Кому выгоден развал Миндоходов?
Как известно, решением нового правительства Министерство доходов и сборов решено ликвидировать, и на его место вернуть Налоговую и Таможню. То есть, вернуть дела в то состояние, в котором система была до 2013 года.
Само по себе решение уже названо бездумным, вредным и едва ли не преступным.
Даже единый орган работает с перебоями. Юристы в своих комментариях успели высказаться, что для ликвидации министерства выбрано не самое удачное время. Из-за событий на Майдане и в Крыму предприятия решили временно придержать уплату налогов. До сих пор в некоторых частях Украины не восстановлена государственная власть. Как работают таможенные органы, и вовсе непонятно – не исключено, что последний месяц через границу Украину "шпарила" контрабанда. В таких условиях недопустимо вносить хаос в органы, которые заняты сбором денег в бюджет.
Кроме того, в налоговой и таможенной сфере снова образуются два отдельных царства, которые будут слабо координироваться друг с другом. Сейчас Миндоходов объединило в одну электронную систему всю отчетность - и налоговую, и таможенную, и по социальным фондам. На слияние баз ушли долгие месяцы, но зато теперь один и тот же инспектор может видеть всю картину по предприятию.
В руках "Семьи", это был грозный инструмент взимания авансовых платежей. Но если контроль выстроить правильно, то инструмент окажется очень полезным. Но если базы разъединить, взаимосвязи "налоговая-таможня-соцфонды" опять разорвутся, и каждое ведомство будет решать вопросы только на своем участке. Это создаст предпосылки для возврата небывалой коррупции. Это будет рай для желающих уклониться от уплаты налогов, но очень проблемно для всех остальных предприятий.
"Снова будет много разных министерств и ведомств, много начальников ... Снова появятся письменные запросы, перекрестные проверки, отсутствие единых стандартов процедур контроля, разночтения и конкуренция между министерствами, кто лучше выполнил свою часть плана", - считает глава Совета независимых бухгалтеров и аудиторов Елена Макеева.
Аналогичного мнения оказался участник Общественного совета при Миндоходов Юлии Дроговоз. По его словам, "ликвидация ведомства значительно ухудшит процесс администрирования налоговых и таможенных платежей, поскольку в министерстве налажено действие электронных сервисов, облегчен информационный обмен и упрощены контрольные функции".
Называются даже некоторые люди, которым выгодна ликвидация единого министерства. "Госпожа министерша хочет забрать назад Пенсионный фонд и социальные фонды... А рычаги влияния у нее есть? Мне это говорит только об одном. Она хочет получить ресурс, который потом как-то дерибанить. Другого объяснения я как среднестатистический гражданин не могу найти", - считает Валерий Черный, председатель Комиссии по проверке реализации бюджета 2013-2014 года и проверки закона "О противодействии коррупции в органах Министерства доходов и сборов".
Людмила Денисова. Фото lenta-ua.net |
Он имеет в виду Людмилу Денисову, которая возглавила Минсоцполитики. В былые времена, это было одно из самых "денежных" министерств, потому что оно управляло бюджетами Пенсионного, а также трех социальных фондов – по безработице, по страхованию от несчастных случаев на производстве и по временной потере работоспособности. Однако после реформы 2013 года, сбор денег был централизованно передан под Миндоходов. Теперь новоназначенная министр пытается отобрать влияние на сотни миллиардов гривен обратно.
На сегодняшний день, решение о разделении Миндоходов еще действует. Хотя еще есть шанс, что правительство откажется от этой авантюры, или хотя бы отложит.
Помимо желания руководительницы Минсоца, могут быть и другие желающие разделить Миндоходов. Министерство, сочетающее Налоговую и Таможню, - слишком "жирно" для одной политической силы. Это было самое денежное министерство – даже лучше, чем Минфин. Если разделить, то можно распределить потоки между своими. Скажем, Налоговую отдать БЮТ, а Таможню – еще кому-то.
Кроме того, кандидатуру министра доходов и сборов, как и претендентов на Налоговую и Таможню, новая власть упорно не хочет согласовывать с Майданом. Наверняка, уже долго ведутся переговоры о том, кто именно будет допущен к миллиардам, и на каких условиях он будет делиться с другими силами. В преддверии выборов президента, войти в руководство этих структур означает дать "своему" кандидату финансирование. То же самое касается Минсоцполитики, если Денисовой удастся вернуть себе социальные фонды.
