Водный коллапс или инвестиционный прорыв?
Сфера централизованного водоснабжения и водоотведения находится на грани коллапса. Устаревшие тарифы, хронические убытки и регуляторная неопределенность заблокировали развитие критически важной для нацбезопасности и экономического восстановления отрасли. Выход - в плоскости институциональных реформ: в синергии публично-частного партнерства и корпоратизации коммунальных предприятий.
Анатомия кризиса: цифры и факты
По данным ассоциации "Укрводоканалэкология", ситуация в водной отрасли характеризуется глубокой финансовой деградацией, что свидетельствует о системном кризисе. Основной его причиной является значительный тарифный дефицит, поскольку действующие тарифы покрывают лишь 62% от себестоимости услуг. Прогнозируется, что совокупные убытки водоканалов по итогам 2024 года превысят 5 млрд грн.
Хроническая убыточность привела к накоплению критической кредиторской задолженности, которая в начале 2025 года достигла 22 млрд грн. Почти половина этой суммы, 11 млрд грн, является долгом за электроэнергию, цена на которую для промышленных потребителей в отдельных регионах выросла на 200-300%. Этот финансовый кризис усугубляет критическое состояние инфраструктуры, где более 60% сетей и оборудования требуют немедленной замены, на что у предприятий нет средств.
Эта финансовая пропасть заставляет предприятия сворачивать инвестиционные программы и отказываться от плановых ремонтов, что лишь ускоряет упадок инфраструктуры.
Основной причиной финансового дисбаланса является позиция Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). С 2022 года регулятор заморозил тарифы для населения, игнорируя стремительный рост расходов на электроэнергию, реагенты и топливо. Попытки пересмотреть тарифы в 2023-2024 годах были заблокированы из-за политического давления.
В то же время государственные механизмы компенсации разницы в тарифах или целевые субвенции отсутствуют. Регулятор устранился от выполнения своей ключевой функции - обеспечения экономической сбалансированности отрасли. Это создает парадоксальную ситуацию.
ЕБРР, Всемирный банк и ЕС готовы инвестировать миллиарды в обновление водной инфраструктуры Украины, но инвесторам нужна прогнозируемая и экономически устойчивая среда. Вкладывать средства в дотационные, непрозрачные и институционально слабые предприятия никто не будет. Деньги есть, но отрасль не может их привлечь.
Институциональный ответ: формула спасения
Решение проблемы - не в ситуативных финансовых вливаниях, а в изменении модели управления. Два недавно принятых закона создают для этого правовую рамку.
Первый закон - о корпоратизации коммунальных предприятий ("Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в переходный период и объединений юридических лиц", №4196). Он позволяет превратить водоканалы, "ручные" унитарные предприятия, полностью зависящие от местной власти, в полноценные акционерные общества.
Такая трансформация предусматривает создание наблюдательных советов, внедрение прозрачной финансовой отчетности по международным стандартам и назначение профессионального менеджмента, что обеспечит наличие эффективного, прозрачного и подотчетного оператора, способного стать надежным партнером для инвесторов.
Второй закон - о публично-частном партнерстве (ПЧП). Этот инструмент позволяет привлекать частный капитал и экспертизу для модернизации коммунальных активов. В контексте водоканалов речь идет о строительстве очистных сооружений, внедрении современных систем обеззараживания, автоматизации процессов и цифровизации учета. Закон четко определяет распределение рисков, обязанностей и доходов между государством (обществом) и частным инвестором, что обеспечит в перспективе доступ к долгосрочным инвестициям и передовым технологиям.
Эти два механизма создают синергию: ППП предоставляет ресурс, а корпоратизация - институциональную способность этим ресурсом эффективно управлять. По отдельности они не работают. Инвестировать в некорпоратизированный водоканал - это риск потерять средства в неэффективной системе. А корпоратизированное предприятие без доступа к инвестиционным инструментам, например ППП, остается без ресурсов для развития.
Как это работает в других странах
Международная практика доказывает, что модернизировать водную отрасль возможно при условии четкой институциональной рамки, сильного регулятора и эффективной модели управления. Рассмотрим две самые успешные модели: французскую и немецко-австрийскую.
