Цена на автогаз в сетях АЗС может вырасти еще на 1 гривну за литр – эксперт
Участники рынка назвали одну ключевую причину роста цен на сжиженный газ - дефицит ресурса и вызванный им ажиотажный спрос, они прогнозируют, что цены в ближайшее время не снизятся.
Об этом говорится в статье ЭП.
"Причина очевидна - дефицит. Нет ресурсов - идем вверх. Рынок тяжелый, поскольку негде хранить большие объемы. Любой провал в поставках будет всегда приводить к росту цен", - говорит глава группы компаний Prime (сеть из 40 АЗС. - ЭП ) Дмитрий Леушкин.
"Причина подорожания - ситуативный дефицит, вызванный задержками с поставками ресурса из России. Это периодически происходит. Сейчас причина - бюрократические проволочки со стороны государственных органов РФ после смены оператора поставок", - соглашается директор научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.
В мае компания из группы азербайджанской госкомпании SOCAR cтала экспортным оператором нефтепродуктов "Роснефти" в Украине, cменив предыдущего поставщика - Proton Energy Group S.A. А сжиженный газ на украинский рынок поставляется в основном из России, Беларуси и Казахстана.
По словам аналитика консалтинговой группы А-95 Артема Куюна, дефицит сжиженного газа из-за ротации Proton Еnergy и SOCAR наблюдался в середине июля, а сейчас ситуация "более-менее стабильна".
При этом, это не значит, что в ближайшее время цены снизятся.
"Пока будет инерционный рост. Если оптовые цены выросли на треть, а в рознице лишь на 10%, понятно, что цены на АЗС будут расти и в дальнейшем", - считает Рябцев.
Соглашается с ним и представитель группы компаний Prime.
"Инерция пошла. Если даже завтра приплывет пять танкеров, то цены не снизятся. Есть ажиотажный спрос, который сохранится как минимум до конца августа. Дешевле точно не будет", - предупреждает Дмитрий Леушкин.
По мнению Куюна, потенциал для роста розничных цен на сжиженный газ в нынешних условиях составляет еще 1 грн за литр.
"Запасов нет. Когда работаем "с колес", то потеря любого из источников означает дефицит. Если проблем с поставками не будет - ситуация останется такой как сейчас", - говорит аналитик.
При этом все эксперты высказали мнение, что выше 20 грн за литр газ точно не будет стоить, поскольку тогда автовладельцам будет не выгодно переходить на газ. Дело в том, что в установке ГБО экономический смысл есть только тогда, когда литр газа стоит не более 60% от цены литра бензина.
"Сейчас соотношение примерно 53% от стоимости высокооктанового бензина. Если показатель превысит 60%, это чревато оттоком потребителей к бензину, поэтому трейдеры этого всегда боятся. У нас еще есть определенный запас, но до 20 гривен мы точно не дойдем", - уверен Рябцев.
Читайте подробнее в материале: "Дешевле не будет": почему растет цена на автогаз и где предел
Напоминаем:
Средняя цена автогаза в сетях АЗС 3 августа достигла рекордных 16,89 грн/л (+2 коп/л до 2 августа).
Средняя цена сжиженного газа в сетях АЗС 2 августа выросла до 16,88 грн/л, при этом максимальная цена достигает 17,78 грн/л.
Сети АЗС с эконом и среднего сегмента с 23 по 30 июля повысили стоимость бензина и ДТ в пределах 10-90 коп/л.
За неделю 23-30 июля средняя цена автогаза в сетях АЗС повысилась на 20 коп/л - до рекордных за всю историю наблюдения 16,86 грн/л.
Экономическая правда