Но это не единственная сложность, которая связана с бывшим Миндоходов.
По сути, сейчас именем Майдана в бывшем Миндходов происходит бардак.
Создан коллегиальный орган управления, который призван расследовать злоупотребления предыдущей власти, и не допустить новых. Однако кем призван? И кто проконтролирует Майдан?
Вот такой процесс сейчас может происходить в Миндоходов. Фото pc-kultura.ru |
Пока что выглядит, что группа проверяющих изучает факты. Сотрудники Миндоходов рассказывают о выемке и копировании служебных документов, о сборе компромата, о "подтирании" истории операций в интересах отдельных лиц.
Структура принятия решений выстроена так, что группа не будет нести ответственность за то, что случится потом. Орган управления Миндоходов сейчас - коллегиальный. А значит, никто конкретно.
Роль коменданта, назначенного Майданом, в данной ситуации сводится к роли номинального руководителя. К сожалению, за его спиной которого в ситуацию пытаются вмешаться совершенно другие люди. Влияния на них комендант, к сожалению, не имеет, и вряд ли имел. Имена этих людей мы вряд ли узнаем. И даже если узнаем, то это ничего не даст.
Как Майдан пришел в Миндоходов
Со времен победы Майдана, в Миндоходов пришли люди в форме Самообороны Майдана. Они объявили о назначении "коменданта от Майдана".
Комендантом стал Виктор Косарчук, который сказал, что его назначил лично Степан Кубив. Напомним, Кубив был своего рода "завхозом" Евромайдана, а сейчас занимает должность главы Национального банка.
Виктор Косарчук. Фото finance.liga.net |
Косарчук пришел к зданию на Львовской площади в каске и бронежилете, во главе группы людей, которую назвал своей "сотней". По просьбе Общественного совета при Миндоходов, эта группа заменила собой ведомственную охрану, и взяла его под свой контроль.
Это событие немало напугало сотрудников министерства.
Сейчас "сотня" занимается проверкой сотрудников бывшего Миндоходов и охраной его главных зданий на Львовской площади. Однако, как признался "Экономической правде" сам Косарчук, участники группы также тщательно изучают финансовые документы. По его словам, это делается для того, чтобы выявить злоупотребления "папєрєдніков", и донести до Майдана, сколько у него было украдено. Аналогичное объяснение предоставил господин Черный.
Немного о жизненном пути коменданта. Косарчук последние 13 лет неизменно состоял чиновником среднего звена в финансовых органах государства. Сейчас комендант значится начальником управления коммуникаций (пресс-службы) Министерства финансов, и, видимо, там же получает зарплату. Сообщения о его увольнении мы не видели.
На этой должности Виктор Петрович работает относительно недолго – с 2011 года. Тогда Косарчук перешел на работу в Минфин к своему давнему патрону Федору Ярошенко как раз из налоговой администрации.
В том, что после ухода Ярошенко он удержался на своей должности, нет ничего удивительного. Экс-премьер Николай Азаров не позволил новому министру финансов Юрию Колобову делать кадровые перестановки. По сути, новый министр был лишен реальной власти, и министерством в ручном режиме управлял Азаров.
В Налоговой Косарчук с 2002 года, с небольшим перерывом, руководил департаментом массово-разъяснительной работы ГНАУ. Что интересно, назначен на эту должность он был еще Юрием Кравченко, однако сработался и с пришедшим тому на смену Федором Ярошенко, хотя любая смена власти в Налоговой предполагала серьезные кадровые чистки.
По словам самого Виктора Петровича, он и его семья активно принимали участие в работе Майдана. За что, собственно, и стал комендантом.
Рабочая группа готовится подать результаты |
Вместе с Косарчуком в Миндоходов вошла целая группа людей. Долгое время они действовали относительно неформально. С юридической точки зрения, их деятельность может быть поставлена под вопрос. Однако революционное время внесло свои коррективы.
Самое важно, что эти люди начали разбираться в бумагах Миндоходов. Как заверил нас господин Черный, документы не изымаются, а всего лишь копируются, а все процедуры выдерживаются. Может быть, и так.
Не понятно, что они собираются делать с полученной информацией. Информирование общественности и будущих руководителей Налоговой и Таможни – очень слабый предлог, чтобы интересоваться данными такого уровня.
