Украинская правда
другий щорічний захід про інвестиції

Дайте им время

Сможет ли смена руководителя таможни преодолеть систему, которая годами работает против реформ?

Кабмин до сих пор формирует комиссию по отбору нового руководителя Гостаможслужбы с участием иностранных партнеров. Публичной информации о кандидатах еще нет. По планам это должно было случиться до конца января 2025 года.

Общественность возлагает большие надежды на прозрачный конкурс. Однако новая кадровая политика, предусмотренная недавними изменениями в законодательство, не решит вопрос реформы таможни, хотя и является ее необходимым фундаментальным элементом.

Краткая история увольнений

В 2019 году была создана новая структура Гостаможслужбы. Таможню выделили в отдельный центральный орган исполнительной власти после разделения с Государственной фискальной службой. С тех пор кадровые перезагрузки происходили минимум раз в год. За пять лет главы ГТС менялись семь раз.

Сначала реформированную таможню возглавил Максим Нефедов, однако его работа столкнулась с сопротивлением системы и экономическими вызовами, вызванными пандемией. Затем временно исполняющим обязанности стал Игорь Муратов.

Далее таможню возглавил Павел Рябикин, но продержался на должности всего год - его назначили министром стратегических отраслей промышленности. С тех пор должность главы занимали различные временные исполняющие обязанности.

Они не только не запустили реформу, но и порой различные подозрения приводили к их преждевременному увольнению. Достаточно лишь вспомнить историю увольнения Руслана Черкасского. Понятно, что баллов доверия к реформе это не добавило.

Закон и порядок

17 сентября 2024 года Верховная Рада приняла закон №6490-д, который предлагает провести конкурсы на руководство таможни с решающим голосом международных экспертов и провести процедуру переаттестации всех работников ведомства.

Через месяц президент подписал закон №3977-IX о проверке таможенников на добропорядочность и мониторинг образа их жизни, а также о решающем голосе международных экспертов в конкурсе на нового руководителя таможенной службы.

Это колоссальный шаг в деле реформирования. Вместе с тем он может не сработать из-за полумер. В теневом отчете по приведению таможенного законодательства и деятельности таможенной службы Украины в соответствие с требованиями главы 29 acquis ЕС за 2024 год есть несколько рекомендаций по прозрачному конкурсу и переаттестации. Без их учета проблемы, которые надеются решить конкурсом, к сожалению, не исчезнут.

Среди ключевых вопросов - изменения в законодательстве по евроинтеграции. Здесь были определенные попытки, но самым главным остается новый проект таможенного кодекса. Его до сих пор нет, хотя Минфин пообещал представить проект в декабре 2024 года.

Другой важный вопрос - институциональные и организационные изменения, которые позволят таможне стать сильной структурой, которая сможет защищать единый рынок и потребителей 500-миллионного ЕС. Из изменений в этом направлении - правоохранительные функции (таможня их не имеет), интеграция IT-систем ГТС с профильными ИТ-системами стран Евросоюза.

Кадры

В условиях существенного кадрового голода новый глава таможни получит в наследство серьезный вызов: как привлечь квалифицированных работников.

Кадровая перезагрузка таможни - одно из условий продолжения сотрудничества с МВФ. Это полная переаттестация таможенников в течение полутора лет, а также проверка на добропорядочность через мониторинг образа жизни, иногда - с применением полиграфа. Те, кто пройдут все проверки, могут рассчитывать на повышение зарплат, но будет ли оно существенным? И что делать со свободными рабочими местами?

В то же время привлечение кадров, в частности из бизнес-среды, до сих пор проблематично из-за ограниченного финансирования. Заместитель председателя Государственной таможенной службы Владислав Суворов при подготовке проекта бюджета на 2025 год сообщил, что рост зарплат в ГТС запланирован в среднем лишь на 17%.

После кадровых чисток на освободившиеся места может не прийти достаточное количество работников: в бизнесе за такую же работу специалисты получают в четыре раза больше.

Поддержка и время

Конкурс на должность главы таможни должен быть не только прозрачным, но и ориентированным на результат. В Украине уже были конкурсы, где привлечение международных экспертов и прозрачный отбор дали хорошие результаты. НАБУ, САП и НАПК прошли через процедуру открытого отбора кадров, что позволило сформировать в этих ведомствах команды профессионалов с высоким уровнем добропорядочности.

В то же время просто выбрать нового менеджера и отчитаться, чтобы получить очередной транш от международных партнеров, будет недостаточно. Парламент, правительство и гражданское общество должны поддерживать нового руководителя.

Предыдущая история кадровых решений в ГТС свидетельствует, что от нового главы ожидают быстрых результатов кроссфункциональной реформы. Если эта ошибка повторится, не стоит ожидать, что новое лицо улучшит работу таможни. Власть должна быть готова к тому, что для фундаментальных изменений нужны время и поддержка.

Вместо послесловия

Несмотря на сложность ситуации, реформа таможни продолжается. Привлечение международных экспертов, переаттестация кадров и прозрачный конкурс могут дать положительные результаты при условии поддержки на этапе масштабного демонтажа кадровой политики.

Главная рекомендация - дать новоизбранному руководителю таможни достаточно времени на переходный период и подготовить стратегию реформы на будущее. Без политической воли и поддержки со стороны парламента и правительства, в частности Минфина, ни один новый менеджер не сможет изменить работу Гостаможслужбы. Даже самый мощный.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Ее содержание является исключительной ответственностью ОО "Институт аналитики и адвокации" и ОО "Технологии прогресса" и не обязательно отражает взгляды Европейского Союза.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Гостаможслужба законодательство ЕС