Что изменится после отмены Хозяйственного кодекса
Отмена Хозяйственного кодекса создает госпредприятиям окно возможностей для модернизации, но в то же время грозит правовой турбулентностью. От чего будет зависеть успех реформы?
В начале 2025 года Верховная Рада приняла закон "Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в переходный период и объединений юридических лиц", отменяющий Хозяйственный кодекс Украины с 28 августа 2025 года. Это изменение переводит регулирование хозяйственных отношений под действие Гражданского кодекса Украины.
Реформа направлена на упрощение правовых норм, устранение противоречий в законодательстве и приближение Украины к евросоюзовским стандартам, где хозяйственная деятельность регулируется преимущественно гражданскими кодексами.
Отмена Хозяйственного кодекса прекратит действие ряда организационно-правовых форм, которые определяли правовой статус государственных и коммунальных предприятий.
Под действие изменений попали следующие типы: государственное коммерческое предприятие; казенное предприятие; государственное некоммерческое предприятие; коммунальное коммерческое предприятие; коммунальное некоммерческое предприятие, совместное коммунальное предприятие; частное предприятие, иностранное предприятие; дочернее предприятие; предприятие объединения граждан (религиозной организации, профсоюза); предприятие потребительской кооперации.
Регистрация новых юридических лиц по этим формам запрещается. Для государственных и коммунальных предприятий эти изменения предусматривают преобразование или, в случае несоответствия новым требованиям, ликвидацию.
Государственные предприятия (включая коммерческие и казенные) должны быть преобразованы в акционерные общества (АО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО), 100% акций или долей которых принадлежат государству. Альтернативой для некоммерческих государственных предприятий является преобразование в государственные некоммерческие общества, которые будут регулироваться по отдельному порядку.
Коммунальные коммерческие предприятия имеют два варианта: реорганизация в АО или ООО, 100% акций или долей которых принадлежат соответствующей территориальной общине, или в коммунальные некоммерческие общества. Совместные коммунальные предприятия превращаются в АО, ООО или в коммунальные некоммерческие общества с сохранением пропорций участия соответствующих территориальных общин.
Эти изменения требуют от государственных и коммунальных предприятий быстрой адаптации, поскольку отказ от проведения реорганизации в установленные сроки может привести к прекращению деятельности и потере активов.
Что нужно знать предприятиям
С конца февраля 2029 года запрещается вносить изменения в Единый государственный реестр относительно государственных и коммунальных предприятий, кроме тех, которые касаются преобразования или ликвидации; изменения руководителя или состава ликвидационной комиссии; банкротства; передачи имущества в Фонд государственного имущества.
Несоблюдение требований закона может привести к штрафам, изъятию дохода или ограничению деятельности. Государственные и коммунальные предприятия обязаны прекратить деятельность путем преобразования в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью или ликвидации до 28 августа 2028 года.
С 28 августа 2025 года до конца февраля 2026 года участники или уполномоченный орган, который управляет госимуществом, должны принять решение о прекращении деятельности госпредприятий (кроме некоммерческих), если они не находятся в процессе банкротства путем ликвидации или преобразования, назначить ликвидационные или инвентаризационные комиссии. Для коммунальных предприятий, принадлежащих территориальным общинам, такие решения принимают местные органы власти.
Если такие решения не принимаются в установленные сроки, Кабмин может передать единые имущественные комплексы Фонду государственного имущества, а он будет решать: превращать предприятия в АО или ООО, ликвидировать их или приватизировать. Преобразования не останавливаются из-за арестов имущества (кроме арестов по решению суда), налогового залога, долгов, отсутствия согласия кредиторов или ипотекодержателей.
Новые правила для предприятий
Предприятия, которые преобразуются, сохраняют действие своих разрешительных документов. Лицензии, сертификаты, декларации, согласования, уведомления и другие документы, выданные государственным или коммунальным предприятиям, остаются действительными для юридического лица-правопреемника в течение срока их действия, но важным условием этого является дальнейшее соблюдение лицензионных требований.
После инвентаризации имущества уполномоченный орган, который управляет госимуществом, или местные власти решают, что делать с активами предприятия. Имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения (кроме того, которое нельзя приватизировать), передается в уставный капитал нового АО или ООО. Имущество, не подлежащее приватизации или закрепленное на праве оперативного управления, предоставляется правопреемнику для пользования, но без права продажи или передачи.
Через три года со дня введения в действие закона предприятия не смогут закреплять имущество по праву хозяйственного ведения или оперативного управления.
Преобразование государственных и коммунальных предприятий на новые формы сопровождается изменениями в управлении их имуществом и отчетности, а также отменой старых подходов к распоряжению активами. При преобразовании проводится инвентаризация имущества, по результатам которой составляется передаточный акт. Этот документ утверждает уполномоченный субъект управления объектами государственной собственности или уполномоченный орган местного самоуправления.
Преимущества и недостатки форм
В процессе преобразования государственных и коммунальных предприятий перед уполномоченными органами встает выбор между двумя организационно-правовыми формами: обществом с ограниченной ответственностью или акционерным обществом. Каждая форма имеет свои преимущества и недостатки. Их следует учесть, учитывая специфику деятельности и управления и имущественные аспекты предприятий.
ООО имеет упрощенную структуру управления, где ключевые решения принимает общее собрание участников. Это уменьшает бюрократию и облегчает оперативное управление. Эта форма не требует выпуска акций или соблюдения сложных процедур, связанных с рынком ценных бумаг, что снижает расходы на регистрацию и отчетность.
Однако то, что общество с ограниченной ответственностью не может выпускать акции, затрудняет привлечение внешних инвестиций. Для госпредприятий, которые обязаны обнародовать отчетность, это может усложнить выполнение требований по публичности.
АО может выпускать акции, что облегчает привлечение капитала через продажу акций или размещение на фондовом рынке. Это может быть полезным для привлечения партнеров и инвестиций. Более строгое регулирование АО обеспечивает более высокий уровень прозрачности и соответствия требованиям отчетности, важным для государственных и коммунальных структур.
Вместе с тем, форма АО требует создания сложной структуры и соблюдения процедур, связанных с ценными бумагами, что увеличивает административную нагрузку. Регистрация, выпуск акций, поддержка реестра акционеров и отчетность перед регулятором требуют значительных финансовых и временных ресурсов.
Что выбрать
Выбор между ООО и АО зависит от целей предприятия. Общество с ограниченной ответственностью подходит для меньших организаций с простой структурой, где важны низкие затраты и гибкость управления, например, для коммунальных предприятий с локальным фокусом. Акционерное общество лучше для крупных государственных предприятий, требующих высокого уровня прозрачности.
Отмена Хозяйственного кодекса открывает для государственных и коммунальных предприятий возможности модернизации: упрощение управления, адаптацию к евросоюзовским стандартам, повышение прозрачности. Однако реформа несет значительные риски: правовая неопределенность может привести к злоупотреблениям или рейдерским атакам, а переход к новым формам управления имуществом усложнит учет активов.
Предприятия ждут масштабные изменения: от обновления документов до перестройки внутренних процессов. Управленцам нужно оценить риски и подготовиться к новым условиям, чтобы сохранить стабильность и реализовать потенциал реформы.