Работники Государственной финансовой инспекции, Генеральной прокуратуры или Счетной палаты смотрелись бы в качестве проверяющих куда адекватнее.
Как "группа Головача" почти захватила Миндоходов
В конце февраля едва не состоялся переход реальной власти в министерстве в руки нескольких бывших работников налоговой милиции. Было это так.
Виктор Головач до объединения Таможни и Налоговой в министерство, занимал пост первого заместителя председателя ГНСУ – начальника налоговой милиции. Будучи донецким по происхождению, Головач много лет (с 2002 по конец 2009 года) при разных властях возглавлял управление налоговой милиции ГНА в Днепропетровской области.
После победы Виктора Януковича на последних президентских выборах начался его карьерный рост. "Наверх" его потянул Виталий Захарченко, который тогда был назначен главным налоговым милиционером в ГНАУ, которое на короткое время возглавил Александр Папаика.
Андрей Головач стал при нем первым заместителем начальника налоговой милиции — начальником Главного управления налоговой милиции ГНА Украины. А после ухода Захарченко в МВД, главным налоговым милиционером был назначен как раз Головач.
Но тут карьерный рост остановился. Головачу не удалось сработаться с молодым "семейным" главой ГНСУ – Александром Клименко.
При создании Миндоходов, Головач даже пытался составить конкуренцию Клименко. Но менее тесные связи с "Семьей" не позволили ему победить.
Андрей Головач. Фото segodnya.ua |
После этого он попробовал обособиться от Клименко путем протягивания идеи создания финансовой полиции – отдельной структуры по расследованию финансовых преступлений, в которую должны были войти налоговая милиция, части МВД, УБОП и СБУ. Однако Клименко и тут его переиграл. Идея канула в лету, а сам Головач после создания министерства утратил влияние, хотя и сохранил номинальную позицию первого заместителя главы ликвидируемой ГНСУ- начальника налоговой милиции. Она, к слову, существует до сих пор.
Вместе с Головачом не у дел остались и его люди - первый заместитель начальника налоговой милиции – начальник Главного управления налоговой милиции ГНСУ Василий Коваль, а также первый заместитель начальника Главного управления налоговой милиции ГНС Украины Юрий Атаманюк.
Двое последних успели обрести странную популярность. За ними тянется целый шлейф публикаций в третьесортных СМИ.
Что касается Головача, то в "Википедии" сказано, что под его руководством налоговая милиция подверглась существенным структурным и функциональным изменениям, отказалась от проверок малого и среднего бизнеса, сосредоточив свое внимание исключительно на крупных предприятиях и бизнес-группах.
Юрий Атаманюк. Фото nikcity.com |
Однако есть и другая сторона истории успеха. Еще в середине прошлого года, во время создания Миндоходов, по СМИ гуляло уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов и формирования фиктивного налогового кредита.
Нетрудно заметить, что дело было возбуждено в период обострения противоречий между Головачом и Клименко. Именно тогда создавалось Миндоходов. Понимая это, журналисты не давали ход делу, в котором фигурировали 600 млн грн убытков от уклонения и фиктивного возмещения НДС.
Но теперь ситуация поменялась. Клименко скрылся из страны, Австрия постановила арестовать его банковские счета. Теперь бывший "семейный" министр считается врагом Украины. Зато в числе героев Майдана странным образом едва не оказалась "команда Головача".
Как рассказал Косарчук, в один прекрасный день ко входу в Миндоходов пришла группа народных депутатов. Ее возглавлял Сергей Аверченко из "Удара". Сам Косарчук был занят решением вопросов с охраной, а и.о. министра доходов не захотел впускать народных избранников. В этот момент господин Головач предложил свои услуги, и провел депутатов внутрь.
Поговаривают, что накануне главный налоговый милиционер пытался заручиться поддержкой Правого сектора. Неизвестно, вышло ли у него задуманное, но совещание с участием депутатов в стенах Миндоходов состоялось. На этом заседании людям, которые контролировали здание министерства, предложили перейти хотя бы в какой-то легитимный статус, и уже от его имени очищать Миндоходов от "скверны".
Василий Коваль и Андрей Головач. Фото cg.gov.ua |
Был создан "очистительный орган" в формате Комиссии. Возглавить ее, согласно распоряжению №35-р от 26 февраля, поручили Атаманюку. А контроль за работой отдали Головачу.