Одна из ведущих европейских моделей управления водной отраслью - "французская" - базируется на механизмах концессии и публично-частного партнерства. Ее суть в том, что муниципалитет, сохраняя право собственности на инфраструктуру, передает ее эксплуатацию, модернизацию и управление частному оператору на длительный срок, обычно 20-30 лет. Такой подход исторически развился во Франции, где функционирует рынок профессиональных операторов с мировым именем, таких как Veolia и Suez, а также активно применяется в Испании и Португалии.
В рамках этой модели города заключают с операторами детальные концессионные договоры, четко регламентирующие их обязанности, в частности объемы инвестиций, стандарты качества услуг, уровень потерь воды и принципы формирования тарифов для потребителей.
Преимуществами такого подхода является возможность привлечения масштабных частных инвестиций, что позволяет модернизировать инфраструктуру в объемах, недостижимых для муниципальных бюджетов. Привлечение частных компаний также способствует достижению высокой операционной эффективности через внедрение ими современных технологий управления и мониторинга. Это обеспечивает профессиональный уровень менеджмента в противовес традиционному управлению муниципальными служащими.
При этом муниципалитет не устраняется от процесса, а становится сильным регулятором, который контролирует выполнением условий договора и защищает интересы потребителей.
Альтернативный подход к управлению водной отраслью, "немецко-австрийская модель", распространен в Германии и Австрии. Он предусматривает полную корпоратизацию предприятий без их приватизации. Модель заключается в трансформации муниципальных водоканалов в полноценные коммерческие компании, например, в форме общества с ограниченной ответственностью (GmbH) или акционерного общества (AG). Ключевой особенностью является то, что 100% акций таких предприятий остаются в собственности города.
Компании Hamburger Wasserwerke или Berliner Wasserbetriebe функционируют как юридически и финансово независимые субъекты. Они действуют на коммерческих началах, имеют наблюдательные советы, профессиональный менеджмент и реализуют стратегии развития.
Такая структура управления обеспечивает ряд преимуществ. Прежде всего - эффективный менеджмент, поскольку предприятие управляется как самостоятельная бизнес-структура, а не как административный департамент мэрии. В то же время полный контроль со стороны громады гарантирует приоритет общественных интересов над максимизацией прибыли. Полученные доходы реинвестируются в модернизацию сетей или финансирование других муниципальных проектов, что формирует высокий уровень доверия населения.
Ярким примером успешной реализации этой модели является венская компания Wiener Wasser. Она получила мировое признание благодаря высочайшему качеству питьевой воды и при этом функционирует как эффективная и финансово самодостаточная бизнес-единица, полностью покрывающая свою деятельность благодаря тарифам.
Обе модели демонстрируют: реформирование водной отрасли возможно только в условиях прозрачного управления, экономической ответственности и системного подхода. Именно на этот опыт должна ориентироваться Украина, адаптируя его к своим реалиям.
Дорожная карта реформ
Для запуска процесса модернизации отрасли необходимо преодолеть политическое сопротивление местных элит и инерцию системы. Ключевым шагом на этом пути должно стать создание национального координационного центра Water Policy and Reform Office при Министерстве развития общин, территорий и инфраструктуры. Его задачей станет стратегическое управление реформой и объединение усилий государственных органов, международных партнеров и экспертов для формирования единой политики.
Результатом должен стать запуск пилотных проектов публично-частного партнерства в городах, которые уже демонстрируют готовность к трансформации, в частности во Львове, Виннице, Черновцах и Броварах. Для дальнейшего масштабирования реформы и поощрения других общин целесообразно внедрить механизмы финансового стимулирования, например, путем предоставления грантов тем, кто проводит корпоратизацию и обеспечивает переход к экономически обоснованным тарифам.
Успех этих инициатив невозможен без политической поддержки на самом высоком уровне и позиционирования реформы как неотъемлемой части плана восстановления Украины. Важным элементом стратегии является широкая публичная коммуникация успешных кейсов, что позволит наглядно показать преимущества новой модели и привлечь на свою сторону скептиков.
Водная отрасль стоит перед выбором: продолжение деградации с неизбежными социальными и экологическими последствиями или немедленный старт институциональных реформ. Публично-частное партнерство и корпоратизация - не модные термины, а единственный действенный ответ на вызовы сегодняшнего дня. Каждый день промедления увеличивает цену будущего восстановления и отдаляет страну от стандартов устойчивого развития.