Импортный сбор таки будет
Безусловно, бизнес всегда протестует против повышения налогов. Тем не менее, отсутствие расчетов со стороны правительства и двоякая мотивация заставляют усомниться в том, что повышение пошлин пойдет на пользу.
16 февраля правительство решило, что уже скоро все импортеры должны будут платить дополнительный сбор - 5-10%.
До недавних пор переговоры о его введении напоминали "перевод стрелок".
В Кабмине на все вопросы об импортном сборе предпочитали цитировать законодательство.
Чиновники заявляли, что он будет введен после завершения консультаций с международными финансовыми организациями.
Сама возможность нового побора предусмотрена законодательством.
В канун Нового года депутаты одобрили введение такого сбора, но Кабмин имел право решать, вводить дополнительный налог или нет.
И вот "высший разум" дал "добро". Кабинет министров согласовал с МВФ введение импортного сбора в размере 5-10%.
По словам министра финансов Натальи Яресько, правительство готовит список товаров критического импорта, которых действие новшества не коснется.
16 января премьер Арсений Яценюк поручил министру здравоохранения Александру Квиташвили и другим членам правительства подготовить список лекарств, импорт которых не будет облагаться этим сбором.
Это пока все. Остаются нюансы, которые нельзя не замечать. Международные организации от резких движений пока воздерживаются. Глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский передал эстафету в решении этого вопроса ВТО.
"Насколько я знаю, процедуры ВТО по согласованию импортных пошлин не были закончены. Мы все понимаем сложную ситуацию с платежным балансом, но процедуры необходимо соблюдать", - заявил ранее он.
"В последнее время переговоров с международными финансовыми организациями не было", - говорит советник премьер-министра Валерий Пятницкий. Единственная организация, которая согласовала свою позицию по этому вопросу, - Международный валютный фонд.
По словам чиновника, согласование с ВТО предполагает отдельную процедуру. Страна-инициатор сначала делает нотификацию, то есть уведомляет международную организацию о своих планах. Украина это уже сделала.
После этого ВТО собирает заседание комитета, который занимается вопросами платежного баланса стран-членов организации.
"К этому заседанию Украина должна предоставить отчет о причинах, которые вынудили ее к такому решению, а также отчет МВФ. Комитет не принимает решение о введении пошлин. Он только предоставляет свои рекомендации", - уточнил Пятницкий. Дальше последует процесс переговоров.
В бизнес-среде эта инициатива вызвала недовольство, а среди депутатов и в ГФС - недоумение. Желая "спасти" платежный баланс, Кабмин решил отбить у импортеров охоту покупать валюту на внешнеэкономические контракты. Вопросы вызывает все: и способ, и настоящая мотивация, и возможный результат.
Назад в прошлое
Украина не впервые инициирует повышение пошлин в одностороннем порядке. Подобный прецедент был в 2009 году. Тогда правительство Юлии Тимошенко ввело 13-процентную надбавку к импортным пошлинам на автомобили.
Кабмин мотивировал свое решение необходимостью решить проблемы платежного баланса и защитить отечественных производителей.
Юлия Тимошенко. Фото УП |
Такое решение сразу же вызвало протесты со стороны стран-членов ВТО. Япония подала в организацию официальную жалобу на Украину. В итоге не получилось ни пополнения бюджета, ни спасения платежного баланса.
"Давайте вернемся в 2009 год. До введения повышенных пошлин на автомобили мы полгода говорили о том, что планируем это сделать. Такие обещания спровоцировали ажиотаж на рынке", - вспоминает Пятницкий.
В мире тогда бушевал финансово-экономический кризис. Он подогрел панические настроения, и народ бросился покупать автомобили и технику.
"В конце 2008 года - начале 2009 года в Украину импортировали все, что можно. С точки зрения импорта и ввоза авто в частности, у нас самый лучший год - 2008-й. Потом объемы импорта начали сокращаться. В течение шести месяцев действия пошлин импортеры торговали своими складскими запасами", - говорит он.
Согласно данным Государственной службы статистики, в 2008 году импорт составил 85,5 млрд долл. С 2004 года это пиковый показатель.
"Что получил бюджет? Рост платежей на протяжении ровно одного месяца. Затем импорт автомобилей сократился. Вместо увеличения таможенных поступлений мы наблюдали их падение", - вспоминает директор департамента организации таможенного контроля и оформления ГФС Сергей Cемка.
По данным таможни, тогда из-за роста пошлин бюджет потерял 0,5 млрд грн.
Двойные стандарты
Введение нового сбора Кабмин подает под соусом необходимости предотвратить таяние золотовалютных резервов и решить проблемы платежного баланса.
Хотя думать нужно было раньше - резервы уже давно растаяли. По статистике Нацбанка, в январе 2015 года их объем составил 6,4 млрд долл. В последний раз меньше было 12 лет назад, в июне 2003 года, когда золотовалютные запасы государства составляли немногим больше 6,2 млрд долл.
Источник: НБУ |
Более того, не факт, что валюта от импортного сбора направится в резервы. В лучшем случае она исчезнет в дебрях межбанка. В худшем - доллары и евро поступят на "черный" валютный рынок и найдут владельцев по реальному курсу.
Получается, что обоснования Кабмина никуда не годится. Однако для общества и депутатов, слабо понимающих в финансовой казуистике, сойдет.
По сути, это еще одна импортная пошлина, только называться она будет иначе. Все остальное то же самое - она будет увеличивать легальные поступления от импорта. Хотя сам по себе легальный импорт отреагирует на него адекватно и предсказуемо: опять частично уйдет в "тень".