Тем же распоряжением, ряд директоров департаментов были временно отстранены от работы. Примечательно, что отстранять чиновников от работы можно только приказом, и только на период служебного расследования. Однако никаких приказов издано не было, никто также не возбуждал служебные расследования. В революционной ситуации нарушение порядка сочли уместным.
На сторону новой власти перешел также глава общественного совета Ярослав Романчук, который раньше жил душа в душу с Клименко. Таким образом, до официального назначения нового главы ГНАУ, бывшее Миндоходов оказалось взятым под контроль.
Распоряжение №35-р подписал и.о. министра Виктор Левицкий. Внутри министерства рассказывают, что он сделал это под давлением со стороны Атаманюка. Зная биографию "борца с коррупцией", чиновники охотно поверили в такую версию.
Виктор Левицкий и экс-министр Александр Клименко. Фото Миндоходов |
Очевидно, что распоряжение №35-р имело целью зачистить остатки "клименковской" команды. А параллельно, авторы зачистки должны были получить доступ к информационным базам данных.
Зачем? Сами "революционеры" рассказывают, что хотят дать новой власти картину злоупотреблений предыдущей команды. Оставшиеся работники Миндоходов указывают на другие способы использования базы данных. В частности, чтобы подчистить из нее "ненужные" записи, а в отдельных случаях - "подоить" своих бывших коллег, предъявляя тем потенциально наказуемые эпизоды.
Впрочем, "группа Головача" не успела закрепиться на столь ответственном участке работ. Едва представители Майдана и комендант узнали об узурпации власти, как тут же потребовали убрать налоговых милиционеров.
Видимо, поэтому в тот же день, 26 февраля, Левицкого заставили подписать новое распоряжение -№36-р. Этот документ носил тот же характер, что и №35-р, но с существенным отличием – в нем уже не фигурировали фамилии Головача и Атаманюка.
А на следующий день, 27 февраля, распоряжением №37-р Левицкий внес изменения в распоряжение №36-р. Во главе рабочей группы вместо Атаманюка был поставлен "общественник" – человек, близкий к Косарчуку.
Изначальный приказ |
* * *
Устранение "группы Головача" не означает, что к представителям Майдана в Миндоходов не осталось вопросов. Их слишком много.
Чем занимается новая команда? На поверхности, контролирует временное руководство – например, блокирует сомнительное возмещение НДС. А еще ищет злоупотребления предыдущей власти.
Искать есть что. Навскидку, специалисты говорят о том, что на базе налоговых структур в Украине сложился многомиллиардный коррупционный рынок. Он существовал за счет возмещения НДС, доначислений и возбуждений уголовных дел, а также за счет "теневого" оборота спирта – традиционной вотчины людей Юрия Иванющенко.
Что касается таможни, то самым проблемным остается вопрос контрабанды нефтепродуктов, которой предположительно (доказательства еще предстоит найти) занимались структуры Сергея Курченко.
Опять же, удивительный факт. Действия "новых хозяев" Львовской площади никак пока не затронули таможенников, находящихся под крышей Миндоходов.
После ухода команды Головача |
Следующее изменение |
Но есть глобальный вопрос, который остается без ответа. На руинах Миндоходов некие люди – пусть даже представители Майдана – собирают некие данные.
Куда пойдут эти данные? Кому их предъявят, кроме новых руководителей Налоговой и Таможни? Кто гарантирует, что документы не пропадут?
Эпопея с избранием Кабмина уже показала, что не существует такой надзирающей структуры, как Майдан. Политики с лысинами и на каблуках с легкостью добиваются поддержки простых сограждан, которые не понимают тонкостей борьбы за власть. Поэтому спрашивать с проверяющих Миндоходов будет некому. И не за что.
В налоговой и таможенной сфере царит классический бардак.
* * *
Фото kp.ua |
Виктор Косарчук, комендант Миндоходов
- Как вышло так, что Головач, Атаманюк и Коваль оказались в вашей команде?
- Они не оказались в нашей команде. Их мы выбросили.
Были два враждующих клана. Клан Клименко победил клан Головача. Эти засели, и ждали.
