Украинцы за рубежом: новые вызовы, новые возможности
По данным ООН, из-за полномасштабного вторжения России за рубежом находятся 5,6 млн украинцев (без учета тех, кто живет в РФ). Для лучшего понимания масштабов: это больше, чем население многих европейских стран, например, Финляндии, Словакии, Хорватии или стран Балтии.
Значительное количество украинских мигрантов, к сожалению, уже не временный феномен. Это - часть нашей новой реальности. Поэтому перспективы Украины значительно зависят от того, насколько эффективно мы будем учитывать ключевые миграционные тренды.
Тренд 1. Гостеприимство Европы - не только гуманизм, но и инвестиция
Европейские общества продемонстрировали большую солидарность, приютив миллионы украинцев. Большинство из 5,6 млн украинцев, которые сейчас остаются в странах Европы, получили временную защиту и уже интегрировались с новыми общинами.
Однако наряду с гуманизмом работает и экономический стимул. В частности, в Польше, Чехии и Словакии украинцы платят больше налогов и социальных взносов, чем получают в форме помощи. Это уже доказанный факт. Вклад ощутимый.
По оценкам Deloitte, украинцы способствовали росту производительности в Польше: в 2024 году вклад созданной украинцами добавленной стоимости в польский ВВП составил 2,7%. Это компенсировало негативные последствия усиления конкуренции на рынке труда.
Благодаря большому участию мигрантов на внутреннем рынке труда Чехии общий баланс доходов и расходов для чешской экономики является положительным. Оценки чешских экспертов свидетельствуют, что в ближайшем будущем поступления от украинцев будут продолжать расти, в то же время расходы на их поддержку будут снижаться.
По оценкам Института финансовой политики Словакии, украинские вынужденные мигранты в 2022-2024 годах заплатили больше налогов и взносов, чем Словакия потратила на помощь. Мигранты из Украины ежегодно увеличивают налоговые поступления в бюджет Словакии на 0,1-0,2% ВВП, свидетельствуют оценки института.
Это подтверждает ключевой тезис исследования НБУ, проведенного в конце 2022 года: украинские мигранты в Европе - не бремя, а ценный человеческий капитал.
Тренд 2. Больше доходов на месте - меньше расходов с карт украинских банков
Расходы с украинских банковских карт за рубежом продолжают уменьшаться. Об этом свидетельствуют результаты очередной волны опроса банков, проведенного НБУ. Среднемесячные объемы операций в торговых сетях в первом квартале 2025 года составили 485 млн долл. (550 млн долл. в 2024 году), а среднемесячные объемы снятия наличных - около 130 млн долл. (155 млн долл. в 2024 году).
Это свидетельствуют о локализации доходов, адаптации и росте самодостаточности наших граждан. По данным опросов SEIS, в 2024 году по сравнению с 2023 годом уровень занятости украинских мигрантов в большинстве стран вырос - в целом на 9 п. п. на региональном уровне до 64%. Этот показатель всего на 7 п. п. ниже эквивалентно взвешенного среднего значения для населения принимающих стран (71%).
Географическая структура операций почти не изменилась: украинские карты больше всего используются в Польше, Германии и Испании. Расходы распределяются так: первое место занимает Польша (20% от общего объема операций в торговых сетях и 14% от операции по снятию наличных); второе место - Германия (10% и 13% соответственно); третье место - Испания (8% и 10% соответственно).
Тренд 3. Высокое образование, но низкоквалифицированная занятость
70% украинских мигрантов имеют высшее образование, но большинство из них трудоустроены на должностях, не соответствующих их квалификации. Основные барьеры - препятствия для признания страной пребывания иностранных квалификаций (в частности украинских), языковой барьер, несоответствие между квалификацией и местным спросом.
В результате средний уровень оплаты труда на 30% ниже, чем у местных, несмотря на повышение средневзвешенной региональной зарплаты мигрантов в 2024 году.
Тренд 4. Дилемма социальной поддержки: больше помощи - меньше мотивации к труду
В странах с высокими социальными стандартами уровень занятости украинцев значительно ниже. Там, где поддержка меньше, занятость выше. Яркий пример - Германия, где наблюдается один из самых низких показателей занятости украинцев (около 25%). Это объясняется немецкой системой социального страхования, которая является одной из лучших среди стран, принявших украинских вынужденных мигрантов.
Этот баланс должен быть учтен при определении будущей политики реинтеграции и привлечения трудовых ресурсов.
Учитывая тренды: на чем стоит сконцентрироваться
Во-первых, пора создать стратегический мост между Украиной и ее диаспорой. Учитывая, что значительная часть украинцев получила временную защиту, устроилась на работу и интегрировалась с новыми общинами, все меньше наших граждан намерены возвращаться домой сразу после завершения боев.
Однако они могут быть двигателем модернизации экономики Украины. Условие - правильная государственная политика. Предложение экономиста Юрия Городниченко меткое: привлечение западных инвесторов к обучению украинцев за рубежом для работы на предприятиях с европейским капиталом в Украине - это win-win-стратегия.
Во-вторых, одним из условий возвращения украинских мигрантов домой является дальнейшая евроинтеграция Украины. Об этом мы много говорили во время IX Ежегодной исследовательской конференции центробанков Украины и Польши.
Наша общая задача с Европой - создать условия для циркуляционной мобильности и возвращения украинцев домой. Опыт стран Балтии и Польши продемонстрировал: 25-30% мигрантов возвращаются в течение пяти-семи лет после стабилизации. Следовательно, вступление Украины в Евросоюз может стать одним из инструментов балансирования миграционных процессов.
В-третьих, следует признать, что нехватка рабочей силы и неопределенность относительно возвращения части населения являются одними из главных "узких мест" для экономической выносливости вместе с недостатком инвестиций. На основе этого понимания должны сформировать комплексное видение государственной политики.
Собственно, с этой целью НБУ постоянно мониторит трансакции, проводит опросы банков, анализирует занятость и географию украинского присутствия. Наша цель - превратить факты в релевантные аргументы для формирования эффективной политики в Украине в диалогах как внутри страны, так и с международными партнерами.
Приведенные в этой статье миграционные тренды основываются на детальном исследовании специалистов департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ. Полный текст можно прочитать на сайте платформы "Вокс Украина".