Зачем нам прифронтовая медицина
Война трансформировала медицину прифронтовых регионов из исключительно гуманитарной в важную составляющую экономической инфраструктуры. Там, где предоставляются медицинские услуги, работает больница, продолжает свою деятельность бизнес, а значит, сохраняются рабочие места и в бюджет поступают налоги. Опыт Харькова демонстрирует: инвестиции в устойчивость медицины возвращаются снижением потерь производительности, минимизацией оттока людей и как результат – сохранением экономики города.
Инфраструктура медицинской устойчивости
В 2022 году система здравоохранения вошла в войну с недофинансированием, выгоранием после COVID-19, нехваткой специалистов, устаревшей материально-технической базой. Война только усугубила эти проблемы: добавились вражеские удары по больницам, отключение электроэнергии, разрывы логистики, возросла нагрузка на персонал.
Мы прекрасно понимали последствия, которые нас ждут, если мы не поможем нашей медицинской сфере выстоять. Наше управленческое решение было простым: обеспечить медицинской инфраструктуре автономность, безопасность и мобильность. Главные шаги, которые помогли нам удержать устойчивость системы здравоохранения, были следующие.
Безопасность и непрерывность. Все коммунальные медицинские учреждения оборудованы укрытиями, а кластерные больницы оборудуются полноценными хранилищами, способными автономно проводить операции, реанимационные мероприятия и послеоперационный уход.
Энергонезависимость. В больницах города установлены генераторы с запасом топлива, в больницах работают артезианские скважины, учреждения оборудованы собственными газовыми блочно-модульными котельными.
Автономная "зеленая" энергетика. В части медицинских учреждений уже работают крышные солнечные электростанции, в других – устанавливаются. Это минимизирует риски прерывания операций и позволяет экономить средства города.
Восстановление. Из 49 наших больниц повреждены 44. Несмотря на это, нам удалось избежать остановок в работе медиков. Мы разворачивали временные модульные амбулатории и направляли врачей и пациентов в другие городские учреждения здравоохранения. На восстановление медицинских объектов мы привлекли более 140 млн грн из разных источников.
Это наш управленческий ответ на вызовы войны. Она помогла обеспечить непрерывность медицинской помощи, поддержать врачей, удержать кадры и самое главное – сохранить человеческий капитал и экономику города.
Ключевые разрывы медицины прифронтовых территорий
Медицина прифронтовых территорий держится на преданности профессии и поддержке со стороны руководителей громад и областей. Однако есть вызовы, с которыми даже самые сильные медики и ответственные руководители громад не могут справиться самостоятельно. Эти слабые места нуждаются в государственной поддержке и партнерской помощи.
Недофинансированность и слабая материальная база. В коммунальных больницах Харькова до сих пор нет современного МРТ. Это "узкое горло" для неврологии, онкологии и травматологии. Во многих прифронтовых громадах ситуация еще сложнее: базовые лаборатории разрушены или не работают из-за ситуации с безопасностью и отключения электроэнергии. Отсутствие современной диагностики – это длинные больничные, высокие расходы и, к сожалению, большая смертность. Поэтому модернизация оборудования и достойное финансирование – это вопрос не только медицины, но и экономической устойчивости.
Кадры. После начала войны с прифронтовых территорий уехали тысячи медиков. Кто-то – из-за опасности, кто-то – из-за выгорания. Особенно остро нехватка кадров ощущается в экстренной медицине, хирургии, анестезиологии и реабилитации, а без людей даже лучшая инфраструктура – это лишь стены и оборудование.
Защита бригад экстренной помощи. Бригады скорой первые приезжают на места обстрелов, но они часто не имеют необходимых средств безопасности и связи.
Доступность лекарств, осложненная логистика и разрывы "холодовых цепей". Из-за осложненной логистики, поврежденных дорог и ситуации с безопасностью лекарства в прифронтовых громадах или значительно дороже, или вообще отсутствуют. Отключение электроэнергии и разрушение логистики грозят срывом лечения и вакцинаций.
Доступность медицинской помощи. Ситуация с безопасностью и отсутствие транспорта оставляют жителей прифронтовых и отдаленных громад без медицинской помощи.
Реабилитация и ментальное здоровье. Потребность в физическом и психологическом восстановлении стремительно растет, а возможности остаются минимальными.
Эти направления требуют инвестиций и поддержки для усиления устойчивости системы медицинского обеспечения. Есть здесь и экономическое измерение, потому что каждая гривна, вложенная в устойчивость медицины прифронтовых регионов, уменьшает десятки гривен потерь ВВП от свертывания бизнеса, оттока кадров и сокращения рабочих мест.
Нельзя сказать, что государство не реагирует на эти вызовы. За последний год принят ряд важных решений, направленных на поддержку медиков прифронтовых громад.