А потом пришли депутаты с Майдана на переговоры к Виктору Левицкому и Андрею Игнатову (и.о. министра и замминистра доходов и сборов – ЭП). Я как раз разбирался с приездом Правого сектора, и остался разбираться здесь на постах. Люди из команды Клименко, которые все еще руководят Миндоходов, пытались депутатов не пускать. А Головач и его люди пришли к депутатам, и предложили провести тех по своим каналам в центральный аппарат.
- Кто были эти депутаты?
- Аверченко Сергей Николаевич из "Удара". Он сейчас один из комендантов Майдана. И еще несколько депутатов.
Они предложили - давайте перейдем в правовую плоскость, зачем действовать просто так? В результате компромисса, было принято решение о создании Комиссии о соблюдении закона "По борьбе с коррупцией". Вышло распоряжение, где указанные граждане оказались во главе Комиссии.
Они провели селекторное совещание. Была попытка "завалить" сервер. Теперь Валерий Иванович (Черный – ЭП) каждый вечер с членами комиссии опечатывает серверную, а каждое утро открывает.
После этого поднялся Майдан. Получился переворот. Они продержались недолго. Условно, сегодня подписали, а наутро сотни с Майдана и мои ребята блокировали Налоговую.
Активисты, Общественный совет и действующий и.о. министра Виктор Левицкий нашли компромисс. Было издано новое распоряжение. Сейчас Комиссию возглавляет Валерий Черный. Он адвокат, директор Гельсинской народной группы, председатель комитета по борьбе с коррупцией Общественного совета налоговой.
Валерий Черный находится в кабинете Головача, и плодотворно трудится, а я член Комиссии и комендант.
- Чем вы занимаетесь?
- Буквально вчера была найдена комната-сейф. Посреди Налоговой было образовано помещение, оборудованное для своза наличных для "Семьи". Какими же были объемы наличности, если это громадная, оборудованная всеми средствами безопасности комната, с отдельным входом для инкассаторской машины?
За последнее время было остановлено незаконное возмещение 5 млрд грн налога на добавленную стоимость. Однако саботажники украли в эту субботу 58 млн грн, сейчас по этому факту заведены уголовные дела.
Идет масштабная работа. Проверяются все подразделения. Если проверяется подразделение, его руководитель отстраняется, и ставится представитель из среднего звена, который по оценкам и опросам не был замешан в схемах минимизации, уклонения от налогов, не имел связей с теневой экономикой.
Фото zn.ua |
- Сотрудники Налоговой рассказывают, что некие люди копаются в документах. Мало того, что документы могут пропасть. Сотрудникам Налоговой некто предъявляет документы, которые сопровождаются словами в духе "ребята, вот вы прокололись, что будем делать?"
- Есть много сил, которые включены с разных центров влияния. Конечно, это проблема.
Поэтому мы создали форум по работе Комиссии (на сайте Миндоходов – ЭП). Он должен быть сегодня запущен. На него можно писать и про эти факты, и про факты коррупции, и если у кого-то забрали бизнес. В том числе, если происходит беспредел по отношению к работникам Налоговой.
Более того, вместе с сотниками Майдана мы встречались с сотрудниками Налоговой, и я сказал однозначно. Если по отношению к кому-то есть неполиткорректные высказывания, попытки даже не мародерства и грабежа…
- … идет подтирание истории налоговых операций.
- …да, да…
- Люди предлагают: "Давай мы вот это подчистим"…
- Да…
Это, я думаю, стоит в одном ряду с историей о том, что, условно, в пятницу остановили незаконное возвращение НДС на 5 млрд грн, а в субботу 58 миллионов все равно украли.
Сейчас Валерий Черный начал отстранять тех, кто саботирует работу комиссии, или занимается вот такими делами. Есть список таких людей, который вырос уже до огромных размеров.
Мы все таки надеемся, что на официальном сайте Налоговой заработает этот форум, и у нас появится конкретика. В ближайшее время в информационном колл-центре появится "горячая линия". Комиссия будет проверять все факты. Конечно, у нас появится большой объем работы.
Сейчас обстановка напряженная, и по поводу реорганизации неоднозначные вопросы, и по поводу нового руководства налоговой и таможенной служб. Никто консультации с Майданом не проводил. И ко мне, и к Черному идет большое количество людей, которые прямо высказывают недовольство, и готовы блокировать Налоговую, если не будет консультаций по поводу нового руководства.
