Украинская правда

Новый год - новое оружие. Что ждет украинскую оборонную индустрию в 2025-м?

Новый год - новое оружие. Что ждет украинскую оборонную индустрию в 2025-м?
Getty Images

Украинские производители оружия имеют потенциал для существенного увеличения производства. Как его реализовать?

В 2022 году Минобороны потратило на вооружение 242 млрд грн, в 2024 году - 772 млрд грн. Бюджеты других силовых структур за этот период выросли на 40-80%. Еще десятки миллиардов гривен получили ведомства, которые ранее не покупали оружие.

Украина выжимает максимум из своих оборонных предприятий и каждый год увеличивает бюджет на военную технику. Для этого пришлось забрать часть средств у городов, регулярно выходить за рамки годового плана и переводить деньги из других статей.

Производство оружия превратилось в единственную отрасль промышленности, которая стабильно растет. Источников для дальнейшего увеличения расходов на вооружение внутри страны не осталось, а вопрос открытия экспорта военной техники с места не сдвинулся. Значит ли это, что оборонная отрасль достигла пика своего развития?

Нет. Точек роста остается вдоволь и 2025 год может быть успешнее предыдущего. Однако для этого предприятиям придется освоить производство новых видов вооружений и компонентов, а государству - научиться эффективнее тратить деньги и управлять рынком.

Будет новое оружие

Первый вызов для отрасли - начать производить оружие, которое Украина покупает за рубежом.

В начале большой войны подавляющее большинство бюджета на оружие страна отдавала иностранным поставщикам, ибо отечественные предприятия не были способны производить всю нужную для армии номенклатуру. Сейчас ситуация меняется и государственный заказ понемногу разворачивается на внутренний рынок.

Как рассказали ЭП в Агентстве оборонных закупок (АОЗ), в 2024 году 59% от суммы заключенных контрактов приходились на украинские оружейные компании.

Освоив серийное производство артиллерии, минометов, отдельных боеприпасов советских калибров, некоторых радаров, запчастей для военной техники и электронных компонентов, отечественные заводы "откусили" часть государственного заказа у иностранных производителей.

Существенно уменьшить зависимость от импорта удалось в производстве бронированных автомобилей. По дронам и средствам радиоэлектронной борьбы Украина по большинству позиций вообще перешла на самообеспечение.

Ремонтный цех украинских бронеавтомобилей
Ремонтный цех украинских бронеавтомобилей "Новатор"
Фото: ЭП

Однако государство до сих пор покупает около половины оружия за рубежом, ведь некоторые дефицитные позиции украинские компании еще не научились производить в нужных объемах. Прежде всего речь идет о боеприпасах "натовских" калибров 155 мм и 105 мм, часть снарядов советских калибров, тяжелую бронетехнику.

Пробные партии украинских 155-миллиметровых снарядов сошли с конвейера осенью 2024-го, а производство мин и снарядов советских калибров пока не покрывает потребность Сил обороны. Колесные бронетранспортеры изготавливают в ограниченном количестве, способность серийно выпускать отечественные танки "Оплот" - под большим вопросом, а актуальной собственной разработки гусеничной БМП Украина не имеет.

Организовать масштабное производство такой технологичной продукции в Украине трудно, но возможно. Для этого отрасль пошла логичным путем: кооперация с иностранными компаниями и лицензионное производство западной продукции.

Например, "Украинская бронетехника" предлагала Минобороны локализовать сборку испанской БМП ASCOD, но пока безуспешно. "Укроборонпром" объявил о начале сборки немецкой БМП Lynx. Также были разговоры о локализации шведской БМП CV-90, но пока известно лишь об их закупке.

"Украинская бронетехника" подписала договор с чешской Czechoslovak Group о совместном производстве боеприпасов калибров 155 мм, 120 мм и 105 мм. В 2025 году планируют отгрузить 100 тыс. снарядов, в 2026-м - 300 тыс.

Также были заявления о лицензионном производстве натовских боеприпасов на базе других украинских предприятий в сотрудничестве с немецкой Rheinmetall, французской KNDS, финской Nammo и американской Northrop Grumman.

Развертывание лицензионного производства - медленный процесс. Сначала отечественные компании под контролем партнеров будут обучать персонал, затем - делать сборку из импортных компонентов и лишь с годами будут работать самостоятельно.

Производство 155мм снарядов на заводе Rheinmetall
Производство 155мм снарядов на заводе Rheinmetall
Фото: Фото из открытых источников

Однако игра стоит свеч, ведь качество такой продукции будет высоким, а украинские предприятия благодаря западным бизнес-партнерам станут более финансово устойчивыми и будут иметь больше перспектив на мировом рынке.

Разворот государственного заказа оружия на внутренний рынок должен происходить последовательно. Худшее, что может сделать государство, - в ручном режиме перенаправить весь заказ с импорта на отечественный рынок без учета реальных возможностей предприятий.

