Рада дала добро на модернизацию ГТС
Верховная Рада поддержала во втором чтении законопроект о реформировании системы управления единой ГТС Украины.
За проголосовали 228 депутатов.
Согласно закону ГТС не подлежит приватизации.
Согласно поправкам, газотранспортная система не может быть передана в управление лишь по согласию парламента.
"Цель закона – иметь ЕС и США как операторов украинской газотранспортной системы, где Украина контролирует компанию и где собственность на украинскую ГТС и украинские газохранилища остаются за украинским государством", - отметил премьер Арсений Яценюк, представляя закон.
"Украинская ГТС остается на 100% государственной собственностью", - сообщил Яценюк об изменениях, которые были внесены в закон при подготовке ко второму чтению.
Украинское государство объявляет публичный конкурс на привлечение инвесторов относительно модернизации и эксплуатации ГТС. Такими инвесторами, согласно закону, могут быть лишь компании стран-членов ЕС, которые соответственно сертифицированы, или США.
Так называемая операторская компания контролируется исключительно украинским государством. 51% принадлежит государству, 49% могут получить ЕС или США.
Также добавлен пункт о том, что при проведении конкурса компания, которая является резидентом ЕС или США, обязана раскрыть всю информацию о структуре своей собственности и показать всех бенефициаров, которые являются владельцами этой компании.
"Если компания, которая выиграла конкурс, принимает решение об изменении своей структуры собственности, то такое решение может приниматься лишь в случае, если на это согласие дает украинская сторона. Может произойти так, что выигрывает компания резидент ЕС, а потом изменится структура собственности, и под лейбой ЕС может быть собственность например страны-агрессора", - сказал Яценюк.
Он добавил, что компания, которая будет управлять ГТС, раз на 5 лет должна подавать отчет, в том числе в ВР.
"Эти дополнительные требования нагружают проект. Но не стоит очередь, чтобы инвестировать в украинскую ГТС, и мы должны сделать шаги, чтобы… ЕС был заинтересован в увеличении транзита газа через Украину, и соответственно мы зарабатывали больше средств", - добавил он
"Чтобы ЕС был последовательным. Если мы вместе и подписали соглашение об ассоциации, это означает, что мы помогаем друг другу и не строим Южный поток, который строится исключительно против Украины", - добавил Яценюк.