Искать не миллионы, а миллиарды
Сможет ли Бюро экономической безопасности работать прозрачно и эффективно?
Бюро экономической безопасности задумывалось как аналитический орган, который должен был заменить налоговую милицию – карательный орган при налоговой службе. Кроме карательной функции, которая должна применяться к субъектам хозяйственной деятельности, нарушающим закон, новое учреждение должно выполнять аналитическую функцию.
Это позволяло бы мониторить рынки и выявлять проблемы, отслеживать аномалии при уплате налогов, движении средств или товаров и реагировать через системные изменения. То есть, бороться с "черными" и "серыми" рынками не путем точечных уголовных дел против отдельных компаний, а путем внесения изменений в работу целых отраслей.
Основными статьями Уголовного кодекса Украины, с которыми работает Бюро экономической безопасности, являются статья 212 УКУ (ответственность за неуплату налогов), статьи по контрабанде, нарушение закона об обороте подакцизных товаров, нарушение прав интеллектуальной собственности (изготовление и распространение контрафактной продукции), хищение гостендера.
Если условно поделить дела по процентному соотношению, то более 70% всех производств, ведущих БЭБ, касаются именно неуплаты налогов. Именно поэтому очень важно, чтобы Бюро экономической безопасности заработало по-новому.
Возможно ли перезагрузить систему благодаря новому руководителю? Недавно мы видели реакцию общества на произвол государства, когда была попытка продлить изменения в законодательство, ограничивающие полномочия НАБУ и САП.
Если говорить откровенно, то около 70% возмущения граждан были направлены на то, что мы уже не те, с кем можно так обращаться государству. Это был вызов. Общество ясно продемонстрировало свой выбор: жить в демократической стране с другими ценностями, чем те, что были заложены еще 20-30 лет назад.
С другой стороны, юристы, адвокаты и другие специалисты, хорошо знающие специфику, отмечали, что НАБУ работало по новым подходам. Там не брали взятки, а расследовали дела, 70-80% из которых были объективными и качественными.
Да, есть дела, по которым существуют вопросы, были ли они политически мотивированными. Если же в целом характеризовать работу НАБУ, то она была значительно качественнее, чем деятельность других правоохранительных органов, ранее боровшихся с коррупцией.
К чему это привело? Когда возник вопрос перезапуска БЭБ, победу одержал бывший работник НАБУ. Он, скорее всего, не устраивал отдельных представителей государства. В то же время, профессиональное юридическое сообщество и бизнес увидели в этом человеке руководителя, способного действительно перезапустить Бюро экономической безопасности в том формате, в котором оно и должно работать.
По планам нового руководителя БЭБ, это не структура, которая заставит бизнес платить взятки. Это орган, способный сделать для бизнеса равные условия работы.
Именно поэтому предоставлен кредит доверия новому этапу развития Бюро экономической безопасности. Это подтверждается публичной коммуникацией господина Цивинского, нового руководителя БЭБ, абсолютно правильно выстраивающего диалог с бизнесом и открыто отвечающего на все вопросы, которые ставит бизнес-сообщество.
Чрезмерное давление на бизнес. Что изменится
Вопрос чрезмерного давления на бизнес я бы разделил на две составляющие.
Первая составляющая – это излишество давления, когда к бизнесу приходят безосновательно. По словам Цивинского, такого больше не будет, потому что сместится фокус работы. Задача БЭБ – сосредоточиться на самых больших и опасных схемах.
То есть, будут внедрены методы работы НАБУ: никто не будет расследовать неуплату миллиона гривен налогов. Зато будут расследовать, условно, неуплату миллиарда налогов. Это первый предохранитель, который демонстрирует: весь бизнес уже не интересен, интересны только самые крупные, черные схемы и грубые нарушения.
Впрочем, здесь мы пока опираемся на обещания руководства БЭБ.
Вторая составляющая связана с коррупционной составляющей: вымогательством или предложением неправомерной выгоды. В этом вопросе работа будет организована иначе: предусмотрено тесное сотрудничество с НАБУ. То есть сотрудник БЭБ, который потребует взятку, или представитель бизнеса, который будет его предлагать, получит уголовное дело. Так будет обеспечена прозрачность и защита от коррупционных рисков в БЭБ.
Не заблокирует ли работу БЭБ прокуратура
Еще один важный вопрос касается надзора за БЭБ: нужна ли специализированная прокуратура, подобная САП для НАБУ, чтобы гарантировать его независимость?
К сожалению, при нынешней политической ситуации в Украине БЭБ будет лишено возможности расследовать уголовные производства в полную силу, как бы этого ни хотели его сотрудники. Дело в том, что БЭБ – это правоохранительный орган, который расследует, но не может делать это самостоятельно без прокуратуры.
Процессуальное руководство уголовными производствами БЭБ осуществляет специальный департамент Генпрокуратуры. Это означает, что ключевые решения – согласование подозрений и проведение обысков – будет приниматься прокурором.
Есть еще один риск. Конфиденциальность и тайна досудебного расследования могут быть нарушены, ведь доступ к этой информации будет иметь большое количество прокуроров. Это создает опасность неофициальных истоков. Когда об обыске становится известно раньше времени, он теряет смысл: к моменту его проведения следователи не находят ничего важного.
Поэтому я считаю, что именно независимая прокуратура, подобная САП, зарекомендовала бы себя лучше других. Я вижу этот инструмент более действенным, ведь руководитель такой прокуратуры не подчинен генеральному прокурору.
Возможно, мои опасения окажутся необоснованными, я даже задавал этот вопрос господину Цивинскому. Его ответ меня удовлетворил. Если прокуратура будет блокировать работу БЭБ, не будет подписывать подозрения или другие документы без оснований, то он выйдет в публичную плоскость и скажет: "У меня есть материалы относительно крупного бизнеса, но прокуратура не подписывает подозрение". Тогда прокуратуре придется разъяснять свою позицию перед обществом.
Это единственный правильный путь, а что будет на практике – покажет только время.