Как обеспечить инклюзивность образования
Вижу в социальных сетях публикации родителей, которые сверхусилиями борются для своих детей за гарантированное Конституцией право на образование. Речь идет о детях с инвалидностью, которые, к сожалению, часто не могут воспользоваться этим правом из-за отсутствия инфраструктурных возможностей школ и надлежащего ухода за ребенком в рамках учебного процесса, из-за пробелов в организации системы образования.
Да, инклюзивное образование развивается. Ежегодно растет количество детей в инклюзивных классах: в 2020-2021 учебном году было 25 тыс. учеников с особыми образовательными потребностями, в 2024-2025-м - уже более 47 тыс. Это значительный прогресс, но...
Болезненная реальность
Цифры, характеризующие состояние образования для детей с инвалидностью, шокируют. Они свидетельствуют о системных недоработках, прежде всего, со стороны чиновников.
- В Украине проживают 160 тыс. детей с инвалидностью (без учета детей, имеющих нарушения развития, но статус инвалидности которым не установлен).
- Более 10 тыс. из них учатся дома по педагогическому патронажу и семейной форме получения образования, то есть в школу они не ходят. Это означает, что один из родителей этих детей не может работать, а ребенок не имеет социализации.
- Сколько детей с инвалидностью вне системы образования и вообще не учится, точно неизвестно; у нас до сих пор нет качественного обмена данными между МОН, Минсоцполитики и Минздравом по детям с инвалидностью. По данным экспертов, таких детей почти 20 тыс.
- Из-за пробелов в организации системы образования тысячи семей вынуждены переводить детей на домашнее обучение не по собственному желанию, а из-за отсутствия ассистента, других специалистов в школе, отсутствия условий или просто из-за стигмы.
Международный опыт и отечественные практики
Обучение и развитие детей с инвалидностью в школах возможно, об этом свидетельствует международный опыт. В странах ЕС 70-90% детей с особыми образовательными потребностями учатся в обычных школах. Там воплощен базовый принцип: школа обязана создать условия, а не родители должны доказывать, что ребенок "имеет право".
Это не значит, что все дети должны сидеть в одном классе и учить математику. Школа должна адаптироваться к потребностям разных детей и стать центром комплексных услуг. В учебном заведении работают не только педагоги, но и логопеды, психологи, физиотерапевты, эрготерапевты, которые оказывают помощь во время обучения.
У нас высвобождаются помещения и учителя из-за уменьшения количества школьников. Эти ресурсы можно направить на организацию классов и отделений для детей, которым нужно больше ухода. Но и развитие для них тоже важно. Если ребенка с определенными нарушениями девять лет учить печь хлеб, то потом он сможет стать помощником повара. Это показывают такие примеры, как Good bread from Good People.
Законодательные инициативы и социализация детей
В июле Минсоцполитики заявило, что начинает двухлетний экспериментальный проект по закупке социальной услуги по комплексному развитию и уходу за детьми с инвалидностью. Цель - социальная интеграция и развитие детей в возрасте от шести лет, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в средних школах на дневной форме. В рамках проекта социальные услуги должны предоставляться вместе с образовательными.
Мы не должны ограничиваться экспериментальными мерами, поэтому я подал правки в законопроект о поддержке семей. Правки направлены на то, чтобы все дети имели право на развитие и образование. Все без исключения, как это гарантирует наша Конституция.
Центры комплексного развития и ухода для детей - способ дать детям возможность жить и развиваться в обществе. Запуск услуг комплексного развития и ухода при школах для случаев, где ассистент ребенка не справится. Такая услуга должна включать возможность пребывания в школе в комфортных и приемлемых для ребенка условиях, в частности технических и кадровых.
Технические условия предусматривают наличие коек, вертикализаторов и подъемников, кадровые - наличие социальных работников, воспитателей, психологов, физических терапевтов или эрготерапевтов, логопедов, которые бы работали на ежедневной основе и включали не только образовательную составляющую, но и развивающую, психологическую и абилитационную.
Важно приложить все усилия, чтобы такие пространства имели:
- специальные кровати и подъемники, чтобы ребенок мог физически присутствовать в школе вместе со сверстниками;
- ассистентов детей в школах, которые помогают в передвижении, гигиене, позиционировании тела, коммуникации, кормлении, в частности энтеральном и парентеральном;
- сенсорные и ресурсные комнаты при школах, где ребенок может учиться в комфортных условиях (лежа, с поддержкой специальных средств);
- устройства для альтернативной коммуникации (компьютеры с управлением взглядом, планшеты с озвучкой), позволяющие ребенку участвовать в обучении.
Это огромный пласт работы, но он сверхважен для многих украинских семей, которые нуждаются в поддержке государства. Наш долг - принять эти нормы и сделать так, чтобы они были не декларацией, а действенным инструментом, обеспеченным средствами.
Буду работать с бюджетом на 2026 год, чтобы предусмотреть ресурс для поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью. 1 сентября должно быть праздником для каждого ребенка. Верю, что мы будем приближать эту реальность для всех украинских детей.