Украинская правда
другий щорічний захід про інвестиції

Как избавиться от китайской дроновой зависимости

Локализация производства – стратегическая потребность для экономики и оборонной сферы в 2026 году.

Согласно заявлению министра обороны, в 2024 году украинский ОПК удовлетворил 96,2% потребности Сил обороны в беспилотных летательных аппаратах.

С начала большой войны украинские производители дронов нарастили свои производственные мощности в 35 раз и сейчас определяют тренды на мировом рынке.

Знак Made in Ukraine на военной технике стал синонимом наивысшего стандарта качества, battle proven (проверено в бою). Золотым стандартом 2026 года должен стать знак made from Ukrainian components (изготовлено из украинских компонентов).

Почему локализация актуальна

Локализация производства беспилотных систем и средств РЭБ – необходимый стратегический шаг, который обеспечит конкурентоспособность отрасли. Внутреннее производство ключевых компонентов означает безопасность цепей поставок.

С сентября 2024 года Китай системно вводит ограничения на экспорт компонентов к беспилотным системам, конечным пунктом назначения которого является Украина. Однако даже если убрать из виду ограничения, крайне нерационально выводить средства из Украины к геополитическому конкуренту, который продает те же товары России.

Зато производство компонентов в Украине будет способствовать росту нашей конкурентоспособности, создаст тысячи рабочих мест и обеспечит дополнительные поступления в бюджет. Кроме того, использование украинских компонентов является неотъемлемой частью выхода на внешние рынки. При условии открытия контролируемого экспорта ВВТ в государства-партнеров украинские изделия не могут содержать ключевые компоненты, страной происхождения которых является КНР.

Что с локализацией сейчас

В 2025 году на рынке функционируют игроки, которые могут закрыть потребность во всех компонентах для беспилотных систем. У нас появились качественные термальные камеры, видеопередатчики, полетные контроллеры, системы связи, электромоторы, корпусные элементы, оптоволоконные катушки и модули различного назначения. Вместе с тем, украинские компании проигрывают конкуренцию китайским производителям по пропорциональности цены к скорости поставки и масштабу.

Компании-производители финальных изделий замечают таких игроков и стараются наращивать объем локализации своих финальных изделий. Так, в марте 2025 года компания Vyriy представила первую тысячу FPV-дронов, сделанных полностью из украинских компонентов. По результатам нашего внутреннего исследования, у половины компаний-участниц IRON украинские компоненты составляют 30-70% всего набора деталей, то есть уже конкурируют по доле с китайскими.

Мы способны покрывать более 80% потребности в корпусных деталях и аккумуляторах, а также более 60% потребности в полетных контроллерах. По другим компонентам, которые являются наукоемкими в разработке и более сложными в серийном производстве, украинские компании пока обеспечивают лишь 15-20% потребности. В то же время при условии благоприятной регуляторной среды и доступа к финансовому капиталу украинские производители в течение шести месяцев могут нарастить производство всех типов компонентов до уровня, который будет покрывать 50-70% потребности беспилотных систем.

Что препятствует более глубокой локализации

Главными барьерами для масштабирования производства являются неравные правила игры на рынке и недостаток оборотного капитала. Производители, согласно налоговым и таможенным льготам, могут импортировать компоненты без уплаты НДС и пошлины. В свое время эта норма Налогового и Таможенного кодексов способствовала развитию ОПК.

Вместе с тем, производители компонентов при импорте сырья платят НДС и пошлины, что удорожает их стоимость на объем уплаченных налогов. Таким образом, они проигрывают ценовую конкуренцию иностранным компаниям-поставщикам.

Вторым вызовом является дефицит оборотных средств, который возникает из-за разрыва между производственными и закупочными циклами. Тенденция к децентрализации оборонных закупок улучшает обеспечение Сил обороны, но фрагментирует заказы.

Ранее ключевой моделью продаж для большинства производителей были долгосрочные контракты (от шести месяцев) с АОЗ и ГССЗЗИ. Такие контракты позволяли производителям планировать закупку компонентов наперед, поскольку они имели гарантированные ежемесячные отгрузки, заложенные на несколько месяцев вперед.

Новая инициатива МОУ, в соответствии с которой 70% БПЛА планируют покупать через систему Dot Chain Defense, временно меняет правила игры на рынке. Поскольку производители должны будут отгружать продукцию в течение нескольких недель, именно столько времени у них будет на получение необходимых компонентов.

В то же время типичный производственный цикл компонентов длится примерно три месяца, учитывая импорт сырья, которое мы не можем локализовать в Украине (например, производство магнитов для электромоторов или матриц для тепловизионных камер).

Кроме того, производители компонентов сталкиваются с типичными для оборонной промышленности вызовами, хотя и в меньшей степени. Постоянная угроза российских обстрелов, ограничения на экспорт товаров двойного назначения и чрезвычайно быстрый инновационный цикл создают дополнительные барьеры для расширения производства. Масштабирование является критическим условием для удешевления продукции, поскольку именно эффект масштаба позволяет уменьшать себестоимость единицы товара.

Что с этим делать

Наращивание производства компонентов требует согласованной политики Минобороны, Минэкономики, Минфина и подчиненных им структур, ряда законодательных изменений, за которые отвечает Верховная Рада, а также активного участия бизнеса.

В Украине работают два государственных маркетплейса компонентов: библиотека комплектующих МОУ и маркетплейс Brave1, которые позволяют производителям финальных систем и военным находить решения. МОУ и Минэкономики совместно запустили инициативу "Сделано для Победы", в рамках которой предоставляют гранты до 8 млн грн на развитие производства компонентов. Однако этого недостаточно.

Во-первых, государство должно выровнять налоговые условия для украинских и зарубежных производителей. Это можно сделать путем освобождения от НДС и пошлины сырья и деталей для производства компонентов или через пересмотр льгот для импорта.

Во-вторых, следует обеспечить производителям доступ к гарантированному государством кредитному финансированию, в частности к льготным займам под 5% от МОУ, а также к инструментам финансирования в рамках Ukraine Facility. Кроме того, стимулирование локализации надо заложить в логику оборонных закупок, отдавая предпочтение беспилотным системам с большей долей украинских компонентов.

Ответственность за локализацию лежит и на бизнесе. Украинские производители компонентов должны инвестировать в собственные R&D и масштабирование производства, чтобы обеспечивать стабильное предложение и соответствовать темпу технологических изменений на поле боя, таких как новые частоты и форм-факторы. Производители финальных систем должны покупать прежде всего украинские компоненты или производить их самостоятельно.

Все эти шаги позволят Украине уже сейчас закрыть внутренний спрос на критические компоненты, а в перспективе – стать ключевым поставщиком компонентов для Евросоюза, который находится в процессе масштабного перевооружения.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
оружие ОПК Китай налоги импорт