Россия вынуждена менять арктические морские пути поставки СПГ из-за санкций ЕС
Российский путь транспортировки своего СПГ из арктических портов в Азию, проходивший по Европе, может быть остановлен из-за нового пакета санкций, однако эффект на возможности экспорта российских энергоресурсов пока неизвестен.
Об этом сообщает Bloomberg.
Сейчас российские терминалы, находящиеся на арктическом побережье России, например терминал "Ямал-СПГ", экспортирует газ через Европу, потому что в портах Бельгии и Франции российский СПГ из арктических транспортировочных судов, приспособленных к условиям экстремально низкой температуры, перегоняют в обычные танкеры, которые продолжают свой путь в Азию.
При этом, часть российского СПГ, перегоняемого в портах, оседает на европейских рынках. Новым пакетом санкций ЕС стремится обрезать такую возможность.
Политики ЕС обсуждают этот шаг как часть 14-го пакета санкций против России. Хотя полного запрета не будет, это будет первый случай, когда Европа применяет конкретные меры против российского СПГ.
В Bloomberg отмечают, что в случае одобрения, эта мера может привести к увеличению объемов российского топлива, циркулирующего в Европе. Она также может вызвать проблемы с контрактами для европейских логистических компаний и политическую реакцию со стороны других стран-покупателей газа.
"Например, „Новатэк" мог бы разгружать грузы, предназначенные для Азии, в Европе и использовать локальные свопы. Это означает, что она могла бы получать газ из других источников для поставки азиатским клиентам.
Как следствие, это "откроет европейские правительства для обвинений в том, что они увеличивают поставки российского СПГ, хотя утверждают, что пытаются его минимизировать", - сказал руководитель отдела европейского газа и глобального СПГ в Energy Aspects Джеймс Воддел.
Для российских поставок это будет означать усложнение логистики. Для заводов российской "Новатэк", экспортирующей большинство СПГ, остановки в портах ЕС необходимы во всех сезонах кроме летнего и осеннего, когда северные морские пути освобождаются ото льда и позволяют экспортировать газ в Азию напрямую. По данным Energy Aspects, доставка грузов из Ямальского СПГ напрямую в Азию приведет к увеличению расходов на фрахт и логистику, а также к более длительному простою ледоколов.
Россия в случае принятия санкций может найти некоторые альтернативные пути доставки. Например, использовать свой порт Мурманск, или увеличить экспорт в летний сезон. Однако такие варианты являются "костылями" для российского экспорта.
При таком сценарии, могут пострадать российские контракты на поставку 3 млн тонн СПГ в Китай в год, что может вызвать реакцию в Пекине.
Кроме этого, от новых санкций могут пострадать Европейские компании, такие как немецкая государственная компания Securing Energy for Europe GmbH, Shell Plc и TotalEnergies SE. Они полагаются на перевалку ямальских грузов в Зебрюгге и Монтуаре. Срок действия их контрактов не истечет до 2038 и 2041 годов, что потенциально приведет к сообщениям о форс-мажорных обстоятельствах или договорным спорам, если перевалка будет запрещена.
Читайте также: Газовый кардинал России: кто стоит за новой волной экспортной экспансии Кремля
Напомним:
Еврокомиссия предложила ввести ограничения в отношении 11 судов, которые способствуют способности России вести ее полномасштабную войну против Украины.
Еврокомиссия направила в страны ЕС проект предложения 14-го пакета санкций против России, который содержит, среди прочего, ограничения на импорт сжиженного газа (СПГ) из России, хотя полное эмбарго не планируется.
Экономическая правда