Украинская правда

Почему мы снова говорим о независимости НБУ

Нацбанк готовит законопроект по имплементации норм, характерных для центробанков стран Евросоюза.

Во времена войны, экономической турбулентности и структурной трансформации государства вопрос независимости центробанка не только технический или правовой - это политическая и стратегическая необходимость. Именно независимый центральный банк способен обеспечить ценовую и финансовую стабильность и сохранить доверие к национальной валюте.

Как не раз отмечал глава НБУ Андрей Пышный, "независимость центробанка - это одновременно и цель, и огромный ресурс для страны", который обеспечивает эффективность решений и повышает устойчивость к кризисам.

Для Украины, которая является кандидатом на вступление в ЕС и начала переговоры, независимость НБУ является не только стандартом надлежащего управления, но и прямым требованием права ЕС, определяющего архитектуру Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ). Европейская интеграция предполагает не только формальное принятие законов, но и реальное соблюдение их духа, в частности относительно институциональной автономии НБУ.

Сейчас, когда Украина проходит скрининг национального законодательства по разделу 17 "Экономическая и монетарная политика", мы должны четко продемонстрировать: Национальный банк не только выполняет свой мандат, но и соответствует европейским принципам независимости - как по букве закона, так и на практике.

Этот блог - рефлексия на процесс скрининга и размышления о том, почему независимость НБУ стала основой макрофинансовой устойчивости, что сделано для ее обеспечения, какие аспекты требуют усовершенствования и как это влияет на путь к членству в ЕС.

Независимость центробанка как предпосылка макроэкономической стабильности

Вопрос независимости центрального банка не новый - он остается предметом дискуссий и источником реформ на протяжении более полувека. Глобальные экономические кризисы, такие как инфляционные шоки 1970-х, глобальный финансовый кризис 2007-2008 годов, пандемия COVID-19 или война России против Украины, стали мощным стресс-тестом институциональной устойчивости государств. Эффективная реакция государств на кризисные события определяется именно через призму независимости центробанков.

Как справедливо заметил Милтон Фридман, "механизм независимого центрального банка воплощает чрезвычайно привлекательную идею: необходимо не допустить, чтобы монетарная политика превратилась в ежедневную игрушку в руках действующей политической власти, зависящую от каждого ее каприза". Там, где такое вмешательство отсутствует, есть четкое разграничение мандатов и, главное, - ответственности. Когда центральный банк становится заложником политической конъюнктуры, теряется долгосрочная стабильность и доверие к экономической политике в целом.

Макроэкономическая стабильность основывается на предсказуемой и последовательной монетарной политике. Это предполагает наделение полномочиями в сфере монетарной политики институции, защищенной от политического влияния и способной принимать непопулярные, но необходимые решения. Именно поэтому независимость центрального банка является признанным международным стандартом.

Не менее важен социальный аспект независимости. Ценовая стабильность воспринимается общественностью как общественное благо, а центробанк - как институт, олицетворяющий надежность и профессионализм. Доверие населения к центробанку прямо коррелирует с его независимостью: чем выше уровень независимости, тем ниже инфляционные ожидания, стабильнее экономика и меньше волатильность инфляции.

Таким образом, независимость центробанка - это не только определяющий элемент его мандата, но и необходимое условие для эффективного противодействия шокам, сохранения ценовой стабильности и обеспечения доверия к национальной валюте.

Независимость центробанка - основополагающий принцип функционирования ЕС

В условиях европейской интеграции независимость центробанка становится еще более важной. В соответствии со статьями 130 и 131 договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС) независимость Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центробанков является фундаментальной составляющей институциональной архитектуры ЕС. Этот подход базируется на четырех столпах независимости.

Институциональная независимость означает, что никакая другая государственная или политическая структура не имеет права влиять на принятие решений центробанком. Органы власти обязаны уважать эту независимость и воздерживаться от попыток влияния.

Функциональная независимость обеспечивает возможность центральному банку самостоятельно выбирать инструменты монетарной политики, необходимые для достижения ценовой стабильности - его основной цели.

Персональная независимость касается процедур назначения, определенных сроков полномочий и установления четких оснований для увольнения членов руководящих органов центрального банка.

Финансовая независимость предполагает достаточные ресурсы - финансовые, кадровые, организационные - для реализации мандата. Правительства не имеют права лишать национальные центробанки финансовых ресурсов для выполнения их задач.

В то же время независимость - это не отсутствие контроля. В Евросоюзе независимость сочетается с подотчетностью и прозрачностью для сохранения доверия граждан, рынков и международных партнеров. Для государств-кандидатов, таких как Украина, это не теоретический вопрос. ЕС требует, чтобы национальное законодательство было гармонизировано с acquis ЕС, в частности относительно статуса, мандата и независимости центробанка.