Этот год история с бракованными и недопоставленными боеприпасами на одном из государственных заводов продемонстрировала, что некоторые предприятия могут не справиться с резким ростом заказа или вводить в заблуждение относительно своих реальных производственных возможностей. Недооценка рисков со стороны государства привела к недопоставкам боеприпасов на фронт, хотя в начале года была возможность параллельно законтрактовать импортных поставщиков.

Есть над чем работать и в системе контроля качества. При выходе на крупносерийное производство новой продукции неизбежно будут появляться бракованные партии. Министр стратегических отраслей промышленности Герман Сметанин после попадания некачественных мин на фронт заявил, что предприятия усилят контроль качества.

Развертывается производство компонентов

20 декабря стало известно, что Кабмин принял протекционистское постановление "Оружие победы", которое обяжет государственных заказчиков приоритетно контрактовать предприятия, продукция которых будет востребована в Силах обороны и как минимум на 50% от стоимости будет производиться в Украине.

Как именно будут считать процент локализации и не потеряют ли от этого производители стимул улучшать качество и цену - вопрос открытый.

Однако очевидно, что производство компонентов в Украине становится более весомым фактором для государства при планировании закупок вооружений. Увеличение процента локализации - еще одна возможная точка роста для украинской оборонной отрасли.

Самыми зависимыми от зарубежных компонентов являются украинские дроны и боеприпасы. Доля импорта в этих видах вооружения может достигать 70-90%. От этого большая часть денег из заказа вымывается за границу, страдает качество продукции и растет продолжительность производства.

В боеприпасах ключевыми импортными компонентами являются взрывчатые вещества, особенно порох. Отечественные аграрии провели эксперимент по выращиванию хлопчатника для его переработки на нитроцеллюлозу и порох. Однако для построения полной производственной цепи нужны десятки миллионов долларов.

В 2025 году государство планирует начать выдавать гранты на строительство пороховых заводов, о чем заявил вице-премьер-министр Михаил Федоров. Поскольку первые шаги в этом направлении Украина начала делать лишь на десятом году войны, отечественный рынок взрывчатых веществ остается пустым.

Аналогичная ситуация - с компонентами для беспилотников. Почти все украинские FPV-дроны зависят от поставок из Китая, но, по словам замминистра по вопросам стратегических отраслей промышленности Анны Гвоздяр, государственные заказчики будут отдавать предпочтение изделиям с большим количеством украинских компонентов.

Это означает, что скоро производители дронов начнут искать на рынке украинскую электронику, чтобы получить конкурентное преимущество. Подталкивают к этому многочисленные бракованные партии компонентов из Китая, регулярные введения этой страной экспортных ограничений, а также потребность в специализированных "военных" компонентах, которые отличаются от импортных "универсальных".

Украинская компания Vyriy drone развернула серийное производство компонентов для FPV-дронов и собирает из них беспилотники. Ее директор Алексей Бабенко рассказал ЭП, что количество выпущенных компонентов за 2024 год измеряется сотнями тысяч, тогда как общая потребность рынка - около семи миллионов.

Рынок украинских компонентов для дронов в 2025 году будет бурно расти и они будут становиться дешевле благодаря массовому производству. Однако есть норма, которая тормозит этот процесс: в 2023 году Верховная Рада отменила НДС для импортных компонентов, а для произведенных внутри страны - нет.

Выходит, что Украина помогает китайским производителям выиграть конкуренцию у отечественных, предоставляя им существенное конкурентное преимущество. Фактически это приглашение для украинских производителей компонентов переезжать за границу.

Беспилотник компании Vyriy drone, собранный полностью из украинских компонентов
Беспилотник компании Vyriy drone, собранный полностью из украинских компонентов
Фото: "Милитарный"

Уравнять правила для украинских и китайских производителей оборонные компании просят более полугода, однако парламент не спешит вносить соответствующие изменения.

Заходят деньги от партнеров

Увеличивает производство оружия инициатива "Оружейники", которая позволяет западным партнерам выделять деньги на производство оружия в Украине. Они финансируют контракты Минобороны или заключают прямые соглашения с производителями.

К этой дипломатической фандрейзинговой инициативе привлечены все ключевые ведомства, включая Офис президента. За 2024 год власти смогли привлечь 931 млн долл. для заказов отечественным предприятиям. Крупнейшими донорами стали Дания - 351 млн долл., Великобритания - 67 млн долл., Норвегия - 45 млн долл., а также Евросоюз - 436 млн долл. (за счет прибыли с замороженных российских активов).

Производителей оружия для предоставления предложений партнерам чиновники ищут в ручном режиме. Чтобы сохранить имидж украинской оборонной отрасли, они выбирают предприятия с наименьшими рисками и наиболее востребованной на фронте техникой. Страна-партнер сама выбирает вариант с наилучшими для себя условиями.

Так, Дания законтрактовала завод, который производит САУ "Богдана", Литва купила ракеты "Паляница", а Нидерланды - морские и FPV-дроны.

