Украинская правда

Есть ли жизнь после неплатежеспособности

Как Фонд гарантирования вкладов спасает банки от ликвидации.

Фонд гарантирования вкладов начал 2025 год с реализации плана урегулирования неплатежеспособного банка в противовес его ликвидации. В частности 31 января состоялась передача части активов и обязательств на 303,7 млн грн обанкротившегося АО "Коминвестбанка" в АО "Асвио банк".

Соглашение предусматривает сохранение всех условий договоров: видов вкладов, валюты, процентных ставок, сроков возврата. То есть для физлиц-клиентов неплатежеспособного банка ничего не меняется. Также банк взял на себя часть обязательств перед кредиторами седьмой очереди (юрлицами-клиентами).

Благодаря этой сделке фонд начнет удовлетворять требования бизнеса значительно раньше, чем в случае классической ликвидации банка. Таким образом, фонд вывел банк с рынка наименее затратным способом, оптимальным для всех сторон.

Как страховщик депозитов Фонд гарантирования вкладов был наделен полномочиями минимизатора убытков (loss minimizer) - мандатом, который предусматривает выбор стратегии урегулирования с наименьшими затратами аналогично функциям страховщиков депозитов в США и странах Евросоюза.

Это может быть отчуждение активов и обязательств неплатежеспособного банка в другой, "живой", банк (P&A). Также среди инструментов - создание переходного банка (bridge bank), продажа обанкротившегося банка инвестору или вывод банка с рынка с участием государства. Фонд гарантирования вкладов имеет опыт и успешные кейсы в реализации каждого способа урегулирования неплатежеспособных банков.

Что означает отчуждение активов и обязательств

Это один из самых распространенных инструментов вывода неплатежеспособного банка с рынка. В разных странах он имеет разное название и незначительные отличия в функционале.

В США это покупка активов и приобретение обязательств (purchase and assumption или P&A). Такую же формулировку использует Международная ассоциация страхования депозитов (International Association of Deposit Insurance), среди учредителей которой - Фонд гарантирования вкладов. Ее членами являются 95 страховщиков депозитов со всего мира.

В Канаде употребляется название "принудительная продажа" (forced sale), а в странах-членах ЕС в соответствии с директивой 2014/59/ЕС - продажа бизнеса (sale of business).

Однако суть остается неизменной: платежеспособный банк принимает все или часть активов неплатежеспособного банка и приобретает все или часть обязательств (преимущественно депозиты), однако не менее суммы, которую гарантирует фонд.

К слову, недавние громкие банкротства швейцарского банка Credit Suisse и американского Silicon Valley Bank были урегулированы путем применения инструмента P&A. Credit Suisse был продан другому швейцарскому банку UBS, то есть в этом случае применен механизм sale of business или full P&A.

В Украине аналогичным образом фонд продал акции ПАО "Астра банк" частному инвестору Agro Holdings (Ukraine) Limited дочерней компанией инвестиционного фонда, управляемого NCH Capital (New Century Holding Capital), США.

Правда, если по законодательству ЕС "Астра банк" подпадает под урегулирование путем полного P&A или sale of business, то по украинскому банк был выведен с рынка путем его продажи инвестору (с последующей докапитализацией).

В целом фонд применял инструмент P&A в шести кейсах. Передачи активов и обязательств также происходили от банка "Киев" к Укргазбанку, от ПАО "Золотые ворота" к ПАО "Стандартбанк". Кроме того, Таскомбанк принимал активы и обязательства от ПАО "Диамантбанк" и АКБ "Новый". Клиенты неплатежеспособных банков просто перешли в банк-приемщик и не потеряли свои депозиты.

Главный критерий для выбора способа вывода банка с рынка и отбора активов для передачи банку-приемщику - принцип наименьших затрат.

Ключевое преимущество P&A - для возмещения вкладчикам гарантированных средств и выплат кредиторам привлекаются финансовые ресурсы банка-приемщика. Главное - вклады и активы остаются в банковской системе, сохраняя работу трансмиссионного механизма, что важно для экономики в целом.