Состояние независимости Нацбанка: прогресс и признание

Национальный банк прошел существенный эволюционный путь по укреплению своей независимости, приближая свою институциональную архитектуру к лучшим европейским образцам. Ключевые изменения в закон "О НБУ" были приняты в 2015 и 2021 годах как важные элементы программ с МВФ.

В 2015 году реформа заложила основу для трансформации НБУ в современный, прозрачный, эффективный центробанк, решения которого принимаются на коллегиальной основе и базируются на основательной аналитике. Основные изменения следующие:

- перестройка процесса принятия решений и создание полноценной коллегиальной модели управления;

- введение очередности назначения членов Совета и заместителей председателя для институциональной преемственности;

- усиление внутреннего контроля - создание аудиторского комитета при Совете НБУ;

- обновление порядка распределения прибыли, что обеспечивает прозрачность в отношениях с бюджетом.

В 2021 году изменения коснулись персональной и функциональной независимости:

- уточнены квалификационные требования и основания для назначения и увольнения членов правления и Совета НБУ;

- изменен статус консультаций с правительством с обязательных на добровольные;

- закреплена обязанность должностных лиц действовать исключительно в интересах НБУ, усовершенствованы гарантии их защиты от преследований.

Эти шаги существенно укрепили институциональную способность НБУ действовать независимо и ответственно, особенно в кризисные периоды. Независимость НБУ получила международное признание. По ведущим индексам Adrian et al и Romelli, которые оценивают законодательную независимость центробанков, Украина соответствует стандартам ЕС.

Индекс независимости ЦБ Украины среди государств Европы
Индекс независимости ЦБ Украины среди государств Европы

Динамика изменений этих индексов тоже свидетельствует об устойчивой эволюции независимости ЦБ. Это не только доказательство правильно выбранного пути, но и один из ключевых активов Украины для обеспечения макроэкономической стабильности и полноценного членства в ЕС.

Индекс независимости ЦБ Украины по Ромелли
Индекс независимости ЦБ Украины по Ромелли

Будущие шаги: как усилить институцию и укрепить стабильность

В июне 2025 года во время официального скрининга по разделу 17 "Экономическая и монетарная политика" украинская делегация представила Европейской комиссии состояние независимости НБУ. Этот диалог является важным этапом в формализации оценки соответствия институциональной архитектуры НБУ стандартам ЕС.

Результаты встречи обнадеживающие: НБУ демонстрирует высокий уровень институциональной, функциональной, персональной и финансовой независимости. Однако есть пункты, требующие доработки:

- даже формально необязательные консультации с правительством по вопросам монетарной политики противоречат стандартам ЕС;

- необходимо повысить коллективное соответствие состава Совета НБУ, прежде всего через обновление критериев отбора с акцентом на функцию надзора за внутренним контролем.

НБУ готовит законопроект, который устранит эти разногласия и предусмотрит имплементацию норм, характерных для центробанков стран ЕС (часть из них вступит в силу после вступления Украины в ЕС). Работа над проектом завершится после официального заключения Еврокомиссии по кластеру 3 "Конкурентоспособность и инклюзивное развитие", в который входит раздел 17, и финализации украинской переговорной позиции.

Соответствующие изменения в законодательство не только укрепят институциональную независимость НБУ, но и усилят доверие инвесторов, европейских партнеров и граждан Украины к национальной политике. В результате макроэкономическая стабильность станет более защищенной, а НБУ - готовым к интеграции с ЕСЦБ. Напомню, что соответствующий элемент своего видения ("интегрированный в европейское сообщество центробанков") НБУ провозгласил еще в 2015 году и неуклонно внедрял в своей деятельности.

Независимость центробанка - фундаментальное условие экономической стабильности и интеграции Украины с ЕС

Национальный банк Украины уже демонстрирует высокий уровень независимости, что признают международное сообщество, Европейская комиссия и ведущие аналитические центры. Это результат глубоких трансформаций, которые продолжаются более десяти лет.

Однако независимость центробанка - это не разовое достижение, а постоянная работа. Она требует и качественного закона, и постоянного совершенствования практик управления, коммуникаций, прозрачности и ответственности. Именно поэтому Нацбанк уже готовит новые изменения в закон, которые окончательно гармонизируют правовую базу с acquis ЕС.

Независимый центральный банк - не исключение, а норма для государств, которые стремятся к устойчивости, доверию и интеграции с объединенной Европой. Именно поэтому укрепление независимости НБУ - это не только техническая реформа, а стратегический выбор Украины.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
НБУ законодательство ЕС