Где взять средства на ОПК?
Вопрос финансирования - один из главных для обеспечения стабильной работы оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Украины и повышения уровня обороноспособности государства.
По данным Минобороны, в 2025 году нам не хватает 6 млрд долл. (около 250 млрд грн), чтобы закрыть разрыв в обеспечении войска. Если же оценивать разрыв между нынешними объемами производства и тем, что потенциально мог бы выпустить отечественный ОПК, то он составляет не менее 20 млрд долл.
Можем ли мы если не ликвидировать, то хотя бы сократить эти разрывы, поддержав и улучшив результаты работы и финансовое состояние ОПК Украины?
Внутренние ресурсы
Считаю, что да. Как за счет внутренних, так и внешних источников. К ключевым внутренним источникам можно отнести следующие.
Детенизация - из-за высокого уровня теневой экономики бюджет ежегодно теряет 800-900 млрд грн. В результате усиления борьбы с этим явлением мы в 2024 году дополнительно получили в бюджет эквивалент 2,5 млрд долл., а в этом году вполне можем рассчитывать на дополнительные еще 5 млрд долл.
Повышение эффективности расходования ресурсов, направляемых на поддержку сектора безопасности и обороны. В прошлом году, проведя аудит 687,3 млрд грн расходов, направленных на соответствующие цели, выявлено нарушений и неэффективного использования около 186 млрд грн, а это почти 75% от той суммы, которая составляет разрыв в потребности на закупку оружия.
Отмена ряда неэффективных или мало результативных государственных расходов - нужно в конце концов решиться на их "военную цензуру", которая, по моим оценкам, даст дополнительный ресурс в размере не менее 50 млрд грн.
Частичное открытие экспорта вооружений без ущерба для обороноспособности государства. По оценкам объединения "Технологические силы Украины" (ТСУ), в прошлом году украинские производители оружия потеряли до 2 млрд долл., а 63% их мощностей простаивали из-за отсутствия заказа и невозможности, несмотря на имеющийся спрос, поставлять его зарубежным потенциальным заказчикам.
И вопрос не только в текущих потерях, неэффективности модели, в которой 2/3 мощностей находятся в вынужденном простое, но и тревожной тенденции - 85% опрошенных оружейников ВСУ уже релоцировались за границу или намерены это сделать из-за продления действия ограничения на экспорт оружия.
Увеличение масштабов льготного кредитования ОПК. Только 500 млн грн, заложенные в бюджете на частичную компенсацию процентной ставки по кредитам - это катастрофически мало по сравнению с масштабами производства в ОПК. Для сравнения - это в 36 раз меньше, чем предусмотрено на аналогичные цели для гражданского сектора.
Наращивание масштабов грантовой поддержки инновационных военных технологий через Фонд развития инноваций и платформу Brave1, которая обеспечит стартапам возможность изготовить опытные образцы, провести их испытания и перейти к масштабированию производства.
Дополнительными источниками финансовой поддержки отечественной оборонной промышленности считаю и возможность дополнительной эмиссии облигаций внутреннего государственного займа - ведь привлеченные ресурсы не только поддержат сам ОПК, но и тысячи его смежников в других отраслях национальной экономики, обеспечивая одновременно сохранение существующих и создание новых рабочих мест, увеличение поступлений налогов и сборов в государственный и местные бюджеты.
Внешние ресурсы
Не менее важными считаю и расширение привлечения внешних источников финансирования отечественного ОПК. Речь идет о нескольких как уже апробированных моделях, так и о новых возможностях, которые открываются перед Украиной.
Прямая бюджетная поддержка со стороны союзников. В госбюджете на 2025 год впервые появилась строка, сформированная за счет привлечения кредита в объеме 90 млрд грн от правительства Великобритании на реализацию "Проекта по поддержке обороноспособности государства" (объем кредита - 2,258 млрд фунтов) по программе "Развитие, закупка, модернизация и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования". Такой хороший пример заслуживает дальнейшего расширения.
Расширение сотрудничества со странами-партнерами в рамках общеевропейской программы SAFE, которая предусматривает выделение 150 млрд евро в виде займов для оборонных инвестиций. Проект оказался очень востребованным: 18 государств-членов ЕС уже подали заявок на 127 млрд евро. Перспективными считаю также возможности в рамках Европейской программы оборонной промышленности (EDIP), Европейского оборонного фонда (EDF), инициативы BraveTech EU, средства из которых могут быть направлены в том числе и на поддержку оборонного производства в Украине.
Масштабирование "датской модели", которая предусматривает заказ украинского оружия, средства на которое выделяют партнеры. Эта инициатива увеличилась в 2025 году уже до почти 1,4 млрд евро (в 2024 году - 597 млн евро), привлекая все больше стран-партнеров.
А на подходе уже реализация "датской модели 2.0" (предусматривает инвестиции в оборонные и технологические компании Украины, ускорение поставок вооружений, доступ Дании к современным технологиям), а также запуск "нидерландской модели", которая также предусматривает прямые контракты с производителями, инвестиции в украинский ОПК и создание совместных предприятий.
Ускорение запуска проекта Build with Ukraine, который будет предусматривать участие европейских партнеров в решении задачи масштабирования производства лучших образцов вооружения для Сил обороны Украины.
И бесспорно, надо активнее работать над решениями, которые позволят привлекать миллиарды долларов и евро наших партнеров и союзников в средне- и долгосрочной перспективе.
Прежде всего речь идет об историческом решении нынешнего Саммита НАТО в Гааге, согласно которому члены Альянса обязуются до 2035 года достичь расходов на основные оборонные требования, а также связанные с обороной и безопасностью расходы на уровне 5% ВВП ежегодно.
В процессе расчета оборонных расходов государств-членов Альянса будут учитываться прямые взносы на оборону Украины и ее оборонную промышленность. А это означает, что финансирование военной помощи нашему государству, изготовление и передача вооружения и военной техники, инвестиции в украинский ОПК и увеличение его возможностей, совместное производство будут засчитываться в 3,5% ВВП для каждой страны.
Поэтому некоторым членам Альянса (особенно с не очень многочисленной армией, расположенными подальше от России и с чувствительным отношением к милиарным вопросам), экономически целесообразнее будет выделять помощь для Украины и ее ОПК, чем создавать избыточные собственные мощности.
В этом году в ЕС утвержден собственный план перевооружения REARM Europe, где кроме упомянутой программы займов SAFE, речь идет о возможности дополнительно мобилизовать еще 650 млрд евро для значительного увеличения европейских расходов на оборону и доведения их до упомянутого в решении НАТО уровня 3,5% ВВП, в том числе через инструмент временного отступления от бюджетного правила.
Эти ресурсы в рамках договоренностей стран НАТО также являются потенциальным источником инвестирования как в совместное производство, так и заказ оружия у украинской оборонной промышленности.
Мы же, со своей стороны, уже в ближайшее время обеспечим запуск собственного проекта по поддержке ОПК - специального режима экономической деятельности Defence.City, который создаст благоприятные условия для развития сектора на ближайшую перспективу.