Украинская правда

НДС для ФЛП – борьба со схемами или расширение коррупционных возможностей?

Министерство финансов опубликовало для публичного обсуждения проект закона, который предусматривает предельный лимит для перехода на НДС в 1 млн грн для всех ФЛП. Этот документ вызвал широкую дискуссию в обществе, так как под регулирование попадет значительное количество лиц – по расчетам Минфина – 660 тысяч предпринимателей.

В сопроводительных документах к законопроекту ведомство отмечает, что целью его является:

  • создание равных конкурентных условий для ведения бизнеса;
  • увеличение поступлений в государственный бюджет;
  • создание условий для снижения эффективности и привлекательности схем реализации контрабандных и контрафактных товаров;
  • выполнение пункта о "Реформировании упрощенной системы налогообложения" Национальной стратегии доходов.

Какими будут последствия реализации проекта

В анализе регуляторного влияния к законопроекту указано, что выгода от его реализации составит примерно: 40,1 млрд грн (доходы) – 0,179 млрд грн (расходы), то есть в чистом виде 39,9 млрд грн. Но и доходы, и расходы рассчитаны на крайне сомнительных предположениях.

Административные расходы предпринимателей рассчитаны Минфином на предположении неизвестного происхождения о том, что субъект предпринимательства тратит дополнительно 56 человеко-часов в год на администрирование НДС. Это предположение не соответствует реальной ситуации, потому что статус плательщика НДС требует бухгалтерского учета, в настоящее время не нужного микробизнесу по его управленческой модели.

Исследование состояния налогового администрирования в Украине, проведенное CASE Украина на основе репрезентативного опроса свидетельствует, что разница в трудозатратах на налоговое администрирование между плательщиками единого налога без НДС (но с наемными работниками) и с НДС составляет 140,2 человеко-дней в год, – в 20 раз больше чем посчитал Минфин.

Также опрос свидетельствует о том, что коррупция является большей проблемой для предпринимателей-плательщиков НДС, чем для неплательщиков. Так, плательщики НДС на общей системе утверждают, что коррупционные практики "были очень сильным препятствием" в 11% случаев, в то же время неплательщики утвердительно отвечают на этот вопрос вдвое реже (4,7% и 4,8% для общей и упрощенной систем налогообложения соответственно).

Профессиональный опрос Всемирного банка Ukraine: 2024 Tax Compliance Cost Survey – свидетельствует о том, что украинский бизнес тратил в среднем 74,4 дня в год (595 человеко-часов) на выполнение только налоговых обязательств.

Соответственно дополнительные расходы на одного предпринимателя (исходя из средней зарплаты нужного бухгалтера) равны 93 тыс грн. Для 660 тысяч предпринимателей, на которых по оценкам Минфина распространится новое регулирование – контрпродуктивные расходы составят 61,4 млрд грн в год (оценки трудозатрат WB, без учета ведения полного учета) или 115,7 млрд грн (оценка трудозатрат CASE Украина, InfoSapiens).

Таким образом, влияние на общественное благосостояние нового законопроекта является отрицательным, потому что потенциальный фискальный эффект (40,1 млрд грн) даже не превышает административные расходы, которые являются чистыми общественными потерями, прямо уменьшающими общественное благосостояние.

Однако микробизнес в подавляющем большинстве не будет переходить на НДС и нести рассчитанные расходы, потому что это сделает предпринимателей неконкурентоспособными. Зато новое регулирование увеличит дробление ФЛП, будет стимулировать к сокрытию оборотов и других схем.

Соответственно ни одна из задекларированных Минфином целей не будет достигнута.

Какие объемы схем с упрощенной системой

Рассчитанная Минфином цифра доходов бюджета в 40,1 млрд грн в год также выглядит сомнительной. По недавним оценкам аналитических центров потери бюджета от всех схем злоупотребления с упрощенной системой налогообложения (УСН) колеблются в диапазоне 26-32 млрд грн в год.

Часть среднего и крупного бизнеса злоупотребляет УСН, структурируясь через псевдо-ФЛП – это ряд схем, объединенных термином "дробление". Существуют три ключевые схемы.

