Украинская правда

Ювелирная работа. Кто будет руководить Комиссией по ценным бумагам

Ювелирная работа. Кто будет руководить Комиссией по ценным бумагам
Колаж: Андрій Калістратенко

5 января в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку представили нового руководителя. Как человеку без опыта удалось возглавить один из двух финансовых регуляторов Украины?

За считанные часы до начала 2026 года люди, которые работают на украинском фондовом рынке, пережили настоящие эмоциональные качели.

Сперва одни обрадовались, а кто-то, видимо, и расстроился, новостью об увольнении скандально известного главы Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) Руслана Магомедова. После обнародования соответствующего указа президента Владимира Зеленского все замерли в ожидании объявления имени следующего руководителя одного из двух финансовых регуляторов Украины.

То, что было написано в следующем указе Зеленского, заставило многих во всех смыслах этого слова протрезветь. Главой НКЦБФР президент назначил Алексея Семенюка. "Я так же, как и 99,99% всех остальных людей, начал гуглить, чтобы найти информацию о нем", – рассказывает ЭП один из высокопоставленных чиновников.

Найденная в сети информация вызвала смешанные чувства: Семенюк не имеет опыта работы на фондовом рынке, как предприниматель официально занимается ювелирными изделиями и производством одежды.

Как назначали Семенюка, что вообще известно о новом руководителе НКЦБФР и почему у Магомедова был шанс остаться на своей должности?

Кто такой Семенюк

Автобиография Семенюка (копия есть в распоряжении ЭП) ничем особым не отличается. В 2001 году окончил школу на Черниговщине, после чего поступил в Национальную академию государственной налоговой службы (сейчас – Государственный налоговый университет), где получил квалификацию магистра по экономике предпринимательства.

Начиная с 2006 года в течение шести лет работал в "Правэкс банке", где дослужился до директора областного филиала. Далее, как отмечает сам Семенюк, начал заниматься предпринимательством – "созданием системных компаний в сфере производства в области легкой промышленности".

Речь об ООО "Брайт Продакшн" (на 100%) и ООО "Голден Сильвер" (на 50%), которые значатся в его декларации. Первая занимается пошивом одежды (основной КВЭД). В 2022 году эта компания упоминалась в публикации о закупке 400 тонн соли коммунальным предприятием (КП) "Винницагортеплоэнерго" за 3,88 млн грн.

В 2023 году "Брайт Продакшн" дважды участвовало в закупках соли КП "Немировкомунсервис". Отметим, что мобильный номер Семенюка у нескольких пользователей сервиса Getcontact записан как "Соль Румыния". По данным Youcontrol, доходы "Брайт Продакшн" выросли с 683 тыс. грн в 2020 году до 15,9 млн грн в 2024-м.

"Годен Сильвер", которой Семенюк владеет совместно с Федором Дроздовским (вероятно, соучредитель компании MEGOGO), занимается производством ювелирных изделий. В 2020 году доход этой компании составил 8,2 млн грн, а в 2023 (последние имеющиеся данные) – только 1,9 млн грн.

Примечательно, что на сайте "Голден Сильвер", в разделе "О компании", указаны реквизиты Семенюка как физического лица-предпринимателя (ФОПа). Предпринимателем он стал в 2021 году. Основной его КВЭД – розничная торговля часами и ювелирными изделиями.

Председатель НКЦБФР Алексей Семенюк
Председатель НКЦБФР Алексей Семенюк

Из интересного в автобиографии – в 2022 году Семенюк неожиданно решил получить второе высшее образование, не связанное с его предпринимательской деятельностью. Он поступил в Институт инновационного образования Киевского национального университета строительства и архитектуры, который через два года завершил в статусе магистра по специальности "Строительство и гражданская инженерия".

ЭП пыталась получить комментарий у нового главы НКЦБФР, но он сообщил, что будет готов говорить со СМИ только во второй половине января.

Решение, которого могло и не быть

Магомедову не хватило считанных часов для того, чтобы удержаться в кресле главы НКЦБФР еще как минимум на несколько месяцев. Дело в том, что 1 января 2026 года вступила в силу новая редакция закона "О государственном регулировании рынков капитала и организованных товарных рынков", в котором депутаты изменили правила назначения руководства комиссии.

