ГОКи требуют мораторий на повышение железнодорожных тарифов
Правительство обязано ввести мораторий на повышение ж\д тарифов на грузовые перевозки.
Об этом в своем обращении к премьер-министру Арсению Яценюку, Мининфраструктуры, Минэкономики, а также Государственной регуляторной службы заявили руководители крупнейших предприятий горно-обогатительной отрасли - Полтавского, Южного, Ингулецкого, Северного, Центрального ГОКа, Криворожского и Запорожского железорудных комбинатов, а также ОАО "ЕВРАЗ Суха Балка", пишет "УНИАН".
В заявлении говорится, что от экспорта железорудного сырья Украина получает больше 2 млрд долларов в год. Но есть риск потерять этот источник доходов, избавившись также около 50 тыс рабочих мест.
С начала 2014 года мировые цены на руду снизились втрое, а конкуренция значительно усилилась. Многие горнорудные компании из США, Австралии, Китая, Африки заявили о сокращении производства.
При этом с точки зрения логистики поставщики руды из Австралии и Южной Америки находятся в более выгодных условиях, имеют меньше "плечо" доставки, возможность загружать крупнотоннажные суда, которые не способны обслуживать украинские порты.
Прогнозируется, что в 2016 году цены на руду снизятся еще на 15-20%.
В таких условиях запланированное Мининфраструктуры резкое повышение тарифов на ж\д перевозки приведет к убыточности производства железорудного сырья в Украине, отказа инвесторов от работы с украинскими предприятиями, существенного снижения уровня инвестиционной привлекательности страны в целом.
"Вероятный сценарий - падение производства в отрасли на 50%, снижение экспорта на 75%", - отмечается в обращении.
В документе подчеркивается, что МИУ декларирует повышение тарифов на 30%, однако с учетом дополнительных факторов, таких как увеличение тарифа на пустой пробег вагонов, повышающий коэффициент на перевозки на расстояние более 500 км и т.д., фактический рост тарифа в течение 2016 году составит почти 50%. А для грузов 1 класса, к которым относится руда, тариф поднимется на 65%.
Между тем, в соседних с Украиной государствах, таких как Россия и Турция, расходы на перевозку железной уже сейчас ниже, чем в нашей стране. Снижение цен на сырьевые товары заставляет правительства других стран идти навстречу своим производителям.
Так, со следующего года "РЖД" увеличат размер максимальной скидки для клиентов с 12,8 до 25%.
Таким образом, российские предприятия получат преимущества по сравнению с украинскими, что позволит им вытеснить отечественного производителя с внешних рынков.
По мнению промышленников, нет оснований говорить, что нынешние тарифы на грузовые перевозки являются для "Укрзализныци" экономически необоснованными или убыточными. За счет грузовых перевозок в 2014-2015 годах госмонополия получила около 15 млрд гривен прибыли.
"В данный момент идет процесс корпоратизации "Укрзализныци". Считаем, что после ее завершения, имея понимание реальной ситуации в компании, можно вернуться к вопросу пересмотра тарифов и политики ценообразования на грузовые перевозки", - резюмируется в обращении.