В зонах активных боев действуют повышенные модели оплаты труда: до 40 тыс. грн для врачей, 27 тыс. грн для среднего и 18 тыс. грн для младшего персонала. Для экстренной помощи введены коэффициенты риска: от 1,48 до 6,01 в зависимости от уровня опасности. Молодые врачи, которые соглашаются работать в общинах с повышенными рисками, получают единовременное пособие в размере 200 тыс. грн.
Эти шаги помогают удержать кадры, поддержать медиков и стабилизировать систему, но они не могут комплексно решить проблемы прифронтовых громад. Наша задача – перейти от точечных инициатив к государственной политике, в которой прифронтовая медицина станет отдельным направлением программы медицинских гарантий с собственными тарифами, стандартами безопасности и ресурсным резервом.
Что предлагает Ассоциация прифронтовых городов и громад
Проанализировав опыт лидеров местного самоуправления Харьковщины, Сумщины, Днепропетровщины, Николаевщины, Черниговщины, Херсонщины, Донетчины и Запорожья, которые входят в Ассоциацию прифронтовых городов и громад, мы сформировали собственное видение поддержки медицины прифронтовых регионов. Эти решения проверены на практике. Мы убеждены, что государство может масштабировать их на всю страну.
1. Прифронтовая медицина как отдельное направление государственной политики.
Медицина в зонах боев не может финансироваться по тем же формулам, что и в более безопасных регионах. Ассоциация предлагает создать отдельный блок в программе медицинских гарантий с повышенными тарифами, капитальными расходами, приоритетами безопасности, поддержкой медиков и реабилитацией.
2. Программа поддержки медиков на прифронтовых территориях.
Люди – главный ресурс системы. Предлагаем обеспечить комплексную поддержку медиков в громадах с повышенными рисками: жилье, страхование жизни, оплачиваемые отпуска и оздоровление. Также важно ввести систему ротаций, когда специалисты из безопасных регионов будут временно подменять коллег из прифронтовых больниц, чтобы предотвратить выгорание и, как следствие, потерю кадров.
3. Безопасные больницы нового поколения.
Харьков имеет опыт обустройства подземных укрытий в больницах, способных работать автономно. Эту модель нужно масштабировать: больницы с подземными операционными, родильными залами, автономным энергопитанием, водоснабжением и вентиляцией должны стать базовым стандартом для всей страны.
4. Мобильная медицина и телемедицина.
Медицинские услуги должны быть там, где есть люди. Мобильные амбулатории на базе микроавтобусов, выездные бригады, передвижные аптечные пункты и лаборатории позволяют поддерживать жизнь даже в громадах, в которых нет больниц.
Телемедицина – еще один ключ к расширению возможностей. Благодаря связи через Starlink врач из отдаленного села может получить консультацию от специалиста из областного центра, из ведущих институтов Киева или Харькова. Это не будущее, это реальный опыт некоторых общин, который должен стать нормой.
5. Резервы лекарств и цифровой мониторинг.
Мы предлагаем создать рассредоточенную систему хранения медикаментов на уровне громад с системой цифрового контроля запасов. Это решение позволит избежать прерывания в лечении в случае длительных обстрелов и нарушения логистических цепей. Мы уже видели, как локальные резервы спасают целые районы и громады от коллапса. Теперь нужно масштабировать этот опыт на все прифронтовые территории.
6. Реабилитация и ментальное здоровье.
Физическая реабилитация раненых, психологическая поддержка военных, гражданских и медиков – это не опция, а необходимость. Харьков создал собственную сеть центров ментального здоровья, где уже получили помощь сотни ветеранов и жителей города. Другие прифронтовые громады тоже имеют подобный опыт.
Мы развиваем центры ментального здоровья, потому что психологическая реабилитация – это также экономика: более быстрое возвращение человека к работе и уменьшение социальных расходов. Мы объединили городские инвестиции, государственные субвенции и донорские средства, чтобы избежать дублирования расходов и достичь максимального эффекта от каждой гривны.
Мы внедряем "зеленые" инициативы в больницах, чтобы снизить операционные расходы и риски остановок оказания помощи пациентам. Мы ввели внутренние показатели эффективности: время ожидания помощи, стабильность операций во время отключений, уровень нагрузки. Это позволяет видеть, где система нуждается в усилении.
Харьков – город предпринимателей. Поддерживая бизнес, в частности налоговыми льготами на местном уровне, мы одновременно гарантируем медицинскую устойчивость города как базовое условие для инвестиций и наличия рабочих мест, ведь это все звенья одной цепи. Мы не просто реагируем на кризис, мы внедряем новую инженерию устойчивости, которую можно масштабировать на все прифронтовые регионы и на страну в целом.
Нельзя воспринимать прифронтовую медицину как сферу, требующую "лишних государственных расходов". Это актив, который удерживает экономику городов и регионов. Устойчивость медицины влияет на устойчивость государства в сохранении рабочих мест, налоговых поступлений и главное – людей, которые помогают стране бороться.