Важнейшая предпосылка успешной реализации P&A - наличие у выводимого с рынка банка качественных активов. Иначе банк будет обречен на ликвидацию.

Bridge bank

Фонд гарантирования также успешно применял создание переходного банка (bridge bank). Это форма сохранения деятельности банка со своей клиентурой, позволяющая ему выполнять обязательства и обеспечивать существование рабочих активов в экосистеме переходного банка с новым акционером в новом банке.

В таком случае в переходный банк передаются качественные активы и соответствующая сумма обязательств, а плохие активы ликвидируются. Этот инструмент менее затратный, чем ликвидация, что позволяет удовлетворить все или почти все требования кредиторов.

Из недавних громких международных кейсов с применением переходного банка стоит вспомнить урегулирование польского проблемного банка Getin Noble Bank S.A. (GNB). Тогда Фонд гарантирования Польши (BFG) принял решение о передаче части активов GNB в бридж-банк VeloBank S.A.

Команда менеджеров переходного VeloBank S.A. не только успешно управляла переходным банком, но и внедрила инновационные продукты, которые привлекли внимание новых клиентов. В августе 2024 года VeloBank S.A. был продан. Такое решение BFG защитило всех вкладчиков GNB и их сбережения на 38,1 млрд злотых.

Была ли у украинского Фонда гарантирования такая практика? Да. В 2014-2015 годах были созданы два переходных банка, которые до сих пор функционируют. Первый, Кристалбанк, был основан для спасения вкладчиков обанкротившегося "Терра банка". Второй, "РВС банк", Фонд гарантирования создал как переходный банк на базе обанкротившегося "Омега банка" (ранее - "Сведбанк Украина").

Продолжительность урегулирования ПАО "Омега банк" составила пять месяцев. Фонд получил несколько предложений инвесторов. 26 августа 2015 года было подписано соглашение о продаже переходного банка, экономический эффект составил 31,9 млн грн.

Практика позволяет сформулировать главное правило урегулирования: чем раньше начинается реализация плана урегулирования, тем качественнее активы у неплатежеспособного банка и тем выше шансы на успешную сделку с инвестором.

Продажа банка

Лучшим способом урегулирования считается продажа банка в целом. Тогда при наличии профессионального менеджмента учреждение остается на рынке. Фонд гарантирования таким образом продал Укргазпромбанк и "Астра банк". Другие резонансные примеры продажи - национализация Приватбанка и "Сенс банка".

В ситуации с Приватбанком НБУ решил, а фонд применил процедуру принудительной конвертации еврооблигаций в капитал банка (bail-in). Зато в случае с "Сенс банком" в течение 48 часов фонд осуществил урегулирование - от назначения нового руководства до продажи акций Министерству финансов.

Благодаря решениям и действиям фонда клиенты банка не почувствовали никаких изменений. Все могли пользоваться средствами, проводить платежи, а банкоматы и онлайн-сервисы работали в обычном режиме. Более того: за два дня, в течение которых банк находился в управлении фонда, не только не было оттока депозитов, а наблюдался их прирост. В частности, за первые сутки сумма депозитных вкладов выросла на 330 млн грн, что втрое превышало объемы предыдущего дня.

Во всех случаях Фонд гарантирования проводит открытый конкурс для привлечения лиц, заинтересованных принять участие в выводе банка с рынка. Потенциальные претенденты знакомятся со всеми показателями банка, в том числе с оценкой активов, и только после этого решается дальнейшая судьба учреждения.

Фонд обладает инструментами для предотвращения потерь при ликвидации, имеет опыт применения способов урегулирования, полномочия, ресурсы и операционную способность. Ключевым для успешного урегулирования является раннее реагирование на проблемы, что влияет на качество активов банка, который выводится с рынка.

Фонд гарантирования реализовал 12 планов урегулирования неплатежеспособных активов, из них шесть кейсов - передача активов и обязательств в банк-приемник. Фонд работает над тем, чтобы урегулирование, а не ликвидация банка, стало постоянной практикой при выводе финансового учреждения с рынка.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
банки банкротство ФГВФЛ