Новая песня о старом

На сообщение о старте работы над законопроектом отреагировала юрист Госслужбы интеллектуальной собственности Наталья Разыграева.

Она написала, что документ, который МЭРТ решило взять за основу, это же министерство в свое время отказалось согласовать. Яника Мерило, которая тогда была советником министра, отправила законопроект на доработку.

Прошлая версия акта не нравилась и представителям телекоммуникационных компаний, которые входили в рабочую группу. Дело в том, что он определяет ответственность интернет-провайдеров за содействие "пиратам" и наделяет их функциями, свойственными правоохранительным органам.

В законопроекте указано, что субъекты авторского права могут напрямую обращаться к владельцу сайта, на котором размещен нелегальный контент.

Тот обязан прекратить правонарушение, а также блокировать повторную загрузку такого контента. Если связаться с нарушителем не удается, правообладатель может обратиться с заявлением в сервисную службу - так в законопроекте называются провайдеры, подключающие сервер сайта или домен к интернету.

В течение одного дня сервисная служба должна самостоятельно связаться с владельцем сайта-нарушителя и потребовать от него срочно прекратить правонарушение. Если владелец сайта никак не отреагирует в течение пяти дней, сервисная служба обязана заблокировать его домен.

В противном случае сотрудники сервисной службы и владелец сайта несут административную ответственность - штраф в размере от 500 до 1 тыс необлагаемых налогом минимумов, то есть от 8,5 тыс грн до 10 тыс грн.

При повторном нарушении штраф увеличивается в два раза. Двойной штраф ждет и сервисную службу, если она будет "покрывать" собственника сайта.

Можно предположить, что "пираты", которые прячутся от правообладателей, смогут точно так же скрываться и от штрафов. А вот сервисную службу - провайдера интернета - найти будет легко.

Первое яблоко раздора

Президент компаний Imena, регистратор доменных имен, и Mirohost, услуги дата-центра, Александр Ольшанский считает, что в этой версии законопроект переносит на провайдеров всю ответственность, ничего не оставляя взамен.

"Правообладатели нам говорят: давайте вы будете собирать для нас деньги, а если нам что-то не понравится, мы вас будем наказывать", - объясняет он.

Ольшанский участвовал в рабочих группах по подготовке законопроекта и главной проблемой считает нежелание правообладателей учитывать точку зрения всех участников процесса и все риски. "Они, например, считают, что не должны доказывать свой статус правообладателей", - говорит он.

 Фото unian.net

Поэтому последняя рабочая группа не смогла прийти к общему знаменателю и подала в Госслужбу интеллектуальной собственности два законопроекта, из которых ведомство должно было сделать один.

Правки правообладателей не очень отличалась от предыдущих версий законопроекта, а вот провайдеры предложили принципиально новую схему. В частности, они должны собирать с пиратских сайтов роялти в пользу правообладателей, оставляя себе небольшой процент за услуги.

По словам Ольшанского, это нормальная модель работы для стран, где нет рынка легального контента в интернете. Правообладателям идея не понравилась.

"Провайдерам выгодно "покрывать" пиратов. К их сайтам часто предоставляется безлимитный доступ на самой высокой скорости, и это привлекает абонентов. Провайдеры не хотят терять деньги, поэтому придумали схему монетизации трафика пиратских сайтов", - считает представитель одного из видеосервисов.

Прислушалась ли к идее провайдеров Госслужба интеллектуальной собственности, точно не известно. Финальный законопроект, тот, который, по словам Минич, раскритиковали иностранные эксперты, так и не был обнародован.

Однако на одной из последних пресс-конференций, где обсуждался этот вопрос, представители Госслужбы во многом соглашались с Ольшанским.

Минэкономики интернет законодательство