Злоупотребления для "обнала" (третья группа). Схема используется для обналичивания безналичных средств с целью выплаты дивидендов или зарплат "в конвертах" с минимальной комиссией. Основным индикатором является аномальная концентрация ФЛП (около 7 тысяч человек) с годовыми оборотами от 8 млн грн до верхней границы лимита. При суммарном обороте таких субъектов в 57 млрд грн, государственный бюджет недополучает в пределах 10-13 млрд грн в год.

Дробление и сокрытие оборотов (вторая группа). Эта схема базируется на маскировке крупного бизнеса под сеть псевдо-ФЛП для искусственного соблюдения лимитов второй группы. Предприниматели используют параллельную модель (одновременная работа нескольких лиц как франшиза) или последовательную (замена одного ФЛП другим после достижения лимита дохода). Из-за низкой налоговой нагрузки по сравнению с общей системой, аномальные обороты демонстрируют около 68 тыс. человек, что приводит к ежегодным потерям бюджета в размере 11-13 млрд грн.

ФЛП вместо найма (третья группа). Эта модель, известная как псевдо-аутсорс, заключается в замене официального трудоустройства гражданско--правовыми отношениями с ФЛП для минимизации налогов на фонд оплаты труда. Она наиболее распространена среди высококвалифицированных специалистов со средним доходом около 2 тыс. долл. в месяц. По оценкам специалистов – схема охватывает до 40 тысяч человек (10% от соответствующих КВЭД), а условные потери бюджета от недоплаченного НДФЛ и ЕСВ достигают 16-19 млрд грн в год.

Что стоит сделать, что достичь целей Минфина

С целью создания равных конкурентных условий для ведения бизнеса, увеличения поступлений в госбюджет, создания условий для снижения эффективности и привлекательности схем реализации контрабандных и контрафактных товаров в Национальной стратегии доходов содержится ряд реально рабочих пунктов, которые почему-то представители власти не спешат реализовывать.

В частности это следующие шаги:

  • ИТ-консолидация информационных ресурсов субъектов системы управления государственными финансами, в частности ГНС, на уровне Минфина и обеспечение администрирования этих информационных ресурсов независимым администратором.
  • Обеспечение интеграции с европейскими системами НДС, возмещения НДС, мониторинга движения акцизных товаров, системами платежной информации и т.п.
  • Обеспечить введение обмена предварительной таможенной информацией с другими странами с целью ускорения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, выявления рисковых операций и усиления мер по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
  • Улучшение обмена налоговой информацией с соответствующими органами других стран с целью предотвращения трансграничных схем уклонения от налогообложения.

Кроме определенных Нацстратегией ряда полезных пунктов, крайне важным также для минимизации серых схем необходимо законодательно внедрить качественные OKR/КРІ для ГНС и ГТС, которые будут направлены не на выполнение планов, а на уменьшение tax gap.

Необходимо также имплементировать в законодательство anti-abuse rule относительно злоупотребления упрощенной системой налогообложения (инструментарий ATAD Directive EU 2016/1164).

Национальный банк также может существенно поспособствовать минимизации схем с УСН – сделать обязательными к исполнению критерии по "кустам ФЛП", которые в настоящее время доведены до банков только как рекомендуемые. Необходимо также принятие закона о "дропах", в частности введение реестра дропов – законопроект НБУ.

Для минимизации схемы "ФЛП вместо найма" необходимо принять законопроект №13507, устанавливающий четкие критерии для отличия псевдо-наемных от наемных работников.

Важным для минимизации схем по сокрытию реальных оборотов является введение экономических стимулов для покупателей подакцизной продукции получать фискальный чек (лотереи фискальных чеков, финансовые стимулы потребителей).

Необходимо усиление давления на "черных" торговцев путем увеличения размера штрафных санкций за нелегальную торговлю подакцизными товарами.

И главное – для достижения заявленных целей Минфина, уменьшения уровня тени в экономике, для минимизации всех описанных выше схем по уклонению от уплаты налогов необходимо создание базовых условий в стране: продолжение и завершение судебной реформы – обеспечение верховенства права, институциональная реформа ГМС и ГНС, Нацполиции.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
ФЛП налоги Минфин