Часть САУ
Часть САУ "Богдана", законтрактованны Данией для ВСУ
Фото: Defence express

По словам главы АОЗ Марины Безруковой, для повышения шансов на участие в инициативе компания должна поставлять технику без срывов и проблем с качеством, развивать производство, технологии и зарекомендовать себя как надежный партнер.

Долгих контрактов до сих пор нет

С начала великой войны многое сделано, чтобы уменьшить бюрократические преграды для развития отрасли. Компаниям увеличили норму доходности, авансы, упростили допуск к эксплуатации, децентрализовали заказы. Однако для нового качественного рывка изменения должны продолжаться. Чаще всего оборонные компании просят ввести долгосрочные контракты на два-три года.

Сейчас государство заключает сделки "до конца года", поскольку именно так устроен бюджетный процесс. В первые месяцы года готовятся соглашения и закупаются компоненты и уже потом предприятия несколько месяцев работают на полную мощность. После этого производители уходят в простой за свой счет до нового контракта.

Это тормозит развитие отрасли. Менеджеры оборонных компаний не знают, смогут ли они претендовать на государственный заказ в следующем году, поэтому инвестиции в расширение возможностей и новые технологии становятся рискованными.

Проблема отсутствия "длинных" контрактов не нова. По словам Безруковой, существует законодательная возможность заключать соглашения до 24 месяцев, но государству не хватает средств на авансирование нескольких лет производства в то время, когда нужно удовлетворять насущные потребности на фронте.

Выходом из ситуации может стать компромисс между государством и производителями, чтобы заказчик давал предоплату частями, но гарантировал заказ на годы вперед. В то же время производитель должен иметь доступ к дешевым кредитам на покрытие операционных нужд.

Первый льготный кредит оборонной компании под 5% годовых выдали лишь в декабре 2024 года.

Еще одна проблема - негибкие правила контрактирования. Технологии на фронте быстро меняются, так что контрактовать дроны на несколько лет с фиксированными техническими характеристиками рискованно.

По словам Безруковой, в контрактах прописывается возможность изменения характеристик продукции во время ее производства, но отсутствует возможность повысить цену. Поэтому оборонные компании либо будут модифицировать изделие за свой счет, либо просто будут поставлять на фронт не совсем актуальную продукцию.

Чиновница считает, что должна быть возможность динамично менять не только технические характеристики, но и цену в контракте при наличии соответствующего обоснования. Правда, придется разобраться, насколько такая инициатива соответствует нормам закона.

Иногда даже Генштаб не знает, будет ли ему нужно то или иное оружие через год. Поэтому для начала государство должно составить список "вечнозеленой" техники, которая в первую очередь будет претендовать на "длинные" контракты. Решить эту задачу должно постановление "Оружие победы", текст которого будет опубликован в ближайшее время.

Технологии идут вперед

Украинские компании конкурируют не только между собой, но и с россиянами. Враг быстро адаптируется и находит противодействие отечественному вооружению, поэтому инженеры вынуждены постоянно повышать технологическую планку. На рынке ощутимы два тренда: увеличение расходов на R&D и углубление сотрудничества между компаниями.

Примеров кооперации украинских производителей достаточно. Так, компании Kvertus и "Украинская бронетехника" сотрудничают в оснащении бронеавтомобилей системами радиоэлектронной борьбы. Директор первой рассказал ЭП, что серийные машины "Новатор" и "Новатор-2" выпускаются со средствами для противодействия FPV-дронам. На очереди - другие модели броневиков.

Отечественная серийная крылатая ракета "Ад" - продукт кооперации государственных и частных производителей. Vyriy drone, Sine engineering и Swarmer вместе работают над технологией "рой дронов". "ОКО камера" наладила выпуск тепловизоров для украинских дронов других компаний. Производители боеприпасов объединили усилия с металлообрабатывающими предприятиями для изготовления корпусов.

Ракета
Ракета "Ад"
Фото: Министр стратегических отраслей промышленности Герман Сметанин

Большую роль в общении компаний играет государственный кластер Brave1, который собирает информацию о рынке и потребностях военных и делится ею с производителями, инвесторами, всеми причастными к оборонной отрасли.

Brave1 по большей части занимается беспилотными системами и РЭБом, выдавая гранты на разработку и помогая компаниям с кодификацией. Поскольку за последние два года кластер хорошо себя зарекомендовал, логичным выглядит его постепенное масштабирование на более широкую номенклатуру военной продукции.

Стеклянным потолком для оборонных компаний остается финансирование. Поскольку новые технологии требуют больше инвестиций, а государственный заказ остается ограниченным, компании начинают присматриваться к мировому рынку.

Экспорт военной техники пока запрещен, власти лишь разрабатывают соответствующую политику. Из-за этого некоторые украинские компании инвестируют в заводы и конструкторские бюро за рубежом, самостоятельно открывая экспортное окно.

Вопрос продажи оружия за рубеж политически чувствителен. Однако если доступ на внешний рынок и дальше будет оставаться закрытым, то частичная миграция отечественных производителей в соседние страны будет продолжаться.

экспорт война ОПК Минобороны оружие