Дополнительный импортный сбор не коснется товаров "критического импорта": газа, угля, топлива, нефтепродуктов, гуманитарной помощи.
Наверняка таким образом правительство намерено решить проблемы текущего счета, говорит руководитель аналитического департамента SP Advisors Виталий Ваврищук. "Даже глубочайшая девальвация гривны не сбалансировала его. Это при том, что мы существенно снизили объем импорта газа", - говорит он.
Согласно данным НБУ, по итогам 2014 года дефицит текущего счета сократился до 5,2 млрд долл или 4% ВВП. Это лучше, чем в 2013 году, когда он составлял 16,5 млрд долл или 8,7% ВВП.
Однако такое выравнивание произошло не из-за улучшения экономической ситуации. Во-первых, из-за войны сократился экспорт. Во-вторых, из-за девальвации подорожал импорт, что "улучшило" показатели статистики.
В перспективе отрицательное сальдо текущего счета можно выравнивать или путем дальнейшей девальвации, или с помощью административных методов, например, повышения пошлин, считает Ваврищук.
Впрочем, по его прогнозам, введение импортного сбора по предложенному сценарию вряд ли существенно изменит структуру платежного баланса.
"Ставка 5-10% - умеренная. Да, сейчас каждые десять миллионов долларов дефицита давят на валютный рынок. Если речь идет о выравнивании дисбаланса в таком объеме, то, возможно, это и получится сделать", - допускает эксперт.
Наталья Яресько, Арсений Яценюк и глава ГФС Игорь Билоус. Фото unian.net |
Это при условии, что остальные виновники дисбаланса - курс гривны, падение экспорта и импорта - выстроятся идеально. Однако на это пока рассчитывать не приходится. На фоне девальвации тенденцию сокращения импорта пока никто не отменял. Она рискует стать одним из "гарантов" проблем с платежным балансом.
"В 2014 году импорт подорожал в два раза. Спрос на него упал, поскольку доходы населения настолько не выросли. Это первый фактор, который привел к сокращению импорта. Второй - проблемы импортеров с доступом к валюте", - говорит глава аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
По этим причинам в ближайшие месяцы объемы импорта продолжат сокращаться. По итогам 2015 года падение может достигнуть 15-20%, утверждает аналитик. Дополнительный налог еще больше ускорит сокращение.
Почему правительство не просчитывает риски - вопрос риторический. Возможно, потому, что дело вообще не в платежном балансе.
По мнению генерального директора ФРУ Руслана Ильичева, Кабмин ставит перед собой цель не так выровнять платежный баланс, как собрать деньги в бюджет.
"Валютные проблемы решаются повышением экспорта и зарабатыванием денег на внешних рынках. Кабмин же делает все, чтобы мы меньше экспортировали, и административными методами пытается сбить спрос на валюту", - отмечает он.
По словам эксперта, новый импортный сбор имеет исключительно фискальную цель, и это очень примитивный инструмент наполнения бюджета.
"От введения импортного сбора Кабмин рассчитывает получить 17,6 млрд грн. Если по ставкам 6,5-13%, то это около 24 млрд грн", - уточнил ЭП источник в таможне. Однако эти цифры пока мифические. Они не подкреплены какими-либо расчетами и экономическим анализом.
Вообще, откуда возьмутся эти миллиарды - загадка для всех.
"То, что введение этого сбора позволит выровнять негативное сальдо платежного баланса, обеспечить увеличение поступлений в госбюджет от импорта, вообще не подкреплено соответствующими финансово-экономическими расчетами", - говорится в замечаниях ГФС по поводу этой инициативы.
Кроме того, Кабмин не учел многие риски, о которых идет речь в этом документе.
Фото unian.net |
Бизнес готовится к проблемам
По правилам международной торговли и нормам ВТО этот сбор, за исключением критического импорта, коснется почти всех групп товаров.
"Ни к чему другому, кроме как к подорожанию товаров внутреннего производства, введение сбора не приведет. Ни одно украинское предприятие не обходится без импорта. Особенно зависит от него машиностроение", - говорит Ильичев.
Если в 2009 году перед повышением пошлин импортеры начали скупать автомобили, то сейчас бизнес действует иначе. Отраслевые лоббисты стараются сделать так, чтобы сбор не коснулся их продукции.
Пример тому - обращение ассоциации "Укркондпром" к главе парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Роману Насирову, БПП.
"Среди товаров, на которые будет введен дополнительный импортный сбор, есть сырье и оборудование, которые не производятся и не могут производиться в Украине, однако используются отечественными кондитерскими предприятиями.
В частности, какао-бобы, кокосовые орехи, арахис, миндаль, фундук, фисташки, ароматизаторы, этикетки, упаковочные машины и запчасти к ним, оборудование для производства хлеба, запчасти к такому оборудованию", - пишет ассоциация.
Некоторые отрасли, например, отечественных производителей кофе, это новшество может угробить, опасаются авторы письма.
"Производство кофе - молодая отрасль, которая развивается под жестким конкурентным давлением импортеров. В себестоимости продукта доля импорта - до 80%. Введение импортного сбора на базовое сырье - зеленый кофе - ставит под сомнение существование отрасли", - говорится в письме.
Ассоциация просит расширить список исключений на несколько десятков позиций.
Безусловно, бизнес всегда протестует против повышения налогов. Тем не менее, отсутствие расчетов со стороны правительства и двоякая мотивация заставляют усомниться в том, что повышение пошлин пойдет на пользу.