Комиссия готовит все материалы, и передаст их. Будет это Катеринчук, или Кужель, или Власенко. Материалы накапливаются, их уже много, и факты конечно вопиющие. Та ситуация, которая была – была верхушка людей, каста неприкасаемых. Фактически, было два бюджета – бюджет страны и бюджет "Семьи".
- Вы понимаете, что люди, которые поставили подпись под компрометирующими их документами, никогда не будут жаловаться на шантаж?
- Мы понимаем. Но для этого есть форум на сайте, где они могут анонимно сообщить о фактах. Здесь работает служба безопасности Майдана, которая смотрит и за комиссией, и за сотрудниками, и за командой Клименко. Материал тоже накапливается.
Есть вопросы и к некоторым членам комиссии, к сожалению.
Вчера было принято протокольное решении комиссии вернуть в налоговую профессионалов, которые были незаконно уволены, или в знак несогласия ушли из налоговой. Это костяк топ-менеджмента. Сегодня они пребывают консультантами в налоговом или бюджетном комитете Верховной Рады, в бизнесе. Это, в частности, Наталья Хоцянивская, одна из лучших специалистов в области налога на прибыль. Это Григорий Синица, один из лучших акцизников. Это Юрий Лапшин, специалист в области НДС.
Очень важно определить ориентиры, сколько было взято наперед налогов. Нужно понимать, что результат будет. Нет уже двух бюджетов, есть только один – государственный.
***
Валерий Черный, председатель Комиссии по проверке реализации бюджета 2013-2014 года и проверки закона "О противодействии коррупции в органах Министерства доходов и сборов".
- Сотрудника налоговой рассказывают, что некие люди от имени Майдана копаются в документации. Мало того, что могут исчезнуть документы. Так еще и сотрудникам налоговой показывают: "Ребята, вы тут наследили. Что мы будем с этим делать?" Они считают, что ответственность за это нести будет некому.
- Если такая информация есть, пусть обращаются ко мне. Наша деятельность, наоборот, призвана локализовать такие моменты. Мы чувствуем системное противодействие изнутри. В основном, оно исходит не от исполнителей, а от высшего звена. Но мы его обходим, чисто юридически.
Люди, которые тут работают, дают реальную информацию через свои возможности, мы ее проверяем. Реализовать в юридическом плане - открыть оперативно-розыскные мероприятия, следствие – это длительный путь, однако мы на это идем. И те моменты, которые мы производим с выемкой документов – никто и нигде не сделал выемку. Предоставление документов и копия – отнюдь не выемка. У них остаются все оригиналы, а мы проверяем, что соответствует действительности. Потому что можно дать что-то, что не находится ни в реестре, ни в официальном документообороте.
Вас кто-то дезинформировал, что мы пытаемся утерять документы. Наоборот, наши действия направлены на то, чтобы это локализовать. А попытки были.
Задержаны машины экспедиции, которые пытались вывезти документы в единственном экземпляре. Экспедиторы сами были растеряны, и не смогли мне показать запись в реестре на выход документов.
Мусоровоз остановили, который вез несколько контейнеров с документацией. Но это ведь не мы изымали, это сотрудники делали. И много другой информации, которая подтверждается. С трудом, но подтверждается.
В пятницу мы с и.о. министра Левицким подписывали распоряжение на Минфин и Казначейство о приостановлении возмещения НДС. Более того, мы сами его доставили, помимо официальной почты.
Была информация, что происходит много незаконного возмещения. А просто сказать, что это незаконно, нельзя. Нужно проверить и аргументировать. Пришла из регионов информация, и само Казначейство обратилось с просьбой остановить региональное возмещение. На сегодня, это распоряжение еще не подписано Левицким. Идет сопротивление. Законно, полузаконно или незаконно – но возмещают. В этот момент, когда такая сложная ситуация в стране.
Второй пример. В регионах главные управления массово удовлетворяют жалобы в пользу плательщиков, на большие суммы. Они принимают решение на первом этапе административного обжалования, еще до судов. О чем это говорит?
- Правильно было сейчас ликвидировать Министерство доходов и сборов, и разбивать на два отдельных органа?
- Очень несвоевременно. Я ни дня не работал в системе, но работал с той стороны, профессионально занимаясь защитой бизнеса в судах. Но когда я вошел внутрь системы, то увидел, что реформы на правильном пути. Их только необходимо довести до конца, потому что при откатке любого направления жизнь вносит свои корректировки. Нельзя сразу придумать идеальную систему.