Если раньше решение о назначении председателя и членов НКЦБФР президент принимал по своему усмотрению, то с начала 2026 года – только по представлению конкурсной комиссии по результатам отбора. Так должен нивелироваться фактор личностных отношений руководителя регулятора с высшим политическим руководством и вырасти фактор профессиональных качеств кандидатов. Как это работает на практике, украинцы наблюдали при назначении директора Бюро экономической безопасности летом 2025 года.

Упомянутый выше закон содержит не только требования к председателю и членам НКЦБФР, но и к членам конкурсной комиссии, которую еще предстоит сформировать. Именно она и должна была бы объявить конкурс, и только по его итогам вносить предложение на рассмотрение президента. По оценкам юристов, весь этот процесс мог бы растянуться минимум на три месяца, а то и на полгода.

Складывается впечатление, что в Офисе президента это поняли в последний момент. Точнее говоря, в последние день-два. "Решалось все очень быстро. На самом высоком уровне", – рассказал ЭП один из депутатов в руководстве "Слуги народа".

31 декабря в 08:27 в едином государственном реестре появилась декларация кандидата на должность главы НКЦБФР Семенюка. И хотя некоторые восприняли ее как техническую ошибку, уже около 17:00 обнародовали указ о назначении Семенюка руководителем комиссии.

В пользу того, что это решение принималось в последний момент, свидетельствует специальная проверка Семенюка Нацагентством по вопросам государственной службы: она началась только после обнародования указа Зеленского. Такая проверка должна проводиться в отношении кандидата (то есть, до назначения) и только на ее основании принимаются соответствующие кадровые решения. По данным ЭП, спецпроверка началась после 18:00 31 декабря.

Кто пролоббировал назначение Семенюка? Два народных депутата и два собеседника ЭП в разных финансовых регуляторах назвали одно и то же имя – главы фракции "Слуга народа" Давида Арахамии. 2 января ЭП обратилась к Арахамии за комментарием, но на момент выхода публикации ответа так и не получила.

Члены

Едва ли не самая интересная сюжетная линия в истории с обновлением руководства НКЦБФР касается ее членов. В начале декабря ЭП сообщала о том, что три из шести имеющихся на тот момент членов комиссии написали заявления на увольнение.

Речь идет о Юрии Бойко, Ярославе Шляхове и Ираклия Барамии. Кроме этого, Зеленский получил прошение на увольнение еще одного члена комиссии – Максима Либанова, которое подал уже бывший председатель НКЦБФР Магомедов еще летом 2025 года, из-за того, что у Либанова истек срок полномочий.

Традиционно, новый глава НКЦБФР формирует собственную команду, однако на этот раз из-за уже упомянутой поспешности принятия решения в Офисе президента согласовать список членов комиссии и, собственно, запустить процесс спецпроверки там не успели.

По данным источников ЭП, на утро 31 декабря сформировали список из восьми кандидатов. Однако из-за того, что в ОП не знали ни кто станет главой регулятора, ни кто еще войдет в руководящий состав, некоторые из списка отказалась от предложения стать членами НКЦБФР. "Не было понимания, с кем ты будешь в команде, поэтому рисковать репутацией не решился", – сказал один из них.

В результате, изменений среди членов комиссии в тот день не произошло.

Впрочем, один все же успел заявить о своих намерениях. За час до 2026 года в государственном реестре появилась декларация кандидата в члены НКЦБФР Александра Вареника. О нем известно лишь то, что он является владельцем фермерского хозяйства "Брусиловская Экоферма". Однако его назначить не успели.

Почему история с членами комиссии так важна? Для принятия решений НКЦБФР требуется наличие не менее пяти голосов.

Если бы Зеленский уволил старых членов, а новых не назначил до 1 января, то комиссия потеряла бы дееспособность минимум на несколько месяцев (до избрания на конкурсе новых). Ее председатель выполнял бы только представительские функции, а непринятие важных, хоть и технических, решений могло бы поставить на паузу многие процессы в государстве.

Сейчас НКЦБФР вплотную приблизилась к потере дееспособности. 5 января Зеленский уволил Бойко и Шляхова. Сейчас в комиссии есть председатель и четыре члена, из которых один несколько месяцев как просил президента уволить его, а еще у одного уже почти два года как завершились полномочия.

Иными словами, кворум для принятия решений пока есть, но организацию проведения конкурсов стоит уже начинать.

НКЦБФР