"Газпром" заплатит за свои слова
Намерение "Газпрома" не продлевать транзитный контракт с Украиной после 2019 года дает право Киеву увеличить тариф на транспортировку газа - не только до истечения срока действия контракта, а и ретроспективно.
Такое мнение высказал директор по развитию бизнеса НАК "Нафтогаз Украина" Юрий Витренко на своей странице в Facebook.
По словам Витренко, все эти заявления "Газпрома" Украина уже учла в иске против российского газового монополиста в Стокгольмском арбитраже.
"Естественно, это право "Газпрома" не транспортировать газ через территорию Украины по истечению срока действия контракта. Но этот выбор "Газпрома" дал нам право увеличить монополисту тариф на транспортировку газу - не только до истечения срока действия контракта, а и ретроспективно", - пишет эксперт.
По его словам, логика в данном случае относительно проста.
"По европейским правилам (и в соответствии с применимым к нашему контракту международному праву) транспортный оператор имеет право установить такой тариф на транспортировку, который полностью покрывает его расходы (включая "стоимость капитала" и амортизацию)", - говорит директор.
Витренко отмечает, что если бы Украина могла обоснованно ожидать, получать доходы от транспортировки российского газа и после 2020 года, то устанавливала бы тариф исходя из возможности окупить свои расходы (в том числе амортизировать ГТС) за более долгий период времени.
"Выбор "Газпрома" прекратить транспортировку газа через Украину с 2020 года лишает нас возможности иметь такие обоснованные ожидания. Поэтому мы были вынуждены увеличить тариф , чтобы окупить все релевантные затраты до 2020 года (за счет ускоренной амортизации, например)", - говорит он.
По его словам, "Газпром", российские журналисты и местные "эксперты" ожидаемо будут рассказывать, что стремление Украины увеличить тариф никого не волнует, потому что есть подписанный контракт с установленным тарифом.
"Спорить с "Газпромом" мы будем в Стокгольмском арбитраже", - констатировал эксперт.
Кроме того, по словам Витренко, Украина напомнит публичные заявления "Газпрома" во время подписания контракта, что это абсолютно "европейский" контракт.
"Так вот, "европейские контракты", к к которым применяется европейское право (наш случай) как раз и предполагают возможность такого увеличения тарифа. Так что "Газпром" заплатит за свои слова, а мы в накладе не останемся!", - подитожил директор по развитию бизнеса.