Прежняя система делала это с учетом своих интересов, и корректировка необходима. Но ломать ее ни в коем случае нельзя.
Если ее сломать, будет нанесен слишком большой удар. Во-первых, просядет бизнес. Во-вторых, откроются пути к минимизации налогов. У нас много желающих положить себе в карман все заработанные деньги, и ничего не отдать государству. Так вот, если допустить разлом Миндоходов, то это произойдет в еще больших масштабах.
Сейчас система "экспорт-импорт" в большой степени локализирована, система находится под одним управлением. Не нужно ничего согласовывать между разными ведомствами. Не нужно делать встречные проверки. А если будут две структуры, их нужно коммуницировать. А это формализовано. Пока запрос туда, пока ответ сюда, а для этого нужно получить решение суда… Знаете, как говорят таможенники? "Если товар выехал с таможни, вы его уже не найдете".
Думаете, недобросовестные фирмы будут платить? "Серый контрабас" будет процветать, и "грязный" будет. А возврат НДС, наоборот, будет увеличиваться. Если сегодня хоть какая-то толика остается в кармане государства, то будет наоборот. Как в добром старом анекдоте: "Закінчуйте, батько, торгувати, бо вже немає чим здачі давати".
Новое правительство. Фото пресс-службы Кабмина |
- Кто еще поддерживает эту точку зрения?
- День назад состоялось заседание Общественного совета при Миндоходов. В него входят много аудиторов и бизнес-ассоциаций. Бизнес четко поставил вопрос: "Кому это надо?"
Только начали привыкать к новым правилам. Только установили отношения, движение отчетности, действия. И теперь все это нужно ломать?
Пока шла эта реформа, бизнес трясло. Если ее свернуть – тем более будет трясти. Особенно при нынешней политической ситуации, когда регионы отказываются подчиняться центру. Столько будет сломано и спрятано, что даже посчитать невозможно.
В структуре службы на мой запрос вчера дали приблизительный расчет. Реформирование службы в обратную сторону займет год-полтора, и потребует миллиард гривен. У нас что, настолько богатый бюджет, чтобы идти на такие реформы сейчас?
Или вот, госпожа министерша (имеется в виду министр соцполитики Людмила Денисова – ЭП) поставила условие вернуть ей назад Пенсионный фонд и социальные фонды. Это неправильно. Когда они были переданы на администрирование Миндоходов, то получился выровненный вариант.
Та недоимка, которая существует сегодня по социальным фондам, - я проверял – сложилась по двум причинам. Первая – это реструктуризированный долг, который подписал Пенсионный фонд. Выплаты по нему не выполняются, а таких реструктуризированных - более 50 тысяч субъектов. Если каждый должен хотя бы по 50 тыс грн, то это уже 2,5 млрд грн. Вторая причина - это полторы тысячи предприятий-банкротов. Они тоже не переданы (Миндоходов для администрирования платежей – ЭП), хотя согласно постановлению Кабмина должны были.
Администрирование со стороны Миндоходов было бы эффективнее. Потому что, если у министерства есть текущая информация по предпритию, то можно требовать от такого предприятия выплату задолженности. А если не иметь этой информации?
Теперь она (Денисова – ЭП) хочет забрать фонды назад. А рычаги влияния у нее есть? Мне это говорит только об одном. Она хочет получить ресурс, который потом как-то дерибанить. Другого объяснения я как среднестатистический гражданин не могу найти.
Ну зачем, если оно администрируется эффективно, если поступления идут?
А дальше, если деньги пришли на казначейские счета и куда-то потом ушли – так, пардон, разбирайтесь там. Это уже не к Министерству доходов. Администрирование и сбор состоялись. Миндоходов же не тратило эти деньги.
"Горячие головы" сейчас кричат: "Пропали! Куда делись?" Подразумевают: "украл Клименко".
А он в этом деле участвовать не мог, его задача была собрать. Вот если бы бизнес отдал, а он не собрал - тогда да. Но если он собрал на казначейских счетах, то вешать на него по этому поводу ярлык вора – это грубо, неправда, и происходит по принципу очередного анекдота:
"- Евреи, не ходите к Абраму в магазин. У него дочь неправильного поведения.
- Так у Абрама нет дочери.
- Это ты им теперь рассказывай. Главное они услышали".