Оружие для друзей
Готова ли Украина стать экспортером безопасности?
Украина оказалась в уникальной точке развития своего оборонно-промышленного комплекса. За годы большой войны страна нарастила потенциал собственного ОПК: появились десятки новых производителей, сформировались уникальные компетенции, а ряд украинских решений уже конкурирует с лучшими западными образцами.
Однако успех имеет и другую сторону. В некоторых сегментах, например, производстве систем радиоэлектронной борьбы, разведки или беспилотников, мы уже имеем избыточные мощности. То есть заводы могут делать больше, чем государство готово покупать.
Парадоксально, но избыточные мощности могут стать и шансом, и вызовом. Без новых рынков отрасль потеряет людей, инновации и инвестиционную привлекательность.
Экспорт как стратегический инструмент
Баланс между потребностями государства и возможностями производства постоянно меняется. Эволюция методов ведения современной войны опережает циклы подготовки производственных мощностей. Объем капиталовложений в новые производственные линии, а также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы остается колоссальным.
Логика проста: чем больше продается единиц определенного продукта, тем быстрее возвращаются вложенные средства в его разработку и налаживание производства. Это также способствует привлечению дополнительных инвестиций в создание новых продуктов и поддерживает развитие отрасли. Избыточные мощности часто появляются не из-за нехватки средств у государства, а скорее из-за того, что война непрерывно формирует новые потребности.
Экспорт и военно-техническое сотрудничество - важный элемент не только экономики производства, но и дипломатии. Кто поставляет технологии, тот влияет на стратегические решения партнеров, усиливает коалиции, привлекает инвестиции. Украинское вооружение уже зарекомендовало себя на поле боя и вызывает интерес партнеров. От нас зависит, используем ли мы этот момент.
Риски не менее реальны, чем возможности
Все ли возможности одинаково безопасны для Украины? За привлекательными перспективами экспорта всегда скрываются риски, которые следует четко осознавать.
Первый риск - потеря контроля над конечным потребителем. История знает немало случаев, когда военная продукция, оказавшись в "не тех" руках, становилась причиной международных скандалов или инструментом политического давления на страну-экспортера. Для Украины, которая борется за место в системе западной безопасности, последствия таких ошибок могут нанести значительные репутационные и политические потери.
Второй риск - реакция партнеров. Если союзники увидят украинское оружие на рынках или в регионах, где его не должно быть, последствия могут быть мгновенными: от сокращения поддержки до пересмотра отношений.
Третий риск - теневые схемы. Чрезмерное регулирование или высокие налоги стимулируют бизнес дробить контракты, занижать стоимость, экспортировать отдельные детали вместо готовых изделий. Наконец, даже если попытаться удержать экспорт под строгим контролем и согласовывать каждый контракт вручную, это не создаст предсказуемых правил для бизнеса и партнеров. Без прозрачной и современной регуляторной рамки негативные последствия экспорта могут превысить его положительные эффекты.
Контролируемый экспорт: модель партнерства
Экспорт следует разрешать не "всем и везде", а только тогда, когда он выгоден государству и не вредит национальной безопасности. Именно поэтому BRDO предлагает простую, но эффективную модель: контролируемый экспорт исключительно для стратегических партнеров.
Речь идет об экспорте избыточных товаров, услуг и технологий в страны, которые являются нашими союзниками, заключили с Украиной соглашения по безопасности и реально финансируют наш оборонно-промышленный комплекс (та самая "датская модель", которую уже поддержали Великобритания, США, Канада и ряд европейских государств). Принцип прозрачный: поддержка Украины и инвестиции в украинское производство открывают путь к получению проверенных в современной войне технологий.
Такой подход дает Украине полный политический и технический контроль над экспортом. Оружие идет только в те страны, которые разделяют наши ценности и заинтересованы в общей безопасности. Все изделия должны быть кодифицированы и находиться "в поле зрения" государства, чтобы их можно было оперативно выкупить для Сил обороны Украины в случае необходимости.
Объемы экспорта ограничиваются уровнем взноса партнера в финансирование ОПК после 24 февраля 2022 года. Благодаря этой модели сохраняется контроль над экспортом и появляются стимулы для партнеров усиливать военную поддержку Украины.
Мы также предлагаем ряд предохранителей для защиты национальных интересов Украины. Передача отдельных чувствительных изделий или технологий, распространение которых ограничила Ставка Верховного главнокомандующего, должна быть ограничена. Также не допускается реэкспорт или передача третьим сторонам.
Данные не должны содержать сведений о составе или расположении украинских сил и не должны служить материалом для обучения искусственного интеллекта. За использование украинских технологий уплачиваются роялти в пользу отечественных разработчиков.
За Украиной должно сохраняться право приоритетного приобретения той или иной партии продукции без санкций или потери репутации для бизнеса. Соответствующая норма должна быть четко определена в каждом экспортном контракте, что обеспечит дополнительные гарантии для обороны и сформирует прогнозируемый спрос для украинских производителей.
Такая система имеет и вызов: она требует значительной дипломатической координации. Для эффективной работы модели нужно заключать прозрачные межправительственные соглашения, вести постоянный диалог с партнерами и обеспечивать доверие на всех уровнях.
Контролируемый экспорт избыточной продукции странам-партнерам минимизирует политические и репутационные риски, позволяет аккумулировать инвестиции в отечественный ОПК, формирует прозрачные и понятные правила игры и открывает путь к полноценному вовлечению Украины в европейскую и евроатлантическую систему безопасности.
Механизм уже существует, осталось применить
Кажется, что для таких изменений нужно кардинально обновлять законодательство или создавать новые сложные процедуры. На самом же деле законодательная рамка уже существует. Статья 20 закона "О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования" предусматривает использование международных или межправительственных соглашений для передачи вооружения и технологий.
Если в соглашении четко прописаны названия товаров, экспортеры и конечные потребители, вопрос рассматривается до 15 дней по официальному запросу государства-партнера.
Дополнительное окно возможностей для запуска контролируемого экспорта открывают принятые в первом чтении законопроекты о Defence.City. Они, в частности, содержат общие положения об упрощении экспорта оборонной продукции. Их окончательная редакция еще формируется. BRDO готовит свои предложения ко второму чтению, чтобы механизм был выверенным, эффективным и безопасным для государства.
Итак, для запуска механизма есть и закон, и предложенная нами концептуальная рамка. Следующие шаги - политическое решение и разработка упрощенного порядка экспорта в рамках двусторонних соглашений по безопасности.
BRDO готов предложить решение
BRDO готов разработать детальный порядок применения этого механизма совместно с правительством и профильными ведомствами. Мы можем предложить прозрачный алгоритм, который позволит избежать лишней бюрократии, минимизировать риски и дать производителям возможность полноценно работать в интересах государства и партнеров.
Модель контролируемого экспорта - это тест на стратегическое мышление. Украина уже стала надежным партнером для союзников. Пришло время превратить оборонный экспорт в драйвер развития и ключ к участию в большой коалиции по безопасности.
Соавтор - Тарас Емчура, руководитель сектора "Оборонная политика" Офиса эффективного регулирования BRDO